Как собрать команду мечты: советы владельцам малого бизнеса
Каждый месяц на hh.ru публикуют полмиллиона новых вакансий, которые видят 18 тысяч пользователей, а количество откликов за 19 лет существования сервиса уже перевалило за миллиард. Поиск по hh.ru на базе искусственного интеллекта обрабатывает до 3 тысяч запросов в секунду. Поэтому искать идеального сотрудника даже для малого бизнеса можно здесь.
1. Изучите конкурентов
В любом деле если не знаете, с чего начать, рассмотрите готовые примеры. Ваши конкуренты наверняка опубликовали сотни вакансий на hh.ru. Что же они там пишут? В каталоге компаний можно найти ваших прямых конкурентов либо компании со смежных рынков, посмотреть их объявления и узнать, какие сотрудники им нужны, какие требования они предъявляют и что предлагают. Также посмотрите, кого ищут, в каталоге профессий.
- Требования — описания вакансий конкурентов помогают здраво оценить рынок и понять, адекватны ли ваши требования к соискателю и предложения. Если у конкурентов продавцы только стоят за кассой, а у вас должны ещё и принимать товар, расставлять его на полках и порой задерживаться сверхурочно, придётся подумать, как компенсировать разницу или привлекательно описать дополнительную функциональность.
- Соцпакет — бесплатное питание, проездной для общественного транспорта, абонемент в спортзал. В компанию, где о людях заботятся, идут работать охотнее, да и текучка кадров меньше. Также полезно прописать, какие в организации действуют компенсации, причём они могут быть не обязательно материальными.
- Бонусы — дополнительные штуки, которые предоставляет работодатель. Например, для бариста это может быть процент от продажи десертов, а для преподавателя — бонус за ведение большой группы.
- Опыт работы — часто проще обучить новичка за пару недель, чем переплачивать специалисту с парой лет опыта.
- Фрилансеры или удалёнщики — люди, которым не нужно ездить в офис, обычно соглашаются на более низкую зарплату, ведь они не тратят время на дорогу и могут не соблюдать дресс-код.
- Люди с инвалидностью, студенты или специалисты, которые могут работать неполный день — подумайте, выгодны ли такие варианты для вас.
- Оформление — в каком формате оформляют новых сотрудников. Это может быть включение в штат, гражданско-правовой договор, договор подряда, самозанятость и так далее.
Можно отталкиваться от готовой вакансии и адаптировать её под ваши условия. Это отлично убирает страх чистого листа — состояние, когда даже не знаете, какими буквами заполнить форму!
2. Оцените зарплаты
При анализе конкурентов можно узнать, как распределяются зарплаты. Правда, когда будете их изучать, столкнётесь с обтекаемой формулировкой «зарплата по результатам собеседования». Скрываться за ней может что угодно. К примеру, может быть, в компании уровень финансового поощрения является коммерческой тайной. Либо же работодатели не пишут конкретную цифру, потому что хотят нанять специалиста за копейки либо предлагают сумму ниже рынка.
- Обязательно указывайте зарплату, если ищете рядового сотрудника со стандартным кругом обязанностей. К примеру, продавца, уборщицу, курьера, официанта, повара.
- Если же нужен работник, который будет делать больше, чем обычно, важно как можно точнее перечислить, чем ему предстоит заниматься. И указать зарплату пусть и ненамного, но выше рынка.
hh.ru поможет сориентироваться в уровне зарплат. Например, приблизительные границы указаны в списке вакансий.
Ещё один полезный сервис — Банк данных заработных плат hh.ru. Можно скачать готовую статистику бесплатно или заказать индивидуальный отчёт по вашей области. Бесплатный доступ к сервису можно получить, если указать зарплаты 30% сотрудников своей компании. Ограниченный доступ — вполне приемлемый формат для малого бизнеса. Полный доступ платный, но такой ресурс актуальных данных по российскому рынку труда своих денег стоит.
3. Присмотритесь к временным исполнителям
Если вам нужно нанять людей на сезон или выездное мероприятие, то разумно воспользоваться сервисом HRSpace. Рекрутёры-фрилансеры найдут вам сотрудников под любую задачу: бухгалтерия, IT, техническая поддержка мероприятий, продавцы-консультанты на торговую точку, хостес и так далее. Сервис работает по всей России, а это значит, что поиск нужного сотрудника можно отдать рекрутёру-фрилансеру со знанием специфики местного рынка труда любого региона.
4. Опубликуйте вакансию
Оценив рынок и разобравшись с временным персоналом, можно приступить к публикации вакансии. Размещение на hh.ru платное:
- Минимальная цена размещения — 940 рублей. Это публикация «Стандарт» на 30 дней, которая постепенно опускается вниз в поисковой выдаче, но вы всегда можете её поднять за ту же цену, чтобы сделать ваше объявление более заметным.
- Оптимальный вариант — «Стандарт плюс». Вакансия также размещается на 30 дней, но каждые три дня автоматически поднимается в топе. Это значит, что в течение всего периода публикации вы будете получать равномерное количество откликов. Цена — 3 тысячи рублей. Это самый выгодный и эффективный вариант.
- Можно также купить публикацию «Премиум» — вакансия в самом верху поисковой выдачи 7 дней и выделена цветом, чтобы привлечь кандидатов. Также вы можете добавить свой логотип. Это хороший выбор, если специалиста нужно найти срочно.
- Таргетированная реклама Clickme — подключите её, чтобы получить дополнительные просмотры. За 9 тысяч рублей вашу вакансию будут показывать пользователям соцсетей, а также в мобильном приложении и поиске Яндекса. И только тем людям, которые интересовались этой темой!
hh.ru даёт скидки при публикации нескольких вакансий. Например, если разместите пять объявлений, заплатите всего по 870 рублей за каждое.
Если вы ещё не зарегистрированы, то, нажав на кнопку «Опубликовать вакансию», попадёте в форму регистрации. Обязательные поля — выпадающие списки и те, что отмечены на скриншоте красным. Как видите, искать документы компании и вводить длинные коды или номера не придётся.
Новичкам на hh.ru рекомендуем посетить раздел «Спецпредложения», в котором всегда можно найти выгодные акции на покупку доступа к базе резюме и публикацию вакансий.
Когда процедура пройдена и вы наконец-то оказались в редакторе вакансии, может охватить страх чистого листа. Сначала заполните самые лёгкие пункты, а потом перейдите к остальным. Не стесняйтесь спрашивать у виртуального ассистента Хэдди, если вам что-то непонятно. Он поможет найти ответ на любой вопрос!
В некоторых компаниях указываются коды вакансий — это внутренняя система учёта больших предприятий, где рекрутёры одновременно работают с сотнями соискателей, поэтому раздают вакансиям коды. Для малого бизнеса вряд ли пригодится.
Когда укажете название вакансии, система автоматически подберёт специализации. Их можно будет редактировать:
- Если вакансия выделена цветом, стоит указать контактный номер телефона внизу. Так вы быстрее найдёте нового сотрудника.
- Выбирая профобласти, придерживайтесь золотой середины. С одной стороны, в малом бизнесе каждый сотрудник — часто мастер на все руки. Но укажите 2–3 ключевые области, чтобы облегчить кандидатам поиск, а остальное дайте в тексте. Самое главное — честность и реальные ожидания. Если вы описываете виртуоза, а нужен просто хороший мастер, вакансия быстро не закроется.
При создании вакансии можно посмотреть зарплатную статистику для специалистов разных уровней. Ожидания и предложения могут быть выше фактических цифр. Истина же, как обычно, где-то посередине.
Тут же можно включить чат с соискателем, и у вас появится возможность уточнить все интересующие моменты, не отвлекаясь и не покидая форму заполнения на hh.ru. Здесь же укажите дополнительные параметры вакансии: график работы и тип занятости, необходимость иметь права определённой категории, наличие опыта работы, кто может откликаться (к примеру, люди с инвалидностью, неполным резюме, с сопроводительным письмом к резюме).
5. Используйте специнструменты
У hh.ru есть функции, которые помогут сэкономить время на поиск и найм сотрудников. Для малого бизнеса могут быть полезны такие:
- Вопросы и ответы. Вы можете составить тест для кандидатов или загрузить готовый из библиотеки hh.ru. Это поможет оценить уровень навыков и решить, стоит ли продолжить общение с соискателем.
- Шаблоны. Если вы размещаете несколько однотипных вакансий, сохраните одну из них как шаблон, а затем вносите минимальные изменения перед публикацией.
- Автоответ. Автоматическая отправка ответов соискателям, которые откликнулись на вашу вакансию. Это поможет удержать потенциального сотрудника, показать, что вам важно его внимание. Получив ответ, хоть и автоматический, соискатель не будет сразу искать вакансии в других компаниях.
- Умная таргетированная реклама Clickme. Баннеры в социальных сетях и мобильных приложениях обеспечат дополнительные просмотры вашей вакансии. Показывать рекламу будут только людям, которые интересовались этой темой. Цена 20 рублей за клик в регионах и 30 рублей — в Москве, за просмотры вы не платите. Минимальный заказ на 9 тысяч рублей.
- Рассылки. hh.ru может разослать вашу вакансию по e-mail и в SMS-сообщениях соискателям из своей базы, которые интересовались такой работой. Согласно прайс-листу, до двух тысяч SMS обойдутся по 12 рублей за штуку, но чем больше сообщений, тем ниже цена. До двух тысяч электронных писем встанут в 8,5 тысяч рублей. Блок в общей рассылке 100 тысячам пользователей стоит 8 тысяч рублей.
Обратите внимание на Talantix. Это новый проект hh.ru для рекрутёров, который позволяет создать и вести базу кандидатов, с удобством общаться с ними, анализировать процесс подбора. До конца года Talantix доступен бесплатно. Попробуйте обязательно!
6. Участвуйте в вебинарах
Малый бизнес редко может позволить себе нанять рекрутёра, да и вряд ли он нужен. Поэтому собственнику приходится во всём разбираться самому. Запишитесь на бесплатные вебинары по рекрутингу от hh.ru, чтобы лучше понимать, как это работает. Для регистрации на вебинаре никаких сверхсекретных данных не потребуется — только ФИО и название компании. Перед началом вебинара вам на почту придёт напоминание. Так вы точно не пропустите ничего важного!
Чтобы вебинар был полезнее для вас, можете заранее задать вопрос ведущему. Опытные специалисты-практики постараются на него ответить.
7. Не откладывайте на потом
С приходом осени начинается новый бизнес-сезон. Ещё можно успеть нанять лучших сотрудников, пока их не перехватили конкуренты. Кроме того, как раз до 31 августа на hh.ru действует акция «Вакансия за полцены»*. Публикация объявления выйдет в два раза дешевле, и в течение 30 дней ваша вакансия будет автоматически подниматься в поисковой выдаче. Акция действует только для новых клиентов из Москвы и Московской области. Тем же клиентам, у которых уже есть аккаунт на hh.ru, стоит заглянуть в раздел «Спецпредложения». Также советуем покупать вакансии впрок. Например, если сразу купить пять вакансий «Стандарт», каждую из них можно будет использовать, чтобы поднять объявление в поисковой выдаче и так обходить конкурентов.
*Полные условия акции «Вакансия за полцены» указаны по ссылке.