6 по-настоящему классных историй о создании супергероев, которые вы вряд ли знали
У супергероев из комиксов много предшественников — и боги из древних мифов, и персонажи поп‑культуры. До появления первых выпусков о Бэтмене американские дети 1930‑х зачитывались историями о Тарзане, ковбоях и таинственных ночных сыщиках, а в кино смотрели на другого известного героя в маске — Зорро. Но годом рождения супергероев можно с уверенностью назвать 1938 год. Тогда молодые авторы и художники Джерри Сигел и Джо Шустер за 130 долларов продали издательству National Allied Publications короткую историю под названием «Супермен». Уже к седьмому выпуску комикс о герое продавался тиражом в полмиллиона экземпляров. Запрос читателей не остался незамеченным: через год вышла первая история о Бэтмене, флагманском персонаже будущего издательства DC Comics, а в 1940‑м появились все классические спутники его историй — от Женщины‑кошки до Джокера. В 1939 году вышел первый комикс издательства «Марвел», которое тогда называлось Timely.
Сегодня без супергероев невозможно представить современную популярную культуру, а миры комиксов разрослись до гигантских вселенных, о которых пишут энциклопедии и диссертации. Мы расскажем о том, кто придумал некоторых известных персонажей и какие культурные отсылки можно обнаружить за их спиной.
1. Джокер
Первое появление: 1940 год.
Создатели: Боб Кейн, Джерри Робинсон, Билл Фингер.
В комиксах DC нет каноничной версии биографии Джокера, и никто не знает, как он обрел свои знаменитые шрамы на лице. С историей создания персонажа тоже всё сложно. Заклятый враг Бэтмена дебютировал в комиксе Batman №1 в апреле 1940 года. Авторами персонажа являются художники Боб Кейн и Джерри Робинсон, а также сценарист Билл Фингер. Это общепризнанные создатели героя, но их версии событий, предшествовавших появлению героя, разнятся. В этих историях есть одна общая деталь: все трое признавали, что главным прототипом Джокера стал актёр Конрад Фейдт в образе персонажа Гуинплена из немого фильма 1928 года «Человек, который смеётся» по роману Виктора Гюго.
Джерри Робинсон утверждал, что образ злодея основан на его эскизе открытки, вдохновлённой игральной картой Джокера. Тогда же он придумал имя злодея. Фингер счёл этот концепт незавершённым и придал рисунку сходство с героем «Человека, который смеётся». Именно после этого на лице персонажа появилась постоянная зловещая улыбка.
С версией Робинсона не согласен второй художник Боб Кейн. По его словам, эскиз с игральной картой появился уже после того, как был создан концепт.
Билл Фингер и я создали Джокера. Джокер похож на Конрада Фейдта. У Билла Фингера была книга с фотографией Конрада Фейдта, он показал её мне и сказал: «Вот Джокер». Джерри Робинсон не имел к этому абсолютно никакого отношения, но он всегда будет говорить, что создал его, пока не умрёт.
Все участники событий ушли из жизни, уверенные в своих словах, поэтому истинная история Джокера так доподлинно и неизвестна. Но что известно точно, так это то, что Джокер мог быть убит Бэтменом уже в первом же номере. Но это решение изменило издательство: редактор выпуска Уитни Элсворт увидела в персонаже потенциал для целой серии, а не отдельного номера, поэтому смерть Джокера в первом выпуске намеренно показали туманно, чтобы была возможность вернуть его вновь. Развитием героя продолжил заниматься Билл Фингер — именно ему читатели обязаны тем, что Джокер превратился в основного и главного врага Бэтмена.
2. Женщина‑кошка
Первое появление: 1940 год.
Создатели: Боб Кейн, Билл Фингер.
Женщина‑кошка появилась в том же выпуске комикса о Бэтмене, что и Джокер. Авторами персонажа являются Билл Фингер и Боб Кейн, и по поводу этого нет никаких споров ни у авторов, ни у историков. Кейн решил, что истории о Бэтмене не хватает персонажа, который мог бы привлечь женскую аудиторию. До этого с момента старта серии о в 1939 году на страницах комикса не появлялись супергероини. При создании Женщины‑кошки авторы, как и в случае с Джокером, вдохновлялись кино. Кейн разрабатывал образ героини, опираясь на внешность и амплуа голливудских звёзд 1930‑х — Джин Харлоу и Хеди Ламарр. По задумке неуловимая, независимая и сильная женщина должна была разбавить скучный мужской мир Бэтмена, занятого только поимкой уличных воров и гангстеров, и добавить в него романтического напряжения. Этим Женщина‑кошка напоминает типаж роковых красоток из американских нуар‑фильмов. При этом, хотя и в первом выпуске героиня выступает как антагонист, она не была задумана злодейкой. С самого начала авторы предполагали, что она может быть как союзником, так и врагом Бэтмена. Поэтому, к слову, в комиксах она никогда не убивала своих врагов.
Образ кошки для первой супергероини DC был выбран Кейном не только потому, что, по его мнению, кошек легче всего ассоциировать с женщинами, но и из‑за того, что главным героем серии был мужчина в костюме летучей мыши. Поэтому их взаимоотношения авторы описывают как вечную игру в кошки‑мышки.
В первом выпуске героиня предстала с псевдонимом «Кошка». Её образ тогда был далёк от канонического облика женщины в обтягивающем чёрном костюме. Поначалу она носила зелёную тунику и не надевала маску. Хотя ей это было не нужно. По сюжету выпуска Кошка взламывала ювелирные магазины, переодевшись в пожилую женщину. Зелёный цвет закрепился за ней вплоть до конца 1960‑х, затем появились фиолетовые, серые и коричневые варианты. Чёрный стал постоянным цветом персонажа только в 1990‑х — после успеха фильма «Бэтмен» Тима Бёртона и героини Женщины‑кошки, сыгранной Мишель Пфайффер.
3. Нэмор
Первое появление: 1939 год.
Создатель: Билл Эверетт.
В киновселенной «Марвел» Нэмор появился лишь в 2023 году в фильме «Чёрная пантера‑2: Ваканда навеки», но исторически это один из первых супергероев издательства, созданный задолго до Человека‑паука, Фантастической четвёрки и Железного человека.
Автор персонажа — художник и сценарист Билл Эверетт. В конце 1930‑х он работал в издательстве Funnies, Inc. и занимался концептом еженедельного издания Motion Picture Funnies Weekly — его планировалось распространять бесплатно в кинотеатрах в качестве промоматериалов будущих выпусков. Эверетт знал, что его коллега Карл Бургос разрабатывает персонажа Человека‑факела (не путать с Человеком‑факелом из Фантастической четвёрки). Художнику захотелось сыграть на оппозиции темы огня с водой и он придумал Нэмора — царя океанов и морей. Также в качестве вдохновения для создания сурового полубога, наказывающего людей за их преступления против природы и вселяющего панику в мореходов, Эверетт называет «Рассказы Южных морей» Джека Лондона и «Поэму о старом мореходе» Сэмюэля Кольриджа.
Референсом для внешности героя стала статуя «Летящий Меркурий» итальянского скульптора XVI века Джамболоньи. Кроме того, в образе Нэмора легко заметить параллели с Суперменом: оба персонажа — обладающие неограниченной силой пришельцы в мире людей. Только в отличие от непоколебимого и сверкающего героя DC Нэмор действует как антигерой — то есть совершает плохие поступки, руководствуясь своей моралью и идеей справедливости.
Идея с промоизданием Motion Picture Funnies Weekly в итоге не взлетела, и те несколько напечатанных экземпляров с Нэмором сейчас считаются коллекционной редкостью. Тогда команда Funnies, Inc. перешла в издательство Timely, предшественник «Марвел», и уже с его помощью удалось напечатать комикс о герое. А Человек‑факел, изначально тоже задуманный как злодей, в итоге перешёл на сторону добра и стал постоянным соперником Нэмора на протяжении 1940‑х годов.
4. Халк
Первое появление: 1962 год.
Создатели: Стэн Ли, Джек Кирби.
Халк появился в 1962 году сразу в сольном комиксе «Невероятный Халк». Авторы героя — Стэн Ли и Джек Кирби. В персонаже слабого учёного, который неконтролируемо перевоплощается в яростного гиганта, легко угадываются многие культурные отсылки — в первую очередь к герою повести «Доктор Джекил и мистер Хайд». Это влияние признают и создатели, но добавляют важную деталь. Стэна Ли побудило создать подобного персонажа‑громилу популярность другого похожего героя — Существа из «Фантастической четвёрки». Эта серия вышла годом ранее и добилась огромного коммерческого успеха. Другие источники вдохновения — Квазимодо и монстр из «Франкенштейна».
Я понимал, что люди с большей вероятностью отдадут предпочтение тому, кто далёк от совершенства. Уверен, вы помните Квазимодо, но легко ли вам назвать кого‑нибудь красивого и героического из «Собора Парижской Богоматери»? А ещё есть монстр Франкенштейна. Никто не сможет убедить меня, что он был плохим парнем. [...] Я решил, что с таким же успехом мог бы позаимствовать и историю доктора Джекила. Наш герой тоже постоянно менял свою обычную личность на сверхчеловеческое альтер эго и обратно.
Короткое хлёсткое имя, начинающееся на латинское H, вдохновлено комиксом 1930‑х The Heap, главным героем которого был огромный зелёный монстр из болота. Однако свой канонический цвет Халк обрёл не сразу. Изначально Стэн Ли хотел, чтобы он был серым: так новый герой больше напоминал бы монстра из «Франкенштейна». Но типографии в начале 1960‑х не могли точно передать серый, и в разных номерах первого выпуска его цвет варьировался от зеленоватого до синего. В итоге ко второму выпуску Халка перекрасили. Но во всех поздних пересказах истории его происхождения подчёркивалось, что в первые дни после мутации герой был серого цвета.
5. Надя Ван Дайн
Первое появление: 2016 год.
Создатели: Марк Уэйд, Алан Дэвис.
Может показаться, что все герои комиксов придуманы полвека назад, а сейчас издательства только и делают, что переосмысливают старые концепты. Но новые персонажи появляются до сих пор. Надя Ван Дайн — героиня со способностями Человека‑муравья — дебютировала в комиксах в 2016 году. По сюжету, она дочь Хэнка Пима (оригинального Человека‑муравья) и его первой жены Марии. Надя не знала своих родителей, потому что сразу после рождения её похитили и воспитывали в «Красной комнате» — той самой организации из СССР, которая готовила международных шпионов (к примеру, там же выросла Чёрная вдова). Но Наде удалось сбежать, найти свою мачеху Джанет Ван Дайн (оригинальная Оса из «Мстителей») и узнать о собственном прошлом.
Надя Ван Дайн — представительница поколения супергероев‑подростков, ставших популярными в 2000‑х. К ним же относится Мисс Марвел, а ещё другие новички десятилетия: Железное сердце (девочка‑вундеркинд, заменившая Железного Человека), Майлс Моралес (новый Человек‑паук) и Браун (новое воплощение Халка). Надя Ван Дайн, таким образом, стала молодой версией супергероев со способностями Осы и Человека‑Муравья. Но только на умениях сходства не заканчиваются. Авторы персонажа вдохновлялись актрисой Эванджелин Лилли, которая сыграла Осу в фильме «Человек‑муравей». Её героиню в фильме зовут Хоуп Ван Дайн. Авторы подобрали славянский вариант имени Хоуп и назвали новую героиню Надеждой. А ещё Надя в комиксах имеет портретное сходство с актрисой.
Надя не единственная супергероиня русского происхождения. Как правило, такие персонажи были злодеями, но есть и исключения, например Колосс или Чёрная вдова. Большинство из них были созданы в период холодной войны, поэтому сегодня их можно уличить в стереотипности. Но супергероев придумывают и в России. И вскоре к уже известному Майору Грому могут добавиться и новые. Так, в Москве прошёл второй творческий хакатон, участникам которого предстояло придумать отечественных супергероев. Работы оценивали члены российской Гильдии кинопродюсеров, поэтому, возможно, уже скоро мы увидим оригинальные супергеройские проекты на экранах кинотеатров.
6. Шторм
Первое появление: 1975 год.
Создатель: Дэвид Кокрум.
Шторм — один из самых известных женских персонажей издательства «Марвел» и первая чернокожая супергероиня в истории. Она дебютировала в составе обновлённой команды «Люди Икс» в 1975 году. В оригинальном составе, представленном в 1963 году, не было многих культовых представителей этой вселенной, например Росомахи или Шельмы. По сюжету серии New X‑Men старая команда попадала на живой остров, который начал истреблять мутантов. Не все пережили такое приключение, но на это и был расчёт создателей: таким образом они хотели заменить непопулярных персонажей новыми.
В этой серии «Люди Икс» стали международной командой, решающей вопросы планетарного масштаба. До этого герои были только американцами. Новый концепт потребовал представителей других рас и национальностей. Так, в этой серии дебютировали Колосс (из России), Ночной попрыгунчик (из Германии), Буревестник (представитель коренных народов Северной Америки) и Шторм (родом из Кении). Художник Дэйв Кокрум говорит, что издательство планировало выйти на международные рынки и поэтому заказало историю об интернациональной команде героев.
В новой концепции изначально планировался чернокожий персонаж, но Шторм появилась не сразу. Дэйв Кокрум сначала придумал героиню Чёрную кошку (не путать с Чёрной кошкой из комиксов про Человека‑паука). На ней был костюм Шторм без накидки, ошейник с колокольчиком и причёска с пучками на голове наподобие кошачьих ушей. Она могла превращаться в человекоподобную кошку. Но во время подготовки серии случился большой перерыв, во время которого у «Марвел» стали популярны комиксы про Тигру — женщину с аналогичными способностями. Кокрум решил не повторяться и перепридумал героиню, добавив каноничные белые волосы и плащ.
Новые способности решили взять у другого персонажа. У второго художника серии Роя Томаса был разработан супергерой Тайфун, умеющий управлять погодой. Он предложил отдать его концепцию Шторм. Так сложился окончательный образ героини. Тайфун в итоге не появился ни в каком виде, потому что создатели решили, что в команде уже достаточно мужчин.
Станьте первым, кто оставит комментарий