Как понять, что пора сменить психолога
В последнее время всё чаще подруги и клиентки делятся со мной негативным опытом работы с психологами. Не всегда человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, может сам оценить, насколько профессионально работает психолог, так как в таких обстоятельствах критичность снижена, границы легко нарушить, человек становится более уязвимым. Многие ощущают себя дискомфортно на приёме, но не решаются сменить психолога. Иногда — просто потому, что не знают, что допустимо, а что является грубым нарушением профессиональной этики.
Я решила составить памятку — список того, что должно как минимум насторожить вас при общении с психологом. А как максимум — подтолкнуть к смене специалиста. Если же ваш психолог так не говорит и так себя не ведёт — супер, держитесь за него.
1. Просьба об услуге личного характера
Например, терапевт, узнав, что клиент — прекрасный программист, просит его сделать сайт. Или познакомить с кем-то важным, или одолжить денег — любая просьба, которая подразумевает использование ресурсов клиента в личных целях терапевта, непрофессиональна, является манипуляцией и вредит терапии.
2. Занятие личными делами во время консультации
Во время консультации терапевт вдруг решает привести себя в порядок («Вы продолжайте, продолжайте, а я пока накрашусь»), отвечает на телефонный звонок, читает книжку (кстати, это реальные случаи). Помните, что во время консультации вы имеете право на 100% внимания своего терапевта.
3. Приглашение к личному общению вне сессий
Попить кофе, сходить вместе на выставку, просто прогуляться и поболтать. Личный контакт между клиентом и терапевтом вне сессий возможен, но это означает завершение терапевтических отношений. И лучше, если между этими событиями пройдёт время. То есть вы сможете дружить с терапевтом через полгода и это будет безопасно для вашей терапии.
4. Смена ролей
Если терапевт просит у вас совета («А как бы вы поступили на моём месте?») или рассказывает о своей сложной ситуации не в качестве примера, а с запросом на поддержку от клиента.
5. Любые конкретные советы в ситуации выбора клиента
«Вам надо разводиться/жениться/увольняться/переехать к маме». Это неэтично, потому что ставит клиента в подчинённую и зависимую позицию. В таком случае терапевт берёт на себя ответственность за решения клиента. А клиент, может, и получает временное облегчение, но не получает терапии и возможности научиться принимать эти решения самостоятельно — за чем он, вероятнее всего, и пришёл на терапию в том числе.
6. Обвинения в адрес клиента
«Вы сами виноваты в том, что у вас так сложилось», «С вами сложно работать, вы сопротивляетесь, не хотите меняться, не хотите сотрудничать».
7. Обесценивание в любом виде
«Ваши чувства — ерунда, что вы с этим так носитесь, бывает хуже».
8. Намёки вместо прямой коммуникации
9. Намёки на психическую неадекватность
Исключение составляет прямой вопрос на диагностическом интервью о наличии психических заболеваний.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса
Обзор Realme 13+ 5G — смартфона с отличным экраном и мощным процессором