7 техник, которые помогут ребёнку лучше запоминать информацию
Есть несколько методик, которые помогают не только запомнить определённые данные, но и в целом тренируют память и способность обрабатывать новую информацию. Они не требуют специальных навыков и подходят для детей любого возраста. Стоит попробовать все техники и выбрать самые эффективные для вас.
1. Интервальные повторения
Суть метода заключается в периодическом повторении изученного материала с постоянно возрастающими интервалами. Есть формула, по которой можно рассчитать промежутки между повторениями: Y = 2X+1. Y означает день, когда необходимо освежить урок в памяти, а X — день последнего повторения.
Так, если новые иностранные слова были выучены школьником вчера, то есть 0 дней назад, то повторить их нужно сегодня: Y = 2*0+1. Если же ребёнок выучил слова позавчера (день назад), то по формуле Y = 2*1+1 вернуться к ним надо на 3-й день, если три дня назад — на 7-й день (2*3+1).
Подобный подход позволяет лучше запоминать материал. Кроме того, в условиях, когда школьнику одновременно нужно выучить несколько разных уроков, интервальные повторения также помогают распределить нагрузку.
2. Метод Лейтнера
С его помощью удобно не только заучивать конкретный предмет, но и организовывать весь объём информации для эффективного запоминания.
Весь материал фиксируется на карточках. Например, можно записать термин на одной стороне, а его определение — на другой. Главное правило: на одной карточке должна быть одна мысль или факт.
- Карточки с информацией, которую предстоит запомнить, а также с данными, которые являются наиболее сложными для восприятия, складываются в первую коробку. С ними ребёнок должен заниматься регулярно
- Карточки с уже изученной или знакомой информацией необходимо складывать в другую коробку и обращаться к ней только по мере необходимости: чтобы повторить материал или освежить в памяти те или иные данные.
- По желанию можно сделать и третью коробку, в которую будет помещаться уже изученная информация, которая тем не менее требует регулярного повторения.
Вместо бумажных карточек можно воспользоваться специальными приложениями для компьютера или телефона, которые также построены на системе Лейтнера. Среди наиболее популярных: Anki и EasyWords.
3. Метод Айвазовского
Методика известного художника Айвазовского помогает тренировать зрительную (визуальную) память.
Предложите ребёнку 1–5 минут внимательно разглядывать выбранный предмет, а затем «нарисовать» его в своём воображении, учитывая все важные детали. Затем можно сравнить, что удалось повторить, а что — нет. Рисовать визуальные картинки можно в течение 20–30 минут каждый день. Начать стоит с простых предметов, а дальше сюжеты можно усложнять.
Зрительную память можно тренировать даже в самом раннем возрасте с помощью игр. Например, разложить ряд вещей на столе и попросить ребёнка запомнить их порядок. Затем — перемешать их и предложить малышу вернуть всё на свои места.
Хорошая зрительная память поможет школьнику в изучении больших объёмов новой информации и упростит процесс запоминания.
4. Мнемотехника
Мнемотехника — способ запоминания информации, основанный на ассоциациях, когда к словам подбираются рифмы или образы, к формулам — фонетически похожие фразы и так далее.
Приёмы мнемотехники помогают ребёнку связывать абстрактную информацию из учебника со знакомыми образами и явлениями из жизни. Это делает материал понятным и легко усваиваемым. Метод эффективен при изучении языков: согласно результатам эксперимента Ричарда Аткинсона, студенты, использовавшие мнемотехнику, запоминали на 40% больше иностранных слов.
Существует несколько простых приёмов из мнемотехники, которые легко смогут освоить дети.
Буквенный код
Первая буква каждого слова в предложении должна обозначать определённое слово. Например, запомнить планеты поможет такая фраза: «Медвежонок (Меркурий) ветчину (Венера) закусил (Земля) малиной (Марс), юркий (Юпитер) суслик (Сатурн) утащил (Уран) ножик (Нептун) перочинный (Плутон)».
Созвучие
Такой метод хорошо подходит для запоминания иностранных слов. Так, английскому глаголу look (смотреть, выглядеть) созвучно русское «лук», а magazin (журнал) напоминает «магазин» и так далее. Для закрепления можно наделить фразы дополнительными образами: «купила magazine в магазине». Аналогичный пример — слово capital (столица), которое созвучно с русским «капиталом» — достаточно выучить фразу «капитал в capital».
Рифмы
Мы можем помнить короткие стишки из детства, но быстро забываем лекцию, прослушанную пару дней назад, потому что мозг легче воспринимает рифмованные строки.
В школьном образовании рифмы широко используются для запоминания чисел, математических законов и теорем. Например, «медиана — обезьяна, она идёт по сторонам и делит стороны пополам». Или «знает каждый школьник, что такое треугольник, но совсем не каждый знает замечательный закон: сторона его любая, даже самая большая, меньше суммы двух сторон».
Поэтому полезно рассказать ученику о широко известных фразах, а также предложить ему придумать собственные.
5. Ментальные карты
На создание ментальных карт, позволяющих упорядочить информацию в графическом виде, тратится меньше времени, чем на написание конспекта. И при этом данные запоминаются гораздо быстрее.
В центре майнд-карты находится основная идея — например, тема урока, лекции или предстоящего доклада. От неё стрелочками отходят ключевые мысли, которые, в свою очередь, подразделяются на подпункты до тех пор, пока не будет структурирован весь материал.
По результатам исследования учёных американского университета Джона Хопкинса, успеваемость студентов, которые записывают лекции в виде майнд-карт, выше на 12%. Это связано с тем, что человек мыслит образами и ассоциациями, и наглядная визуальная схема считывается мозгом быстрее, чем длинный текст или даже таблица.
Кроме того, подобный подход позволяет структурировать информацию и видеть взаимосвязи между её частями, которые незаметны на первый взгляд.
Интеллект-карты можно создавать на бумаге или в специальных программах: MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42 и других. Они доступны на компьютере, планшете или телефоне.
6. Сторителлинг
Большое количество дат и теоретической информации по истории или другим гуманитарным предметам трудно запомнить, только заучивая их. Гораздо эффективнее мозг воспринимает информацию в контексте: необычные, яркие ассоциации и образы дольше сохраняются в памяти.
Поэтому, например, не стоит просто зазубривать дату и исторический факт, лучше детальнее изучить само событие, персонажей и их характер, посмотреть на портреты людей, о которых идёт речь. Возможно — прочитать произведения классической литературы, описывающие этот период времени. Таким образом у школьника сложится в буквальном смысле история, запомнить которую будет гораздо интереснее и проще.
7. Пересказывание материала
Устный пересказ прочитанного материала помогает эффективно обрабатывать информацию, и, соответственно, способствует её запоминанию. При этом неважно, кому именно ребёнок будет пересказывать урок: маме, папе, однокласснику, плюшевому мишке или самому себе — эффект в любом случае будет положительным.
Кроме того, чтобы пересказать отрывок, учащийся должен проанализировать информацию, запомнить главные моменты и, возможно, сделать выводы о взаимосвязях между основными идеями. Таким образом ребёнок учится концентрироваться, понимать суть прочитанного, объяснять её своими словами, что делает процесс обучения эффективней.
Станьте первым, кто оставит комментарий