Как изменились российские сериалы за последние годы
Появление стриминговых платформ (KION, Start, more.tv, Wink, Okko и других) сильно повлияло на российские сериалы. Всего за несколько лет они настолько изменились, что с проектами нулевых и первой половины десятых их практически ничего не связывает. Разбираемся, что нового в отечественных сериалах последних лет.
Появилась идентичность
Пример Netflix показывает, что снятые в Корее или Германии сериалы, которые не мимикрируют под американские, успешны во многих странах. Идентичность привлекает зрителей, и российские проекты сделали гигантский шаг вперёд в этом направлении.
Если посмотреть на телесериалы нулевых и их продолжения, можно подумать, что они снимались вообще не в России. Например, «Счастливы вместе» (2006–2013) показывал двухэтажную квартиру, по которой нищая семья ходит в обуви, а «Универ» (2008–2011) и особенно «Универ: Новая общага» (2011–2018) демонстрировали общежитие, которого в стране просто нет. Сценаристы как будто специально отказывались принимать российские реалии. Истории и сюжеты выглядели универсальными, то есть их могли снять где угодно. По этой же причине было много адаптаций: «Не родись красивой» (2005–2006), «Моя прекрасная няня» (2004–2006), «Маргоша» (2009–2011) и многие другие проекты просто перенимали чужие идеи. В редких случаях («Солдаты», «Улицы разбитых фонарей») связь с действительностью всё же прослеживалась, но это скорее исключение из правил.
Современные сериалы не отказываются от места производства. Так, авторы «Вампиров средней полосы» (2021 год — настоящее время) постоянно акцентируют внимание на том, что действие происходит в Смоленске, а в «Хрустальном» (2021) показана провинциальная деревня в её естественном виде. Теперь герои отечественных сериалов живут в России.
Проекты стали взрослее
Наивность, свойственная некачественным телепродуктам, постепенно уходит. «Барвиха» (2009–2011), «Ранетки» (2008–2010) или «Кадетство» (2006–2007) показывали подростков, практически не имеющих ничего общего с реальностью. По сути, это фантазии взрослых о том, как живут дети. Юной аудитории проекты нравились, но вряд ли взрослый человек мог выдержать хотя бы пару серий «Ранеток» или «Школы» (2010) и не сойти с ума.
Кадр из сериала «Ранетки»
Современные сериалы о школьниках интересны не только им. Например, «Чёрная весна» (2022) показывает трудность взросления в провинции, где нет ни законов, ни моральных авторитетов. Насилие, которым увлекаются подростки, становится методом наведения хоть какого‑то порядка. «Пингвины моей мамы» (2021) демонстрирует сложность созревания в ситуации, когда у родителей нет времени для полноценного общения с детьми. А вот Happy End (2021) рассказывает о молодых людях, которые начинают работать вебкам‑моделями из‑за отсутствия других вариантов для заработка. И выбор тем, и проработанная драматургия делают эти истории занятными для любого зрителя.
Кадр из сериала «Happy End»
Проекты с условно взрослыми темами также сильно изменились. В них появилось политическое измерение («Домашний арест» и «Чиновница» как лучшие примеры), а также взгляд в прошлое. Если 10 лет назад качественные исторические шоу снимал лишь «Первый канал», то теперь их точно больше — хотя авторов интересуют и другие темы. Например, сценаристы обратились к отдельным личностям, в том числе к артистам («Раневская», «Вертинский») и маньякам («Фишер», «Чикатило»). Кроме того, сейчас на экранах можно встретить хорошие психологические триллеры с интересным сюжетом и глубокими героями — так, при всех своих недостатках «Комплекс бога» на три головы выше, чем любой подобный сериал из нулевых.
Выросло качество съёмок и сценариев
Современные российские проекты отличаются от предшественников повышением технического уровня. Они лучше звучат и выглядят. Само собой, большую роль сыграл технологический прогресс (хорошие камеры и микрофоны просто стали дешевле и доступнее), однако не менее важен и подход.
Как и во всём мире, в России сериалы перестали считаться чем‑то стыдным, так что профессионалы не боятся идти в индустрию. Там, где оператор старого шоу выставил бы простой кадр «по учебнику», нынешний будет экспериментировать. Либо качественно выполнять свои базовые обязанности: работать с пропорциями, выстраивать композицию (а не снимать как попало). В рамках одного эпизода операторы могут переключаться с ручной камеры на статичную, играть ракурсами. В проектах нулевых операторская работа была безликой, а сегодня это важный специалист, который помогает режиссёру сделать более интересный визуальный ряд.
Кадр из сериала «Вампиры средней полосы»
Качество звука также шагнуло вперёд. Технологические новшества привели к тому, что некоторые отечественные сериалы выглядят ничуть не хуже, чем проекты HBO или Netflix. Правда, это касается преимущественно разговорных шоу, экшен всё ещё на другом уровне.
Повысилось и качество сценариев. Авторы пытаются писать интересные, а не длинные истории: всё чаще выходят мини‑сериалы, не претендующие на 5–10 сезонов. Продюсеры обращают внимание на уместность продолжений, а не только на рейтинги. Конечно, есть масса исключений (в условном «Методе» достаточно и одного сезона), однако в нулевых короткие проекты были совсем редкостью.
Поменялся язык
Авторы сериалов для телевидения всегда были ограничены рамками допустимого. Приходилось отказываться от нецензурной лексики, а постельные сцены и вовсе выглядели комично. Как только сериалы перебрались на стриминги, запреты автоматически отпали. Теперь герои говорят живым языком: с матом, англицизмами, сленгом. Правда, нечто подобное было в сериале «Школа», но выглядело настолько нелепо, что не воспринималось всерьёз. Сценаристы, желавшие разнообразить речь, пытались усидеть на двух стульях и «запикивали» бранные слова. Интернет‑площадки позволяют не думать о цензуре в этом отношении и возрастных ограничениях, а потому и персонажи становятся более разнообразными.
Кадр из сериала «Пингвины моей мамы»
Конечно, есть и обратная сторона — иногда мат подменяет нормальные диалоги (как в прошлогодней «Люсе»), однако это небольшая плата за общие изменения.
Вероятно, больше всех изменилась речь экранных подростков: раньше они разговаривали так же, как и взрослые персонажи. Лексикон Перепечко и Дукалиса состоял из одних и тех же слов, что по меньшей мере странно. Сейчас всё иначе: героини «Авроры» (2022) и «Чиновницы» (2021) используют различную лексику, а московский подросток из «Пингвинов моей мамы» общается не так, как его сверстники из провинции в «Чёрной весне».
Кадр из сериала «Чёрная весна»
Появление стриминговых сервисов оказало огромное влияние на российскую индустрию сериалов. Они стали не только разнообразнее, но и качественнее. При этом крупнобюджетные проекты всё ещё выглядят сырыми. Поэтому лучше потратить время, например, на «Большую секунду» (2021) или «Аврору», чем на «Наследие» (2022).
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаЛол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Как усыновить ребёнка: пошаговый план