Как использовать разбор полётов, чтобы увеличить продуктивность
Тщательное планирование задач — важная составляющая продуктивности. Однако анализировать то, что уже сделано, не менее важно, поскольку это помогает понять, как лучше использовать своё время в будущем. Для такого анализа подойдёт метод разбора полётов.
В чём заключается разбор полётов
Сам этот термин пришёл из сферы авиации. Так называли собрания, во время которых лётчики детально изучали события прошедших вылетов. В обычной жизни фразу «разбор полётов» стали использовать в шутливой форме для ситуаций, когда надо выяснить обстоятельства и причины ошибок или неудач в каком-либо деле.
Если подходить к разбору полётов серьёзно, его итоги помогают стандартизировать повторяющиеся действия и каждый раз придерживаться одного и того же проверенного алгоритма. Таким образом создаётся полезная структура, которая даёт возможность в перспективе улучшить результаты.
И хотя изначально разбор полётов подразумевает обсуждение в команде, анализ проделанной работы можно проводить и самостоятельно. Для этого надо ответить на четыре неизменных вопроса:
- Чего я хотел добиться?
- Что я в итоге сделал?
- Почему всё получилось так, как получилось?
- Что я могу сделать, чтобы в следующий раз улучшить результат или повторить успех?
По сути, вы сопоставляете свою цель с полученным результатом, определяете, что именно на него повлияло, и делаете выводы о том, что надо учесть в будущем, когда перед вами будет стоять такая же задача.
Как применять разбор полётов на практике
Выделите время в своём расписании, чтобы анализировать и оценивать свою работу над основными личными и профессиональными задачами с помощью приведённых выше вопросов. Можно делать это каждую неделю или сразу по окончании проектов.
Например, вы сделали генеральную уборку на кухне. Вот как может выглядеть разбор полётов в такой ситуации.
- Чего я хотел добиться? Порядка на кухне.
- Что я в итоге сделал? Помыл микроволновку, навёл порядок в шкафчиках, выбросил просроченные продукты из холодильника. Или отложил уборку, не сделал толком ничего, а только помыл посуду — это тоже возможные варианты ответа на второй вопрос.
- Почему всё получилось так, как получилось? На этом этапе разбора полётов надо копнуть глубже. Возможно, вы решили делать уборку, потому что ждали гостей, и посчитали это срочным делом. Или вы хотели почувствовать себя продуктивным, потому что неделя была ужасной, и вам не удалось добиться каких-то других ощутимых результатов. Если уборка так и осталась в планах, важно задать себе вопрос, почему так вышло. Может быть, вы устали, у вас появились другие неотложные дела или вам не хватило нужных инструментов, например закончилась бытовая химия.
- Что я могу сделать, чтобы в следующий раз улучшить результат или повторить успех? Ответы будут зависеть от ситуации. Например: «Я буду делать уборку на кухне раз в неделю, чтобы в любой момент быть готовым принять гостей». Или: «Я составлю график, который поможет наводить порядок по частям, чтобы мне не приходилось делать это, когда я устал».
Проходиться по чек-листу мысленно уже будет полезно. Но лучше фиксировать итоги разбора полётов на бумаге, в документе на компьютере или в заметках на телефоне. Тогда в следующий раз, когда вам предстоит выполнить похожую задачу, планировать работу будет проще. Вы сможете быстро освежить в памяти, что во время предыдущей попытки отлично удалось, а что пошло не так. Постепенно у вас получится сгладить все шероховатости процесса и значительно повысить свою продуктивность.
Станьте первым, кто оставит комментарий