5 знаков того, что вы уже спите за рулём
11 апреля 2015 года трое моих друзей разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя.
Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: «Наверное, парень был неопытный или излишне самоуверенный. Со мной такого точно не случится». Но в тот раз был прямо противоположный случай.
Погибли ребята, которые в течение последних 10–15 лет постоянно, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Все они прекрасно чувствовали наступление усталости и старались вообще не водить в сонливом состоянии... Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулём. И тем не менее это случилось. Всего лишь один раз, но хватило всем троим.
Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит, и я одним прекрасным солнечным утром мог бы точно так же оставить свои мозги на подголовнике.
И это заставляет задуматься. У меня был целый арсенал разных способов взбодриться в дороге: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и тому подобное. Но тут я понял, что ни один из этих способов не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чём парадокс: всё это не что иное, как способы продолжить движение, а главное — знать, когда пора остановиться несмотря ни на что!
И здесь не годится народная мудрость «Устал — отдохни», которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость ещё можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину? Эти критерии должны быть явными и однозначными.
В общем, сейчас у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, то я тут же сменяюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.
Итак, пять объективных признаков того, что мозг уже отключается.
1. Замечаешь момент моргания
Это самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Когда это становится явным, речь уже идёт не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!
2. Обман зрения
В таком состоянии водитель не сразу определяет, что именно он видит перед собой. То ли это фигура, то ли столб, то ли тень... Издалека вещи кажутся чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза ещё открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит!
3. Зрение не успевает фокусироваться
Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Ещё раз: мгновение на приборы и снова на дорогу. В нормальном состоянии зрение успевает перестроиться и всё прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевают адаптироваться к условиям, невозможно окинуть приборы одним беглым взором и тут же считать нужные показания.
4. Лень напрягать мозг
Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку сделать это не то что сложно... ему это неохота. Лень даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова.
Кстати говоря, любое словесное общение неплохо нагружает мозг, поэтому, во-первых, кто болтает, тот не уснёт, а во-вторых, если в салоне повисла тишина, значит, скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно ещё ехать.
Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.
5. Мелкие нарушения
Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий жёлтый? На зелёный? Ну вы поняли...
Бонус: экспресс-тест для пассажира
Как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости? Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: «Слышь, ты в порядке?» Ответ всегда будет один и тот же: «В порядке». Вместо этого надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания либо внимательности. Например: «А где мы сейчас? Что за населённый пункт проехали?» или «Сколько нам ещё осталось до...», а лучше даже что-то более сложное вроде «Как ты думаешь, что лучше подарить (имя общего друга) на день рождения?»
И если ответы покажутся слишком простыми либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то, чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чём-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — неважно. Во время жарких дебатов уснуть невозможно чисто физически — проверено.
Главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно.
Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25%, а потом — бац! — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100 на 50%, если знать, что искать и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.
И всё же остаётся вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох ещё в том, что вместе с притуплением сознания притупляется и чувство страха. То есть ты понимаешь, что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже фактически на волосок от смерти, причём осознаёшь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: «Подумаешь, проеду ещё XX километров до ближайшей XXX, а там и посплю / поменяюсь».
Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо стараться до них не доводить, а если хоть один из них наступит — сразу же останавливаться. Но это скорее необходимое, чем достаточное условие безопасности.
Единственный вариант, в котором я уверен на все 100%, — езда с напарником и постоянными беседами.
Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жёсткое правило. Но отступать от него смертельно опасно.
Берегите себя.
Кого не убедил, приглашаю смотреть видео с регистратора:
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаКак выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?