Открытки «С добрым утром!» и внезапные аудиозвонки. Инструкция, которая научит близких общению в мессенджерах
1. Не разбивайте одно сообщение на несколько небольших
Постарайтесь сформулировать мысль кратко. Если смартфон собеседника будет разрываться от входящих писем (помните, что каждое послание чаще всего сопровождается звуковым сигналом или вибрацией), то адресат будет злиться, потому что подобная канонада отвлекает от важных дел и повышает уровень тревожности. Нет смысла присылать подряд сообщения вроде: «Привет!», «Как дела?», «Чем занимаешься?», «Можешь говорить?»
Есть простое правило: представьте, что у вас садится телефон, а заряда хватает только на одно небольшое послание и именно в нём нужно отразить главное. Так вы сохраните время и эмоциональные силы родственника, которому не придётся нервно дожидаться, пока вы доведёте собственные мысли до конца.
Если собеседник не вышел на связь в течение 2 минут, моментально задавать гневные вопросы в духе «Ау?» или «Почему молчишь?» не стоит. Человек может быть занят, поэтому небольшую задержку с ответом не надо воспринимать как неуважение к вам. Если пауза без особой причины затянулась на несколько часов, то лучше просто деликатно напомнить о себе: сообщения вроде «У тебя всё в порядке?» будет вполне достаточно. Правда, лучше не заставлять близких переживать: в идеале на письмо следует отреагировать, например просто предупредить, что ответите чуть позже.
2. Выражайте мысль кратко
Представьте: человек вышел с важного совещания, чтобы быстро прочитать входящее сообщение. А в чате — огромное послание, разобраться в сути которого с первого раза невозможно.
Мессенджеры предназначены для быстрого обмена сообщениями, а осилить полотно текста на ходу трудно: пробираясь через запутанную чащу предложений, собеседник вряд ли с первого раза поймёт основную цель письма и сумеет мгновенно дать ответ. Поэтому постарайтесь выразить свои мысли лаконично, чётко и доступно — это значительно облегчит коммуникацию. К примеру, нелишним будет разбить текст на абзацы или пронумеровать вопросы к адресату. И не забудьте перечитать написанное: в потоке сознания легко сделать опечатку, которая исказит суть сообщения. Если вопрос собеседнику непростой, то договоритесь о звонке, чтобы обсудить всё голосом.
3. Договаривайтесь о видеозвонках заранее
Моделируем ситуацию: вы чётко соблюли все пожелания из предыдущего пункта и условились поболтать вечером. Назначенный час пробил: набираете близкого человека по видеосвязи, а тот почему‑то не отвечает. В чём же проблема?
Всё просто: даже родственники бывают не готовы к неожиданному видеозвонку. И это вовсе не значит, что они вас не любят или игнорируют: человек банально может выглядеть уставшим или находиться в неподходящей обстановке. Чтобы не застать собеседника врасплох, обязательно договаривайтесь о разговоре с включёнными камерами заранее. Причём на этом нюансе лучше сделать специальный акцент: далеко не всегда обычное согласие «созвониться» подразумевает разговор по видеосвязи.
4. Не присылайте бесконечные или очень короткие аудиосообщения
Возможность не только слышать, но и видеть человека во время разговора — это далеко не единственная полезная функция мессенджеров. Ещё удобно отправлять аудиосообщения. Правда, они не всегда радуют получателя. Например, нельзя скопировать часть записи, чтобы ответить на определённую мысль. А ещё в мессенджерах нет поиска по голосовым посланиям.
Прослушивание аудио занимает гораздо больше времени, чем прочтение текста. А если войсов ещё и много, причём каждое из них содержит кучу пауз, то диалог превращается в каторгу. Поэтому в идеале, прежде чем прислать голосовое сообщение, нужно спросить согласие собеседника. И перед нажатием на значок микрофона лучше заранее подумать, что именно вы хотите сказать адресату. Руководствуйтесь золотым правилом: минимум воды — максимум пользы для получателя!
Кстати, без спроса скидывать аудио в групповой чат не самая удачная затея. Это может причинить людям массу неудобств. Представьте: каждый участник беседы должен оторваться от дел ради прослушивания вашего аудио!
Даже если старшее поколение будет порой чудить в чатах, от общения в мессенджерах отказываться не стоит. Это удобный способ всегда оставаться на связи. Скачайте маме, папе и бабушке Viber. В нём можно создавать групповые чаты для всей семьи, обмениваться сообщениями и совершать аудио- и видеозвонки. Мессенджер доступен на телефонах, планшетах и компьютерах.
5. Будьте бдительны и не ведитесь на фейки
Если пришло сообщение от неизвестного отправителя с текстом в духе «СРОЧНО разошли это всем! Друг моей сестры рассказал, что…», почти наверняка перед вами — выдумка. Недостоверные и провокационные сведения нередко выдаются за шокирующий эксклюзив от какого‑то знакомого или дальнего родственника. Причём особенно часто такие «письма счастья» стали приходить в эпоху коронавируса, когда злоумышленники пытались посеять панику среди старшего поколения. Чтобы не попасться на уловки обманщиков и случайно не пустить дезинформацию дальше, задайте себе несколько вопросов. Вызывает ли доверие первоисточник? Можно ли его установить? С какой целью распространяются эти данные? Если хоть в чём‑то вы не уверены, то не делитесь сообщением с близкими.
Другой способ мошенничества — спам‑рассылка с просьбой перевести деньги на лечение ребёнка. Как правило, приходит душераздирающее письмо, где «родители» описывают ужасающую историю болезни и умоляют пожертвовать хоть немного денег на дорогостоящую операцию. Без слёз дочитать такой текст невозможно, поэтому рука будто сама тянется сделать перевод. Но не торопитесь. Здесь важно остановиться и подумать: откуда у собеседника ваш номер? Знаете ли вы отправителя лично? Если знакомы, свяжитесь с ним и убедитесь в достоверности информации. Если нет — выдохните и не реагируйте. И ни в коем случае не переходите по неизвестным ссылкам — они могут содержать вирусы.
6. Не сообщайте в мессенджере свои личные данные
Каким бы удобным ни был обмен быстрыми сообщениями, в чатах не стоит делиться:
• номером своей банковской карты, а также ПИН- или CVC2/CVV2‑кодом (тремя цифрами на обратной стороне) от неё;
• паспортными данными;
• логинами и паролями.
Эти сведения лучше передать лично, когда вы точно знаете, зачем они нужны адресату и уверены в его надёжности. В противном случае информация может попасть в руки злоумышленников. Например, грабители под любыми предлогами стремятся выведать данные вашей банковской карты. Стандартный путь: приходит письмо от якобы сотрудника банка, который внушает, что она попала в руки к мошенникам. А для моментальной блокировки счёта нужно назвать CVC2/CVV2‑код. Будьте бдительны: настоящий сотрудник банка никогда не попросит сообщить ему подобную информацию!
Другая схема: в мессенджер приходит письмо от незнакомца, который утверждает, что по ошибке указал ваш номер на каком‑то сайте. Собеседник извиняется за свою оплошность и просит всего‑навсего прислать цифры, которые пришли по SMS. Сразу заканчивайте диалог: вероятно, вас просят раскрыть код подтверждения для оплаты покупки в интернете.
7. Не перебарщивайте с открытками и смайликами
Далеко не все любят открытки с блёстками, розами и котятами. Мало того, что подобные картинки безнадёжно устарели, так ещё и засоряют память телефона. К тому же сообщать всем о наступлении Яблочного Спаса или Всемирного дня пива необязательно. Некоторые события не заслуживают столь пристального внимания в чате.
Если вы хотите поздравить родственника с важным праздником, напишите всё своими словами. Шаблонная открытка может быть воспринята как попытка отвязаться.
Увлекаться смайликами тоже не стоит: чтобы выразить чувства в сообщении, достаточно одного‑двух эмодзи. А ещё лучше заменить обычное сердечко на тёплую фразу «Люблю тебя!»
8. Не выходите из старых чатов и не занимайтесь спам‑рассылкой
Если какой‑то чат перестал быть актуальным, необязательно выходить из беседы — это откроет самый настоящий ящик Пандоры. Едва вы покинете группу, об этом узнают все участники и многие решат удалиться из чата вслед за вами. Подобное внезапное оживление начнёт здорово раздражать тех людей, которые там остались. Поэтому не выходите из группы — не совершайте ошибку!
А ещё всех раздражают собеседники, которые вечно присылают в диалоги призывы поставить лайк под фотографией или проголосовать в каком‑нибудь опросе. Конечно, нет ничего зазорного в просьбе о помощи, но увлекаться подобной агитацией нежелательно: чем чаще вы будете надоедать людям такими предложениями, тем вероятнее, что в диалоге с вами отключат уведомления. Помните: залог здоровой коммуникации — уважение личных границ адресата!
Поддерживать связь с семьёй можно в Viber: в мессенджере удобно общаться в групповых чатах, обмениваться фотографиями, записывать голосовые сообщения и короткие видео. Близкие смогут совершать аудио- и видеозвонки и даже звонить на городские и мобильные номера контактам, которых нет в Viber. В мессенджере есть забавные стикеры на все случаи жизни, а ещё можно создавать собственные, например сделать стикерпак про вашу семью.