Как лечили психические расстройства в Античности
История лечения людей с ментальными расстройствами и отношения к ним прошла огромный путь научных заблуждений, карательных методов лечения, изоляции и стигмы. Убедитесь сами: к Всемирному дню психического здоровья каждый день мы выпускаем краткую историю развития психиатрии в определённый период времени. Это первая часть — Античность.
В чём видели причины болезней
До VII-VI веков до н. э. люди объясняли психические расстройства проклятием богов или вселением злых духов. Затем теологические причины безумия уступили место физиологическим. Античные учёные пытались обнаружить, что заставляет людей терять рассудок и в принципе болеть. И одной из главных теорий стало учение о разных жидкостях тела.
Гуморальная теория
В V веке до н. э. философ и врач Эмпедокл создал понятие о «кразе» — правильном соотношении природных структур и жидкостей тела. На основе этой идеи Гиппократ развил гуморальную теорию. Она гласит, что в теле человека есть четыре основных жидкости — кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Если какая-то из них пропитывает головной мозг сильнее другой, наступает дискразия, а вслед за ней и психическое заболевание.
Мозг работает неправильно либо в том случае, если он слишком нагрет, или слишком охлаждён, или слишком влажен, или слишком сух. Эти изменения мозга происходят от слизи или от желчи. Слишком влажный мозг вызывает картину тихого помешательства: больные не кричат, не делают резких движений, они спокойны, боязливы, грустны и безопасны для окружающих.
Слишком сухой мозг даёт в результате противоположную картину болезни: больные кричат, делают резкие движения, лица у них красного или тёмного цвета от внутреннего нагревания. В этом состоянии они опасны для окружающих.
Пьянство
Уже в Античности были примеры того, как неуёмное потребление спиртного сказывается на психическом состоянии людей. Так, Геродот рассказывал о спартанском царе Клеомене, который пал жертвой неразбавленного вина.
Спартанский царь Клеомен после утомительного путешествия вернулся в Спарту и заболел помешательством. Впрочем, он и раньше не совсем был в здравом уме — каждый раз при встрече с кем-нибудь из спартанцев он бросал им в лицо палку. Ввиду такого поведения родственники посадили Клеомена в колодки, как помешанного. Находясь в заключении, он заметил однажды, что страж при нём остался один, и потребовал у него меч. (...) Взявши меч в руки, царь стал изрезывать себя в полосы, начиная с бёдер. Он резал на себе кожу в длину от бёдер до живота и поясницы, пока не дошёл до желудка, который тоже изрезал в узкие полоски и так умер.
Конечно, Геродот не говорит об алкогольном психозе, но упоминает, что сами спартанцы знали о причинах помешательства своего царя: каждый раз, принимая иностранных послов, он неумеренно пил неразбавленное вино.
Дисбаланс между телом и душой или её частями
Древнегреческий философ Платон считал, что для здоровья и добродетели надо поддерживать равновесие между душой и телом. Чтобы найти баланс, он советовал правильную диету и упражнения, а также систематическое разъяснение и обучение. Первое было призвано вылечить тело, второе — душу.
О гармонии говорил и Пифагор. Он считал, что душа делится на три части: сознание, интеллект и эмоции. Для здоровья и добродетели необходимо, чтобы все они находились в гармонии. Его школа уделяла большое внимание дианойе — упорядоченности сознания, при которой человек сохраняет ровную кроткую радость, а не бросается из крайности в крайность.
А вот ученик Сократа Ксенофонт, наоборот, видел причину душевных болезней в слабости тела.
Забывчивость, малодушие, недовольство, помешательство — всё это может происходить от слабости тела, причём последнее иногда так сильно отражается на душевной жизни, что все знания, когда-либо приобретённые человеком, без остатка улетучиваются.
Угнетающая мысль
Античный медик и философ Аретей считал, что душевные страдания могут возникнуть от тяжёлых дум. Например, если к человеку пришло какое-то угнетающее состояние: боязнь отравы, суеверные страхи или тоска.
Навязчивая мысль может привести к тому, что больной уединится, будет страдать от кошмаров или бессонницы, питать отвращение к жизни и страстно мечтать о смерти. В результате человек может дойти до полного отупения и перестать воспринимать окружение.
Какие диагнозы ставили врачи
В Античности не было строгой классификации болезней, но учёные всё же разделяли душевные недуги по симптомам.
Меланхолия
Гиппократ и его последователи относили к меланхолии относительно спокойные состояния. Например, когда пациенты боятся света и избегают людей, полны всевозможных опасений, жалуются на боли в животе, видят кошмары.
Считалось, что любой страх и печаль, не вызванные житейскими причинами, происходят от избытка чёрной желчи. Гиппократ описал один такой случай.
…отправляясь на пирушку, больной испытывал страх перед звуками флейты; заслышав на пиру первые звуки её, он переживал ужас; он говорил всем, что с трудом мог сдержать себя, если это было ночью; днём же, слушая этот инструмент, он не испытывал никакого волнения. Это продолжалось у него долгое время.
Во II веке н. э. римский врач Гален выделил подвид меланхолии — ипохондрию. Симптомы этого заболевания включали отрыжку, отхождение ветров (попросту говоря, газов), чувство жара в правом подреберье, зыбление и боли. А причинами считались воспаление желудка и задержка всё той же всемогущей чёрной желчи.
Мания
К мании античные врачи и философы причисляли любые беспокойные состояния с двигательным и речевым возбуждением, включая лихорадочный и инфекционный бред, сумеречные состояния людей с эпилепсией, патологические реакции и бурные аффекты.
Френит
В сочинениях Гиппократа встречается упоминание френита и парафренита — бредовых состояний. Этими терминами обозначали болезни, при которых нарушается деятельность мозга на фоне лихорадки, что нередко сопровождается «хватанием мушек и малым частым пульсом».
В I веке н. э. римский врач Авл Корнелий Цельс писал, что при френите может быть как лёгкое возбуждение с весёлым оттенком, так и глубокая печаль, раздражительность и даже буйство, при котором нужно связывать больного и держать его в темноте.
Обман восприятия и ложные мысли
Это заболевание было описано в энциклопедии Цельса. Оно включало галлюцинации и «нелепые идеи» и считалось самым длительным и опасным из всех.
Эта болезнь проявляется в двух видах: во-первых, человека могут обманывать восприятия; во-вторых — мысли. Ложные восприятия, как говорят поэты, овладели безумствующими Аяксом и Орестом: оба поступали нелепо и безрассудно.
Как лечили психические расстройства
Наверняка не всех античных людей лечили одинаково. Если бедных сумасшедших, скорее всего, просто связывали или вообще отгоняли камнями, богатым было доступно хоть какое-то лечение. Иногда довольно приятное.
Связывание и прогулки
Для лечения мании Соран Эфесский советовал связывать больного мягкими бинтами. Но делать это осторожно, чтобы не повредить суставы. Также он считал, что надо внимательно изучать содержание неправильных мыслей пациента, развлекать его байками и новостями.
Когда человек выздоравливает, с ним надо гулять, заниматься гимнастикой, заставлять читать вслух. Можно сходить с ним в театр, а также побуждать к более сложной умственной деятельности и ораторским выступлениям. Лучше, если в числе слушателей будут друзья и близкие, которые похвалят больного. А потом надо сходить прогуляться или сделать растирание всего тела с маслом.
Кровопускания
Авл Корнелий Цельс в своей энциклопедии рекомендовал лечить меланхолию кровопусканиями. Для этой процедуры врач должен был порезать вену на руке больного и наблюдать за цветом вытекающей крови. Тёмная и густая считалась плохой, а светлая и прозрачная — хорошей. Если в процессе кровопускания жидкость светлела, процедуру надо было прекращать, потому что всё плохое из пациента уже вышло. Впрочем, даже если кровь не светлела, Цельс советовал остановиться до того, как пациент потеряет сознание.
Если же кровопускания вообще были противопоказаны из-за общей слабости больного, Цельс разрешал заменить их рвотными средствами. Кроме того, при меланхолии необходимы были растирания всего тела и слабительные, чтобы непрерывно поддерживать жидкие испражнения.
Рвотное и побои
При обмане восприятия и нелепых мыслях всё зависит от настроения больного. Если он весел, чрезмерно возбуждён и склонен к насилию, тот же Цельс предлагал давать рвотное. Если человек отказывается от лекарства, средства нужно подмешивать в хлеб. В целом, таких больных рекомендовали крепко удерживать, а если не помогают уговоры — морить голодом, связывать и избивать.
Впрочем, если у людей только мысли неправильные, а восприятие в целом не нарушено, Цельс разрешал лечить их осторожными растираниями, тёплыми ваннами и массажем, гимнастикой и диетой без жирного мяса и вина.
Тишина и покой
Самым гуманным был древнеримский медик Аретей. Для лечения френита он предлагал помещать больного в большую комнату с умеренной температурой, чистым воздухом и гладкими стенами. И предписывал соблюдать тишину, предоставлять больному большую кровать и поддерживать бодрое настроение, иногда приглашая друзей.
Станьте первым, кто оставит комментарий