6 способов победить усталость и выгорание во время развития своего бизнеса
Кажется, что начальникам легко контролировать своё эмоциональное состояние и предотвращать выгорание. Поглощает стресс? Берёшь выходной в любой день. Не хочется что-то делать? Поручаешь задачу кому-то другому. Однако в реальности всё далеко не так просто.
Исследования показывают, что риск «выгореть» у предпринимателей гораздо выше, чем у наёмных сотрудников. К тому же, когда ты действительно увлечён своим бизнесом, бывает сложно заметить первые признаки переутомления. Иногда проходят месяцы и даже годы, прежде чем ты замечаешь, что твоё физическое или эмоциональное состояние значительно ухудшилось.
Избежать усталости, проблем со сном, раздражительности и других симптомов выгорания позволят несколько шагов.
1. Найти надёжного бизнес-партнёра
У большинства современных стартапов не зря по два или даже три основателя. Создание и развитие бизнеса — сложная задача, с которой почти невозможно справиться в одиночку. Даже если кажется, что вам по силам всё сделать самостоятельно, не забывайте: количество обязанностей и проблем будет только увеличиваться по мере роста компании.
В поиске бизнес-партнёра стоит ориентироваться на несколько основных критериев:
- Это человек, которому вы полностью доверяете. В идеале — проверенный бывший коллега или даже сооснователь, с которым вы уже пытались запустить стартап.
- Он знающий и терпеливый профессионал.
- Ваши взгляды на этические принципы и рабочие привычки совпадают.
- Финансово, практически и эмоционально он вовлечён в бизнес так же, как и вы.
Например, сооснователь сервиса по продаже пищевых добавок Supliful Ричард Пикс и его партнёр Мартинс дружили с детства. Они вместе работали над несколькими бизнес-идеями, а их дружба прошла серьёзную проверку на прочность во время банкротства прошлой компании. Постепенно совместные усилия и взаимное доверие помогли друзьям построить успешный бизнес.
2. Определить приоритеты как можно раньше
Когда вы начинаете свой бизнес, список задач и планов кажется бесконечным. Выполнить все пункты просто невозможно. Именно поэтому надо учиться обозначать приоритеты и делать маленькие, но осознанные шаги в выбранном направлении.
Если ваша компания всё ещё на начальной стадии, обратите внимание на задачи, которые помогут создать продукт с минимальной функциональностью. Это самая простая версия бизнес-идеи, которую можно выпустить на рынок. Таким образом вы дадите старт бизнесу, привлечёте клиентов и получите обратную связь.
Если ваш бизнес уже крепко стоит на ногах, попробуйте передать некоторые задачи другим сотрудникам. Это позволит сосредоточиться на главных целях и самых важных аспектах бизнеса.
Основательница компании по производству органических товаров для женского здоровья Kali Джонна Пиира работала над множеством проектов, пока ей не пришлось взять вынужденный отпуск. Именно тогда она поняла, что выгорела, и решила пересмотреть свои приоритеты. Предпринимательница составила список всех своих обязанностей от самых любимых до самых ненавистных. Затем подсчитала, сколько времени уходит на каждую задачу, и вычеркнула ненужные.
Если вы не уверены, с чего начать, попробуйте этот метод. Так вы поймёте, что для вас действительно важно.
3. Делегировать обязанности
Предприниматели, которые только пробуют свои силы в бизнесе, гораздо больше склонны к выгоранию. Так происходит, потому что новички действуют в атмосфере неопределённости и несут ответственность за каждый аспект работы компании. Предприниматели с опытом, наоборот, понимают, что невозможно всё контролировать.
Начать процесс передачи обязанностей помогут следующие тактики:
- Нанимайте талантливых людей и доверяйте им во всём, что касается их должностных обязанностей.
- Сфокусируйтесь на списке ваших приоритетов, вместо того чтобы постоянно проверять работу своей команды.
- Если это необходимо, запланируйте регулярные собрания с разными отделами раз в неделю или раз в месяц. Это поможет держать руку на пульсе наиболее важных процессов.
- Отдайте некоторые задачи фрилансерам. Копирайтеров, дизайнеров и других специалистов можно найти на специализированных платформах и обычных сайтах с вакансиями.
До того, как стать сооснователем и главным исполнительным директором IT-компании Setupad, которая специализируется на рекламных технологиях, Томс Пэндерс почти 10 лет проработал в рекламе. Именно поэтому он был уверен, что сумеет правильно организовать многие процессы, и хотел принимать абсолютно все решения самостоятельно. Но по мере роста компании понял, что необходимо доверять своим специалистам и делегировать обязанности, иначе он просто сойдёт с ума.
4. Задокументировать процессы
Чтобы избежать личного участия в каждом процессе в компании, попробуйте как можно раньше описать и задокументировать стандартные операции. Это могут быть инструкции, как выполнять специфичные для вашей сферы деятельности задачи, или инструкции, как пользоваться рабочими чатами или программами. Такая фиксация процессов поможет наладить бесперебойную работу, и адаптация новых сотрудников будет проходить быстрее и эффективнее.
Если вы открываете малый бизнес, может показаться, что рекомендации из этого пункта вам не пригодятся. Однако по мере развития компании вы заметите, сколько времени у вас освободилось благодаря описанию процессов.
5. Использовать приложения
Каждый раз, когда вы задумываетесь о том, что тратите слишком много времени на рутинные дела, ищите приложение, которое сделает их за вас. В современном мире существует масса самых разных технологий, значительно облегчающих жизнь предпринимателей.
К примеру, вместо того чтобы самостоятельно следить за текущими задачами и тем, как сотрудники их выполняют, используйте программы или веб-сервисы для управления проектами. А вместо того, чтобы составлять расписание по старинке, всегда можно обратиться к одному из многочисленных инструментов для тайм-менеджмента. У большинства подобных сервисов есть бесплатный пробный период, который поможет понять, стоит ли ресурс своих денег.
Соосновательница PR-агентства Truesix Джулия Гиффорд отметила, что её жизнь стала значительно легче после того, как она начала использовать специальное ПО для выписки счетов. Это позволило ей перестать тратить время на вбивание мелких данных в таблицы и заняться действительно важными делами. К тому же такой способ значительно сократил вероятность ошибок в подсчётах.
6. Уделять время личной жизни
Есть универсальная истина, которую многие предприниматели узнают, только когда набьют шишки: не одна лишь работа ведёт к выгоранию. Обычно причиной становится целая комбинация внешних и внутренних факторов, среди которых образ жизни и даже особенности характера. Наше ментальное здоровье напрямую связано с физическим. Слабая активность, фастфуд, неподходящий режим сна, курение, алкоголь — всё это влияет на наше состояние.
Если вы регулярно испытываете стресс, важно научиться грамотно с ним справляться. Возможно, вам помогут медитация, спорт, массаж или любое другое занятие, которое позволяет расслабиться. Не забывайте регулярно прерываться на физические упражнения или прогулки на свежем воздухе, например во время обеда.
Основатель финтех-компании TWINO Армандс Брокс в период выгорания полностью пересмотрел структуру и работу компании и начал всё сначала. Ему пришлось передать свои обязанности другому человеку, чтобы сфокусироваться на разработке стратегии и развитии бизнеса. Это произошло ещё в 2017 году, когда проблему выгорания практически не обсуждали. Предприниматель отметил, что это научило его поддерживать ментальное здоровье и соблюдать баланс во всех сферах жизни.
Многие бизнесмены, «горящие» своей идеей, считают, что не могут замедлиться или остановиться, когда нужно сделать столько всего. Но с первыми признаками выгорания можно и нужно бороться. Кроме того, важно развивать идею баланса и внутри компании, например разрешать брать отгулы, когда сотрудники устали или у них проблемы с ментальным здоровьем.
Станьте первым, кто оставит комментарий