Как изменились российские сериалы за последние годы
Появление стриминговых платформ (KION, Start, more.tv, Wink, Okko и других) сильно повлияло на российские сериалы. Всего за несколько лет они настолько изменились, что с проектами нулевых и первой половины десятых их практически ничего не связывает. Разбираемся, что нового в отечественных сериалах последних лет.
Появилась идентичность
Пример Netflix показывает, что снятые в Корее или Германии сериалы, которые не мимикрируют под американские, успешны во многих странах. Идентичность привлекает зрителей, и российские проекты сделали гигантский шаг вперёд в этом направлении.
Если посмотреть на телесериалы нулевых и их продолжения, можно подумать, что они снимались вообще не в России. Например, «Счастливы вместе» (2006–2013) показывал двухэтажную квартиру, по которой нищая семья ходит в обуви, а «Универ» (2008–2011) и особенно «Универ: Новая общага» (2011–2018) демонстрировали общежитие, которого в стране просто нет. Сценаристы как будто специально отказывались принимать российские реалии. Истории и сюжеты выглядели универсальными, то есть их могли снять где угодно. По этой же причине было много адаптаций: «Не родись красивой» (2005–2006), «Моя прекрасная няня» (2004–2006), «Маргоша» (2009–2011) и многие другие проекты просто перенимали чужие идеи. В редких случаях («Солдаты», «Улицы разбитых фонарей») связь с действительностью всё же прослеживалась, но это скорее исключение из правил.
Современные сериалы не отказываются от места производства. Так, авторы «Вампиров средней полосы» (2021 год — настоящее время) постоянно акцентируют внимание на том, что действие происходит в Смоленске, а в «Хрустальном» (2021) показана провинциальная деревня в её естественном виде. Теперь герои отечественных сериалов живут в России.
Проекты стали взрослее
Наивность, свойственная некачественным телепродуктам, постепенно уходит. «Барвиха» (2009–2011), «Ранетки» (2008–2010) или «Кадетство» (2006–2007) показывали подростков, практически не имеющих ничего общего с реальностью. По сути, это фантазии взрослых о том, как живут дети. Юной аудитории проекты нравились, но вряд ли взрослый человек мог выдержать хотя бы пару серий «Ранеток» или «Школы» (2010) и не сойти с ума.
Кадр из сериала «Ранетки»
Современные сериалы о школьниках интересны не только им. Например, «Чёрная весна» (2022) показывает трудность взросления в провинции, где нет ни законов, ни моральных авторитетов. Насилие, которым увлекаются подростки, становится методом наведения хоть какого‑то порядка. «Пингвины моей мамы» (2021) демонстрирует сложность созревания в ситуации, когда у родителей нет времени для полноценного общения с детьми. А вот Happy End (2021) рассказывает о молодых людях, которые начинают работать вебкам‑моделями из‑за отсутствия других вариантов для заработка. И выбор тем, и проработанная драматургия делают эти истории занятными для любого зрителя.
Кадр из сериала «Happy End»
Проекты с условно взрослыми темами также сильно изменились. В них появилось политическое измерение («Домашний арест» и «Чиновница» как лучшие примеры), а также взгляд в прошлое. Если 10 лет назад качественные исторические шоу снимал лишь «Первый канал», то теперь их точно больше — хотя авторов интересуют и другие темы. Например, сценаристы обратились к отдельным личностям, в том числе к артистам («Раневская», «Вертинский») и маньякам («Фишер», «Чикатило»). Кроме того, сейчас на экранах можно встретить хорошие психологические триллеры с интересным сюжетом и глубокими героями — так, при всех своих недостатках «Комплекс бога» на три головы выше, чем любой подобный сериал из нулевых.
Выросло качество съёмок и сценариев
Современные российские проекты отличаются от предшественников повышением технического уровня. Они лучше звучат и выглядят. Само собой, большую роль сыграл технологический прогресс (хорошие камеры и микрофоны просто стали дешевле и доступнее), однако не менее важен и подход.
Как и во всём мире, в России сериалы перестали считаться чем‑то стыдным, так что профессионалы не боятся идти в индустрию. Там, где оператор старого шоу выставил бы простой кадр «по учебнику», нынешний будет экспериментировать. Либо качественно выполнять свои базовые обязанности: работать с пропорциями, выстраивать композицию (а не снимать как попало). В рамках одного эпизода операторы могут переключаться с ручной камеры на статичную, играть ракурсами. В проектах нулевых операторская работа была безликой, а сегодня это важный специалист, который помогает режиссёру сделать более интересный визуальный ряд.
Кадр из сериала «Вампиры средней полосы»
Качество звука также шагнуло вперёд. Технологические новшества привели к тому, что некоторые отечественные сериалы выглядят ничуть не хуже, чем проекты HBO или Netflix. Правда, это касается преимущественно разговорных шоу, экшен всё ещё на другом уровне.
Повысилось и качество сценариев. Авторы пытаются писать интересные, а не длинные истории: всё чаще выходят мини‑сериалы, не претендующие на 5–10 сезонов. Продюсеры обращают внимание на уместность продолжений, а не только на рейтинги. Конечно, есть масса исключений (в условном «Методе» достаточно и одного сезона), однако в нулевых короткие проекты были совсем редкостью.
Поменялся язык
Авторы сериалов для телевидения всегда были ограничены рамками допустимого. Приходилось отказываться от нецензурной лексики, а постельные сцены и вовсе выглядели комично. Как только сериалы перебрались на стриминги, запреты автоматически отпали. Теперь герои говорят живым языком: с матом, англицизмами, сленгом. Правда, нечто подобное было в сериале «Школа», но выглядело настолько нелепо, что не воспринималось всерьёз. Сценаристы, желавшие разнообразить речь, пытались усидеть на двух стульях и «запикивали» бранные слова. Интернет‑площадки позволяют не думать о цензуре в этом отношении и возрастных ограничениях, а потому и персонажи становятся более разнообразными.
Кадр из сериала «Пингвины моей мамы»
Конечно, есть и обратная сторона — иногда мат подменяет нормальные диалоги (как в прошлогодней «Люсе»), однако это небольшая плата за общие изменения.
Вероятно, больше всех изменилась речь экранных подростков: раньше они разговаривали так же, как и взрослые персонажи. Лексикон Перепечко и Дукалиса состоял из одних и тех же слов, что по меньшей мере странно. Сейчас всё иначе: героини «Авроры» (2022) и «Чиновницы» (2021) используют различную лексику, а московский подросток из «Пингвинов моей мамы» общается не так, как его сверстники из провинции в «Чёрной весне».
Кадр из сериала «Чёрная весна»
Появление стриминговых сервисов оказало огромное влияние на российскую индустрию сериалов. Они стали не только разнообразнее, но и качественнее. При этом крупнобюджетные проекты всё ещё выглядят сырыми. Поэтому лучше потратить время, например, на «Большую секунду» (2021) или «Аврору», чем на «Наследие» (2022).
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»