Как помочь подростку выбрать профессию, если мы не знаем, каким будет рынок труда через 3–5 лет
Почему стоит выбирать не конкретную профессию, а направление
Выбор сферы деятельности, а не специальности позволит приспособиться к резким изменениям рынка труда.
Профессии, которые были нужны вчера, сегодня теряют актуальность
За последние сто лет из наших городов исчезли извозчики и трубочисты. Сегодня под угрозой продавцы, секретари, нотариусы и корректоры. Эти профессии могут стать ненужными в ближайшие десятилетия, а может, и годы. Художники тоже бьют тревогу: нейросети, о которых пару лет назад мы даже не слышали, создают иллюстрации быстрее и лучше.
Появляются новые сферы деятельности, о которых мы вчера даже не думали
В середине прошлого века возникли профессии телеведущего и видеооператора. Потом появились программисты. В последние 20 лет — тестировщики, специалисты по продвижению в интернете, создатели онлайн‑курсов.
Не исключено, что в будущем будут востребованы навыки онлайн‑терапевта, менеджера по космическому туризму и медиаполицейского. А может, появятся и другие специальности.
Мы не знаем, что будет уметь искусственный интеллект завтра или через пять лет, какие профессии исчезнут или появятся. Но уверены, что понадобятся профессионалы, которые будут использовать роботов, нейросети или чат‑боты ИИ как инструменты. И что к появлению новых профессий и исчезновению прежних нужно готовиться уже сейчас.
Поэтому подростку, думающему о своём профессиональном будущем, стоит выбрать не конкретную специальность, а направление развития.
Как выбрать направление для будущей работы
Отнеситесь к выбору сферы деятельности ребёнка как к проекту, который требует времени. Будет здорово начать его реализацию в сентябре, одновременно с началом учебного года, но можно и не привязываться к датам.
Для начала стоит вспомнить вместе с ребёнком, какие сферы деятельности существуют, и рассказать ему о направлениях, о которых он пока не знает. Затем можно приступать к анализу.
1. Применить технику «от противного»
Первый шаг — отбросить те направления, которые подростка точно не привлекают. Например, он уверен, что не пойдёт в медицину, не станет юристом, не будет профессионально изучать иностранные языки. Он не хочет, чтобы основой его работы было постоянное общение с людьми — клиентами или учениками, но будет рад видеться с коллегами и работать с ними в одной команде.
Разделите все сферы деятельности на две группы. Возьмите с ребёнком лист бумаги или откройте файл и создайте две колонки. Левую озаглавьте «нет» — здесь будут сферы, которые ребёнку совсем не интересны. Правую колонку назовите «может быть». Пусть подросток заполнит лист или файл сам, а вы помогите ему найти недостающую информацию о том или ином направлении, если понадобится.
Не обязательно заполнять страницу сразу. Стоит выделить на список неделю и вносить записи постепенно. Можно менять решения и переносить сферы из одной колонки в другую.
К концу недели получится список, где в колонке «может быть» окажутся несколько направлений.
2. Разобраться, какие сферы остались, и выстроить их по приоритетности
В списке приоритетов могут оказаться 4–7 направлений. Например, «программирование, искусственный интеллект, дизайн, создание комиксов, химия».
Теперь нужно расположить эти сферы деятельности по убыванию — от наиболее до наименее привлекательного. Можно менять выбор, добавлять или удалять пункты.
Объясните подростку, что не стоит относиться к этому занятию как к домашнему заданию, которое будут оценивать. Здесь не может быть верных или неверных ответов. Только сам ребёнок определит, устраивает ли его результат.
3. Получить опыт в каждой сфере
Задача этого этапа — понять на практике, насколько подростку интересно осваивать каждое направление.
Возьмите первый пункт списка. Например, «программирование». Придумайте, как ребёнок сможет попрактиковаться в написании кода. Например, поискать в сети бесплатные уроки для новичков и написать первые программы на JavaScript или Python. Если процесс покажется интересным, записаться на бесплатный курс для начинающих. По итогам курса сделать выводы и решить, продолжать ли изучать программирование.
Потом перейти к следующему пункту. И так до конца списка.
На знакомство с каждой сферой можно выделить месяц. За это время точно станет ясно, хочется ли ребёнку продолжать заниматься выбранным делом, или лучше не тратить на него время.
4. Подумать, можно ли действовать на стыке разных сфер
Совмещение различных сфер деятельности и создание новых профессий на их пересечении — тренд сегодняшнего дня. Высока вероятность, что он сохранится и в будущем. Поэтому стоит попробовать вместе с подростком объединить интересные ему занятия.
Например, он готов продолжать заниматься химией, программированием и рисованием комиксов. Можно придумать комикс, в котором героям предстоит провести серию химических экспериментов, чтобы получить суперпрочный материал для корпуса космического корабля.
Вот что нужно сделать автору:
- Придумать сюжет квеста.
- Составить алгоритм, на каждом этапе которого героям нужно справиться с новой химической реакцией. Если они правильно определяют, что получится в результате реакции, то переходят на следующий уровень.
- Придумать, какие реакции будут входить в квест.
- Написать все уравнения реакций с ответами.
- Нарисовать персонажей.
- Написать простую игровую программу, где правильный ответ игрока переводит его на следующий этап, а при неверном ответе даётся возможность сделать ещё одну попытку.
- Для оформления игры использовать портреты нарисованных героев.
Такой проект позволит применить все полученные знания, интересно провести время и понять, стоит ли продолжать развиваться на стыке выбранных направлений.
5. Решить, какие навыки развивать дальше, и начать выбирать учебное заведение
На этом этапе подросток точно знает, чем ему интересно заниматься. Теперь нужно определить, какие навыки и в какой сфере ему стоит развивать в первую очередь. Например, он решил, что ему нравится писать код, но самое интересное — дизайн игровых фонов и разработка персонажей. Значит, можно выбрать учебное заведение, где преподают основы дизайна, и подумать, как параллельно развивать навыки программирования.
Что выбрать — вуз или колледж
Сегодня многие работодатели не требуют диплома об окончании вуза, а смотрят на профессиональные навыки соискателя. Поэтому при выборе места учёбы имеет смысл опираться только на свои интересы.
Когда стоит выбрать вуз
Высшие учебные заведения дают серьёзные теоретические знания. Но приступить к работе и реализовывать эти знания на практике получится лишь через несколько лет. Чтобы попасть в институт или университет, нужно окончить 11 классов. Потом придётся учиться ещё 5–6 лет. Стать профессионалом можно в 23–24 года.
В вуз стоит идти, если:
- интересны фундаментальные исследования и есть желание погрузиться в теорию;
- хочется стартовать с конкретной профессии, которая требует высшего образования, — например, стать переводчиком‑синхронистом;
- нужен диплом высшего учебного заведения, чтобы чувствовать себя увереннее.
Когда стоит выбрать колледж
Средние специальные учебные заведения помогают получить прикладные профессии. Поступить в колледж можно после 9‑го класса и начать работать через 4–5 лет, то есть в 20–21.
В колледж стоит идти, если:
- хочется получить практические навыки;
- есть желание быстрее начать зарабатывать;
- хочется начать профессиональное обучение после 9‑го класса и не сдавать ЕГЭ.
После колледжа можно продолжить образование и поступить в вуз.
Какие навыки пригодятся для любой профессии и как их развивать
В меняющемся мире нужны умения, которые позволят быстро адаптироваться в любой ситуации. Существует более десяти видов различных soft skills — навыков, которые нужны в любой профессии. Выделим две группы, которые пригодятся подростку.
Навыки, которые помогут наладить общение
Вот какие умения стоит развивать со школьных лет:
- налаживать контакт с незнакомыми людьми;
- поддерживать общение с друзьями и коллегами;
- разговаривать и со старшими, и с младшими уважительно и на равных;
- отстаивать свою точку зрения;
- искать компромиссы в сложной ситуации.
Все эти умения приобретаются только на практике, поэтому чем больше общения, тем лучше. Например, подростку можно вступить в дискуссионный клуб, учиться выражать свою точку зрения и убеждать других.
Навыки, которые помогут анализировать, строить планы и развиваться
Эти умения очень нужны не только подросткам, но и всем нам. Вот на какие навыки стоит обратить внимание:
- критически воспринимать и анализировать информацию;
- понимать, какие эмоции ты испытываешь, и управлять ими;
- принимать решения самостоятельно, а не ждать, пока их примут за тебя;
- спокойно реагировать на поражения;
- рассматривать любую проблему как проект и составлять план его реализации;
- корректировать планы, если необходимо.
Когда вы с ребёнком пройдёте все этапы выбора его профессионального будущего, вы уже сделаете важный шаг в освоении этих навыков. Исследуйте, принимайте решения и будьте готовы к новым квестам, которые устроит жизнь.
Станьте первым, кто оставит комментарий