Как вести себя с очень болтливыми людьми
Что известно о причинах и последствиях болтливости
Психология мало что может рассказать о причинах явления, которое обозначают термином «нецелевое многословие». Хотя его изучали с нейрокогнитивной точки зрения и выяснили, например, что из‑за некоторых нарушений так называемой функции лобных долей мозга человек теряет над собой контроль и просто не способен удержаться от болтовни, не осознавая своё такое поведение.
Впрочем, даже если бы мы знали, что именно происходит в мозге у чересчур разговорчивого собеседника, это не сильно помогало бы нам на практике останавливать непрекращающийся поток его речи. Поэтому исследователи из Маастрихтского университета в Нидерландах не стали вникать в причины повышенной болтливости, а рассматривали непосредственно способы с ней справиться.
Целью исследования было изучить трудности, с которыми сталкиваются медики, пытаясь получить информацию от слишком болтливых пациентов. Поскольку они много говорят не по делу, врачи не могут точно определить проблему и поэтому всё время ищут способы получить необходимые данные. Причём даже имя такого многословного пациента в графике приёма может вызывать у них чувство уныния, поскольку они знают, что с ним будет сложно работать и это может привести к неправильной диагностике и затруднит подбор индивидуального лечения.
Вам, скорее всего, не нужно ставить никакие диагнозы другим людям, но вот впасть в уныние от одной только мысли о предстоящей встречи с кем‑то излишне болтливым вполне вероятно. Найти выход из затруднительного положение помогут результаты работы голландских исследователей.
Врачи общей практики с пятилетним опытом работы предоставили им описания консультаций с пациентами, которые соответствовали критериям болтливости. То есть они вели избыточные разговоры, не могли структурировать свою речь и сфокусироваться, отклонялись от темы, повторялись, давали обильную нерелевантную информацию и с трудом контролировали направление беседы. После изучения записей авторы исследования провели фокус‑группы с участием 25 разных врачей, которые делились своим мнением о том, какие глубокие проблемы могли сделать пациентов многословными.
Как общаться с болтливыми людьми
В результате научные сотрудники из Маастрихтского университета определили шесть основных стратегий. Три из них базируются на представлениях о возможных причинах болтливости, ещё три фокусируются на «минимизации негативных последствий». Все они изначально нацелены на то, чтобы достичь взаимопонимания между врачом и пациентом, но ничего не мешает применять их и в обычной жизни.
Если исходить из понимания причин болтливости, можно сделать следующее:
- Оказать эмоциональную поддержку человеку, болтливость которого может быть связана с одиночеством.
- Выстроить структуру разговора, которая поможет собеседнику с недостаточно развитыми навыками коммуникации сократить свою речь до самого главного.
- Создать комфортную и безопасную атмосферу, если человек слишком много говорит, потому что волнуется.
Действия с целью минимизировать ущерб от болтливости могут быть такими:
- Воздержаться от прямолинейности, то есть не просить человека сразу замолчать, а понять сначала, можно ли как‑то ограничить его многословие.
- Попробовать уговорить собеседника дать другим участникам присоединиться к разговору.
- Проявлять эмпатию, если надо перебить человека или хочется вставить шутку.
Наиболее ценной здесь представляется идея эмпатического перебивания, однако делать это надо поэтапно. Если вы позволите собеседнику непрерывно болтать, пока не решите, что с вас довольно, то рискуете дойти до точки кипения и сказать что‑то грубое, о чём потом можете пожалеть. Более того, если это произойдёт в присутствии других людей, ваши реплики могут посчитать пренебрежительными и неоправданно критическими, а вас — бесчувственным человеком. Иногда приятные люди говорят слишком много из‑за того, что волнуются или чувствуют себя одинокими, и это их первый за долгое время шанс пообщаться с окружающими.
Ещё один вывод голландских специалистов заключается в том, что можно быть болтливым человеком, который присваивает себе разговор целиком, и даже не замечать этого. Вспомните, когда вы сами в последний раз трещали без умолку. Может быть, когда сильно нервничали в кабинете у врача или чувствовали себя не в своей тарелке на массовом мероприятии. Подумайте о том, как ваши собеседники могли бы вас прервать, чтобы не обидеть, и вы не только чуть лучше узнаете самого себя, но и продвинетесь в процессе эмпатического перебивания.
Как только вы научитесь контролировать бесконечные монологи болтунов с позиции сопереживания и отзывчивости, вы, с одной стороны, избавите себя от скуки и уныния, а с другой — смягчите эмоциональные факторы, которые и приводят вашего собеседника к такому поведению.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
Реклама