6 историй про бизнес, который выжил вопреки всему
1. История про сертификаты на хумус
До карантина наше кафе израильской кухни работало только на месте и доставляло еду с помощью служб доставки.
После введения режима самоизоляции кафе мы закрыли. Количество заказов на доставку увеличилось — сейчас получаем от 30 до 80 заявок в день. Поэтому с 28 марта мы запустили собственную доставку. Развозим сами: официанты и Женя. Получается не всегда оперативно, зато мы доставляем еду по всей Москве и даже в область.
Меню местами сократили, отказались от дорогих и сложных блюд, а также тех, которые никак не доставить в хорошем состоянии (морепродукты в соусе маринара или шакшука). Но при этом ввели новые позиции: хумусы, боулы, куриные котлеты. Вообще, каждую неделю добавляем что‑то новое и запускаем специальные предложения на выходные.
А ещё мы сделали три сертификата. Один — на 10 хумусов, им можно пользоваться даже сейчас. И два сертификата «на будущее»: за 3 000 и за 7 500 рублей. Когда откроемся, их можно будет потратить эквивалентно 4 000 и 10 000 рублей, соответственно.
Если у вас тоже есть кафе, магазин или другой бизнес и вы хотите выпускать свои сертификаты, но не знаете как — выход есть. Сделать это легко и бесплатно можно с помощью онлайн‑проекта «#ПоддержиБизнес», который был создан при поддержке Mastercard.
Для участия в проекте зарегистрируйте своё дело на платформе Boomstarter. Там вы сможете создавать сертификаты на товары и услуги, которые вы готовы предоставить сейчас или в будущем — когда компания вернётся к работе. Так вы сможете сохранить своих клиентов, а они — поддержать вас. Кроме того, в «#ПоддержиБизнес» вы получите бесплатное ведение и продвижение проекта, размещение на «Яндекс.Картах», готовый сервис онлайн‑платежей, бесплатные консультации с юристом и другие бонусы.
2. История про Zoom‑фотосессии
Идея перевести работу в онлайн пришла ко мне, когда я услышала новость про фотографа из Европы, который снимает девушек по FaceTime. Но я для съёмок использую Zoom. Протестировав это приложение в работе с подругами, я перешла к делу. Поставила бюджетный ценник — 2 тысячи рублей на часовую съёмку и 10 фотографий в одном стиле.
У онлайн‑фотосессий есть свои плюсы: никуда не надо ездить, присутствует элемент творчества, не нужна супертехника, и потом на обработке кожа так заблюрена, что не нужно замазывать прыщики.
Но есть и минусы. Это адски сложная работа. Нужно донести свою задумку человеку на съёмке, регулировать его положение тела. Многие слушают, но не слышат. Ещё у большинства дома рваные обои и старая мебель — тут очень сложно добиться чего‑то мало‑мальски «инстаграм*ного». Всегда выручают белая рубашка, красные губы и снимки у окна на подоконнике.
Доход по сравнению с докризисным снизился: упал со 120 тысяч до 10–30 тысяч рублей. На онлайн‑съёмках я особо не зарабатываю, это развлечение и практика общения с клиентами.
Дополнительный доход приносят съёмки еды для служб доставки: мне привозят коробки, я организую дома рабочее пространство и снимаю всё максимально быстро, пока блюда не потеряли свой вид. Потом скармливаю родным. Ещё провожу удалённые съёмки для фотоконтента экспертов. Клиент присылает портреты с какой‑то прошедшей фотосессии, а я дома снимаю интерьерные, предметные фото, которые он сможет замиксовать в своём аккаунте.
3. История про школу для владельцев собак
Я занимаюсь прикладной дрессировкой и коррекцией поведения псов. Работаю с хозяевами собак: выезжаю на консультации, собираю дрессировочные группы, веду семинары и мастер‑классы.
В течение восьми лет я была совладелицей бренда «Пи.Бо». Но как раз перед началом режима самоизоляции мне пришлось оставить этот бизнес и начинать собственное дело с нуля. Возможности вести очные занятия по понятным причинам не было. Тогда я вспомнила, что хотела заниматься просвещением.
Немного предыстории. В 2019 году мы вместе со второй совладелицей «Пи.Бо» и при помощи моего бессменного редактора Кати Прониной написали книгу о воспитании собак «Гладь, люби, хвали». Её раскупили тиражом почти 20 000 экземпляров. Такой успех навёл меня на мысль, что среди владельцев собак есть спрос на просвещение. А получать достоверную информацию им практически неоткуда.
И вот на карантине мы с командой запустили проект bobig.ru, который как раз ориентирован на то, чтобы давать людям знания, которых им не хватает.
Сейчас я пишу тексты, записываю видео для YouTube‑канала, беседую с аудиторией. Плюс провожу онлайн‑консультации, а ещё запустила платный курс «Школа приёмной собаки». Он направлен на то, чтобы люди приходили к заведению пса с нужными знаниями. А если с уже живущими у них животными есть какие‑то проблемы, могли решать их самостоятельно. Ну а к специалистам, например ко мне, обращались только в самых сложных случаях.
Для тех, кто финансово не тянет «Школу приёмной собаки», я провожу бесплатные вебинары и прямые эфиры.
Первый вебинар, который я провела под собственным брендом, посетило около 260 человек. И это фантастический показатель, с учётом того что проекту всего полтора месяца и не все клиенты знают, что я ушла из предыдущего.
Отлично зашёл также формат B2B — работаю с сетями зоомагазинов и производителями зоотоваров. Их сотрудникам тоже хочется получать информацию от практикующего специалиста, чтобы давать правильные советы при выборе амуниции, игрушек и других аксессуаров для собак.
4. История про велосипеды в аренду
У нас две студии сайклинга, в Москве и в Санкт‑Петербурге. Посещение тренировок возможно по предварительному бронированию (условно, система как в кинотеатре): оплачиваешь тренировку (или пакет), выбираешь время, бронируешь конкретный сайкл, приходишь и крутишь педали. В зале подбадривает тренер, вся статистика тренировки выводится в live‑режиме на проекторе, а за результатом можно следить в нашем приложении.
Обычно в день проходило по семь тренировок. Поток клиентов начал спадать ещё до введения режима самоизоляции: кто‑то не приходил, потому что съездил в Европу, кто‑то просто не хотел рисковать. 22 марта мы закрыли студию в Москве, а чуть позже и в Санкт‑Петербурге.
Чтобы не разориться, решили уйти в онлайн. Первым делом сдали байки нашим клиентам в аренду, чтобы они могли продолжать заниматься дома. Затем поменяли всю систему бронирования на сайте: теперь там можно записаться на онлайн‑занятия в Zoom. Они платные, чтобы не оставлять тренеров без денег.
Бесплатные занятия у нас тоже есть. На YouTube‑канал Rock the Cycle выкладываем тренировки на байках и функциональные тренировки. 22 мая совместно с партнёрами запустили первый в стране проект на собственной стрим‑платформе stream.rockthecycle.ru: там можно делать донаты и общаться в чате, голосовать, под какой трек хочешь крутить педали во время тренировки. На первый эфир пришло 102 человека, мы собрали больше 12 000 рублей. И это только начало! Планируем активно развивать именно это направление и делать четыре сайкл‑стрима в неделю.
Ещё продаём сертификаты для офлайн‑тренировок: их можно приобрести на более выгодных условиях сейчас, а воспользоваться, когда студии откроются. В целом, конечно, уровень выручки не сравним с тем, что был до карантина. Но лучше что‑то, чем ничего. Тем более теперь мы видим обширное поле для дальнейшего развития — и не только в регионах, где открыты наши студии.
5. История про онлайн‑обучение системе рукопашного боя
До карантина я преподавала крав‑мага (это система рукопашного боя) в зале, который брала в субаренду. Вела пять женских групп, а также персональные тренировки для женщин и мужчин. Работала пять раз в неделю.
После введения режима самоизоляции количество занимающихся резко сократилось, примерно на 80%. Адаптировать нашу систему под онлайн‑формат сложно, так как в основном приёмы отрабатываются в парах: кто‑то нападает, кто‑то защищается.
Но в итоге мне удалось. Теперь, на онлайн‑занятиях, большинство техник отрабатываем по воздуху и на снарядах. Плюс в программу тренировок добавились дополнительные упражнения на укрепление мышц.
Когда в Москве ввели пропускной режим, я развезла ученицам снаряды, на которых можно отрабатывать удары, и дополнительное оборудование для комфортных тренировок дома: гантели, резинки, коврики, боксёрские перчатки.
Тренировки провожу в платной версии Zoom, чтобы можно было заниматься более 40 минут без перерывов. Сейчас у меня всего одна группа, но вместо двух тренировок в неделю (как обычно) мы встречаемся четыре раза. Персональные занятия провожу в удобное для учеников время.
6. История про онлайн‑бар
Наш бар открылся на Тверской в 2016 году. Мы сразу решили делать необычное, нишевое место, в которое мы сами регулярно ходили бы. Поставили много столов, музыку сделали тихой, чтобы не мешала разговаривать, на подоконниках разложили настольные игры и книги. Нас даже сначала называли «антикафе с пивом». Весной 2019 года мы переехали — открылись под тем же названием на «Красном Октябре». Места стало побольше, а ценности остались прежними.
У нас регулярно проходят живые концерты, научно‑популярные лекции, встречи с пивоварами, кинопоказы. Должна была состояться художественная выставка, но планы нарушил карантин.
То, что это история не на пару недель и не на месяц, мы поняли ещё до введения режима. Достаточно было посмотреть на то, что происходит в той же Италии. На карантине собирались покорять YouTube образовательными и развлекательными роликами о барной жизни и крафтовом мире. Но делать видео оказалось сложнее, чем мы думали. Управляющий Миша предложил начать со стримов. Так и сделали.
Эфиры проводим на Twitch.tv. В среднем стрим длится три‑четыре часа, и за это время на него приходит около 100 человек. У нас есть три типа стримов:
- Барное ток‑шоу. Мы собираемся втроём (арт‑директор, управляющий и директор) и болтаем с аудиторией. Нам задают вопросы, мы отвечаем, рассказываем о ситуации в баре, о наших планах. Приглашаем гостей, например главного пивовара SelfMade Brewery Сашу Громова. Конечно, с ними общаемся через Zoom — кроме нас троих никого в «студии» не бывает.
- Арт‑стримы. Их проводит наш директор, нарисовавший всё оформление для бара. Сейчас он регулярно в прямом эфире создаёт новые принты для футболок.
- Трансляции World of Warcraft. Любим эту игру, и среди нашей аудитории много фанатов.
На стримах за полтора месяца собрали уже 70 000 рублей! Это не только финансовая поддержка, но и моральная — наши гости нас не забывают и ждут, когда бар снова откроется.
Ещё у нас появились сертификаты. Купить их можно на платформе, которую организовали наши гости — программисты из офисов на «Красном Октябре». Работает всё просто: вы сейчас делаете любой вклад от 50 рублей и получаете криптотокены, которыми в будущем сможете расплатиться в баре. В благодарность мы начисляем 10% сверху.
Предпринимателям, которые только закрепились на рынке, начали обретать первых лояльных клиентов и ещё не имеют обширной контактной базы, сейчас особенно непросто. Именно на них и ориентирован проект «#ПоддержиБизнес»: принять участие в нём можно, если вашему делу не менее года, оно официально зарегистрировано на территории РФ и подходит под категории, перечисленные на сайте.
Mastercard поможет вам бесплатно рассказать о себе на Boomstarter и «Яндекс.Картах», вести онлайн‑торговлю и воспользоваться дополнительными бонусами, чтобы вы могли сохранить своё дело, а ваши клиенты — продолжать и дальше пользоваться вашими услугами и покупать товары.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.