Почему люди не слушают своих детей
Современные технологии сокращают живое человеческое общение. За 80 лет количество времени, которое люди тратят на выслушивание других, уменьшилось с 42 до 24%.
Использование смартфонов всё больше отдаляет нас друг от друга и от наших детей. Сегодня им приходится конкурировать за внимание с электронными устройствами. Взрослые будто пропадают, разговаривая по телефону или погружаясь в переписку, притом делают это постоянно: дома, на прогулке, во время посещения кафе.
Помимо отвлекающих факторов, также играет роль особое отношение к детям. В книге «Воспитание сердцем» Альфи Кон рассказывает, что коллективная благожелательность к подрастающему поколению в лучшем случае условна.
Детей часто признают безответственными и грубыми, приписывают им всевозможные пороки и настаивают на необходимости жёсткого контроля.
Поскольку маленькие члены общества обесцениваются, даже хорошим родителям проще относиться к своим отпрыскам неуважительно. Детей одёргивают без необходимости, не дают им высказываться и не воспринимают всерьёз.
С таким отношением куда проще отмахнуться от «очередной чуши», которой хочет поделиться ребёнок, и полистать ленту в соцсети, пока он говорит о чём‑то важном. И это плохо сказывается как на отношениях родителей и детей, так и на развитии и самооценке последних.
Почему важно слушать своих детей
Есть несколько весомых причин почаще обращать внимание на то, что они говорят.
Это поможет сформировать здоровую самооценку
Своим поведением родители показывают ребёнку, насколько он важен и интересен. Если в детстве человек сталкивается с пренебрежительным отношением, он может пронести это через всю жизнь, считая себя менее интересным и достойным, чем другие люди.
Когда вы слушаете ребёнка, вы показываете ему, что его видение мира имеет для вас значение, а его мнение важно. Это помогает сформировать позитивное отношение к себе и подтвердить собственную ценность.
Это хорошо скажется на развитии
Согласно теории самоопределения, каждый человек стремится удовлетворить свои базовые психологические потребности в автономии, компетенции и причастности.
Автономия выражает желание чувствовать себя инициатором собственных действий. Другими словами — знать, что именно ты делаешь выбор. Родители могут поддерживать автономию детей, помогая им исследовать свои ценности и интересы с минимальным контролем и давлением, или контролировать, манипулировать и внушать чувство вины.
В первом случае дети лучше решают проблемы, чувствуют себя более компетентными и благополучными, преуспевают в учёбе и творчестве.
И одним из ключевых методов развития автономии является умение слушать ребёнка и проявлять эмпатию — понимать, что он на самом деле чувствует. Ведь только так вы сможете разобраться, чего он действительно хочет, и помочь ему определиться с ценностями и интересами.
Вы покажете, как надо общаться
Дети копируют поведение родителей, в том числе и в общении. Так что, если вы не хотите, чтобы ребёнок слушал вас, глядя в свой телефон, перебивал и отвлекался во время разговора, не делайте так сами.
Да, дети могут подходить со своими историями миллион раз за день и не всегда есть возможность вдумчиво выслушать их. В таком случае вы можете попросить ребёнка повременить с рассказом, а когда выдастся свободная минутка, напомнить ему об этом и послушать уже с полным вниманием.
Вы найдёте решение многих проблем
Если вы поговорили с ребёнком о его плохом поведении, но ничего не сработало, скорее всего, это был не разговор, а монолог. Родители почему‑то считают свои скучные воспитательные лекции очень продуктивными, несмотря на то что реальность из раза в раз доказывает обратное. Да дети их даже не слушают!
Переключитесь на другой режим. Вы всегда успеете высказать свою позицию — вместо этого попробуйте выслушать то, что скажет вам ребёнок.
Быть хорошим родителем — значит слушать больше, чем объяснять.
Альфи Кон, «Воспитание сердцем»
В решении любой проблемы в первую очередь важно найти её источник. В случае с воспитанием важно выяснить, в чём нуждаются дети и почему они поступают тем или иным образом. Во многих ситуациях для этого достаточно задать вопрос и выслушать ответ.
Альфи Кон привёл прекрасный пример такого подхода. Один отец написал ему письмо о случае с четырёхлетней дочерью. Девочка принесла домой пачку снеков и разложила их по полу в гостиной, устроив беспорядок. Отец попросил её убрать лакомства обратно в пакет и отнести на стол, но девочка отказалась. Сначала папа хотел устроить непослушному ребёнку нагоняй, но потом решил спросить, почему она не хочет выполнить его просьбу. Девочка ответила, что собирается их съесть. Это решило проблему.
Отец объяснил дочери, что просто хочет избавиться от беспорядка в гостиной и она вполне может съесть их после того, как уберёт в пакет. Девочка тут же убрала снеки и положила пакет на стол.
Если вы выстроите доверительные отношения с ребёнком и научитесь слушать, что в действительности его тревожит, волнует и беспокоит, в будущем это поможет вам быть в курсе всех настоящих проблем и своевременно решать их.
Как научиться слушать своих детей
На самом деле всё довольно просто.
Выделите время
Чтобы полностью сосредоточиться на разговоре, в первую очередь нужно избавиться от всех отвлекающих факторов: убрать телефон, выключить телевизор и так далее. Вы можете ввести традицию семейного ужина без гаджетов. Это прекрасный ритуал, который позволит поддержать связь, даже если вы очень заняты весь остальной день. Кроме того, найти время для вдумчивого общения можно, например, на прогулке или за каким‑нибудь творческим занятием.
Применяйте активное слушание
Эта техника даст вашему ребёнку понять, что вы действительно заинтересованы в разговоре.
Прежде всего, уделите ему всё своё внимание. Установите зрительный контакт, выслушайте, не перебивая, а затем поразмышляйте над сказанным. Также вы можете повторить слова ребёнка или проговорить, какие чувства он переживает, чтобы убедиться, что всё поняли верно.
В некоторых случаях трудно определить, что испытывают дети, особенно когда они расстроены.
Плач может быть признаком злости, страха, грусти или какой‑то комбинации чувств. В таком случае вы можете сделать предположение: «Похоже, ты расстроен» или «Кажется, тебя что‑то беспокоит». Если вы не угадаете, ребёнок вас поправит.
Также учитывайте, что не всегда обязательно говорить что‑то в ответ. В некоторых ситуациях, например когда ребёнок сильно расстроен, слова могут быть лишними. Выслушайте его, а затем просто побудьте рядом — обнимите, погладьте по голове, подержите за руку.
Уважайте своих детей и не обесценивайте их чувства
Все люди заслуживают уважительного отношения, и дети не исключение. Перестаньте перебивать и одёргивать их, разговаривать язвительно или саркастически, не отмахивайтесь от просьб, не обесценивайте эмоции и страхи.
Представьте, что вы рассказываете другу о своей беде, а он в ответ смеётся над вами и говорит: «Брось выдумывать». Вряд ли вы ещё раз решитесь рассказать такому человеку о своих переживаниях.
Улетевший шарик, сломанная палка, обидное прозвище в школе, несправедливая оценка — все эти проблемы могут быть очень значимыми и вызывать бурю эмоций. Чем бы ни поделился ваш ребёнок, отнеситесь к этому серьёзно. Постарайтесь вникнуть в суть и понять, что он чувствует.
Именно попытка понять собеседника отличает хорошего слушателя от того, кто просто ждёт очереди заговорить.
Станьте первым, кто оставит комментарий