Публично обсуждать смерть близких в соцсетях — это нормально?
В еженедельной рубрике эксперт по цифровому этикету Ольга Лукинова отвечает на актуальные вопросы, связанные с общением в интернете. Не пропускайте, если вы активно пользуетесь соцсетями и мессенджерами или просто изредка отправляете деловые письма. И задавайте свои вопросы в комментариях!
У меня в ленте в Facebook* сейчас активно обсуждают блогерку, у которой на дне рождения умерли муж и друзья из‑за купания в сухом льде. Она всё — буквально всё выставляла в блоге, и маски для улучшения вида использовала, и плачет в Stories из реанимации, и маму умершего мужа снимает, и спрашивает у подписчиков, как ей об этом рассказать детям... Ну и лагеря два: одни говорят слова сочувствия, а другие — поливают грязью. «Это всё ради лайков и хайпа, и она сейчас под смерть мужа рекламу будет продавать». И вообще: «Как так можно проживать утрату, мы тебе не верим». И обзывают лицемеркой и другими словами.
А что цифровой этикет в таком случае говорит? Нормально так публично горевать? Тут вообще хоть какая‑то норма есть?
Дарья
Что произошло
Пользователи очень неоднозначно восприняли то, как девушка‑блогер Екатерина Диденко, потерявшая мужа, переживала утрату. Основные претензии сводились к двум аспектам:
- Блогер слишком откровенно выражает негативные эмоции и вовлекает в это своих подписчиков. Нельзя так публично горевать.
- Блогер пиарится на смерти близкого человека. Нельзя так цинично зарабатывать подписчиков, внимание и деньги.
Что показал скандал
Российские пользователи прекрасно освоили язык «успешного успеха» и знают, как рассказывать о своих победах и достижениях и как реагировать на такие посты. Но ещё совершенно не сформировались язык и практика разговора о печальных событиях и выражения негативных эмоций.
Это подтверждает и опрос на канале «Цифровой этикет»: 56% участников считают, что публично горевать в соцсетях непозволительно, а 44% уверены, что это допустимо. Незначительный перевес говорит именно о том, что норма ещё не сформирована.
Сейчас в информационном пространстве по сути обсуждается не конкретный случай со смертью на дне рождения, а норма поведения в таких ситуациях: уместно или неуместно публично скорбеть и как скорбь должна выражаться.
Второе, что продемонстрировала история, — есть разные практики использования социальных сетей и зачастую они не уживаются друг с другом. Кто‑то выкладывает в Instagram* тщательно отобранные и отредактированные постановочные фотографии, а кто‑то буквально существует в прямом эфире, демонстрируя всю свою жизнь подписчикам. И те, и другие могут зарабатывать в соцсетях популярность и деньги, но эти крайности плохо уживаются друг с другом.
Что предписывает в такой ситуации цифровой этикет
Если никакие общепринятые нормы ещё не сформировались, то единственное, за что в таком случае можно было бы упрекнуть пользователя, — это нарушение чужого цифрового пространства и чужих границ. Но Екатерина их не нарушает: она скорбит и выражает негативные эмоции на собственной странице, не заставляет никого на неё подписываться и смотреть Stories.
При этом с момента трагедии у неё появилось 600 тысяч новых подписчиков. И больше вопросов вызывает поведение тех людей, которые специально подписываются, чтобы наблюдать за чужой драмой, выказывают осуждение и оставляют негативные комментарии в адрес блогера. Личные сообщения и комментарии о человеке уже всерьёз нарушают границы другой личности и напрямую противоречат правилам этикета и нормам вежливости. Показательно, что 85% опрошенных посчитали неэтичным публично осуждать человека за скорбь в соцсетях. Травля наносит реальный вред, в отличие от публичной скорби.
Могут ли вообще быть нормы, как правильно горевать
Такая сложная сфера, как утрата близких, рано или поздно сама сформирует запрос на регламентацию, потому что тяжёлые ситуации легче проживать, когда есть чёткие правила, которым надо следовать. Именно поэтому все траурные ритуалы так тщательно соблюдаются в реальной жизни. Через какое‑то время представления о проживании скорби придут и в цифровую жизнь, но не как ограничения свободы, а как помощь и поддержка для людей, которые столкнулись с трагедией.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
Реклама«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах