10 деталей в двух частях «Дюны», которые вы могли не заметить или не до конца понять
Знаменитую книгу Фрэнка Герберта переносят на экраны уже в третий раз: до этого были фильм Дэвида Линча и сериал канала SyFy. Дорогие и масштабные картины Дени Вильнёва привлекли внимание не только поклонников оригинала, но и просто любителей красивого кино.
В новой версии режиссёр сохранил основу сюжета, но изменил многие детали и добавил своего видения. А отдельные моменты из книги просто не поместились даже в два фильма в силу хронометража. Поэтому в картинах можно увидеть некоторые необъяснённые элементы или авторские задумки режиссёра, которые могут остаться непонятными или незамеченными.
О чём рассказывают фильмы
В далёком будущем герцог Лето Атрейдес и его семья должны взять под управление планету Арракис, где добывают специю — вещество, которое позволяет путешествовать в космосе. Однако нынешний правитель барон Харконнен не хочет отдавать власть. Он формально уступает место Лето, но на самом деле задумал масштабный заговор, к которому причастен сам император.
Герцог гибнет, но спасаются его сын Пол и жена Джессика. Они уходят в пустыню и объединяются с народом фременов. Вскоре те начинают верить, что юноша — их мессия. При поддержке фременов Пол снова захватит власть над Арракисом, а потом начнёт священную войну на других планетах.
1. Что значит синяя повязка Чани
В первой части «Дюны» фременов, а особенно Чани показывают не слишком часто. Зато второй фильм во многом посвящён их жизни и культуре. Они носят специальные костюмы, которые позволяют не терять влагу, и редко надевают что-то яркое.
Во второй «Дюне» на голове Чани появляется синий платок, и это не просто декоративный элемент. Как и во многих архаичных и религиозных сообществах, отдельные детали гардероба фременов имеют особое значение. В книге The Art and Soul of Dune режиссёр Дени Вильнёв поясняет, что женщины в этой культуре носят синее, когда влюбляются. Так что её отношение к Полу понятно без слов. А ещё это просто красиво: на фоне оранжевых песков Арракиса синий платок очень выделяется.
2. Почему фремены меняют своё отношение к телам
Народ, который позже возглавит Пол Атрейдес, обитает в пустыне. Буквально вся жизнь фременов зависит от наличия воды, поэтому они всеми силами её экономят. Есть и особые хранилища, пить из которых запрещено, даже если от этого зависит жизнь.
В начале второго фильма показывают, как Стилгар и его народ собирают воду из трупов врагов — терять ценную жидкость нельзя. Однако в финале картины, когда фремены уже следуют за новым лидером, они просто сжигают тела Харконненов. Это яркая демонстрация того, что их жизнь и вера изменились.
Одновременно эта сцена отражает начало второй части, когда точно так же приспешники Харконненов уничтожали трупы служителей дома Атрейдес.
3. Почему во дворце императора Пол стоит выше остальных
В финале второго фильма на Арракис прибывает сам падишах-император Шаддам IV, которого играет Кристофер Уокен. Его дворец спроектирован в виде пирамиды: когда правитель допрашивает барона Харконнена и его родственников, то сидит на троне на самой вершине. Рядом с императором стоят преподобная из ордена Бене Гессерит и принцесса Ирулан. Харконненам же досталось место у подножия, что отлично отражает расстановку сил.
Однако после нападения фременов Пол врывается во дворец и убивает барона Харконнена. И в этот момент уже он спускается к императору и остальным вниз по лестнице — отличное визуальное отражение факта, что роли поменялись. Теперь Муад'Диб стоит выше всех по рангу.
4. Финал второй части — отражение начала первой
Придерживаясь в общих чертах литературной основы, Дени Вильнёв значительно изменил многие детали в обоих фильмах. В частности, начало и конец истории немного отличаются от первоисточника. Зато они отлично параллелятся друг с другом.
В открывающей сцене первого фильма Чани наблюдает за тем, как на Арракис прибывают гости с других планет, чтобы добывать там специю. В финале второй части она же уходит в пустыню, пока гости и войска Пола Атрейдеса покидают планету, чтобы устроить войну. Получается, что история начинается и заканчивается на одном персонаже — коренной обитательнице Арракиса.
5. Темп повествования сильно ускорили
Дени Вильнёв сильно сократил время действия истории. Во второй картине за кадром периодически звучит голос принцессы Ирулан, рассказывающей о течении времени в этом мире.
Весь сюжет второго фильма происходит на протяжении девяти месяцев — в тот же год, что и первая картина. В книгах же всё длилось намного дольше: с момента падения дома Атрейдес до захвата власти Полом прошло не менее двух лет. Режиссёр поступил так, чтобы не пришлось делать временной скачок и менять внешность персонажей. Но получается, что главный герой вошёл в доверие к фременам и стал их мессией слишком уж быстро.
6. Кто такие ментаты и почему в «Дюне» нет компьютеров
В отличие от экранизации Дэвида Линча, Дени Вильнёв растянул содержание первой книги на два фильма. Но всё равно многие подробности этого мира не объяснили и даже не раскрыли некоторых персонажей. Тем, кто не читал книги, может быть непонятно, почему в футуристическом и технологичном мире нет продвинутых компьютеров. А ещё что это за странные персонажи, у которых периодически белеют глаза: у дома Атрейдес — Суфир Хават в исполнении Стивена Хендерсона, у Харконненов — Питер Де Врис, которого играет Давид Дастмалчян.
На эти два вопроса есть общий ответ из книг Фрэнка Герберта. Дело в том, что в мире «Дюны» в далёком прошлом произошла война между людьми и «мыслящими машинами», которую назвали Батлерианский джихад. После победы над компьютерами и роботами в этой вселенной запрещены продвинутые технологии с искусственным интеллектом.
Вместо них используют ментатов — специально обученных людей, которые представляют собой живые компьютеры. В те моменты, когда у них белеют глаза, они занимаются вычислениями.
7. К чему отсылает образ барона Харконнена
В актёрском составе обеих частей «Дюны» есть множество потрясающих актёров, которым создали удивительные и необычные образы. Один из самых ярких — Стеллан Скарсгард в роли барона Владимира Харконнена. Как и в книгах, его сделали невероятно толстым — герой даже не может ходить и пользуется специальным прибором для полётов. Чтобы создать такую внешность, актёру приходилось гримироваться по несколько часов каждый день.
Но внешность барона и даже некоторые его жесты в этом фильме — ещё и отсылка к классике кино. Визажист Дональд Моуот хотел сделать Харконнена похожим на персонажа Марлона Брандо из «Апокалипсиса сегодня». Как и полковник Курц, барон лысый, у него лишний вес, а в первом фильме он ещё и часто прячется в тени. Во время разговора он проводит рукой по голове. Всё это должно напомнить о схожести двух знаменитых злодеев.
8. Как изменилась роль сестры Пола
Участие Ани Тейлор-Джой во второй части «Дюны» скрывали до последнего момента. Её появление действительно было неожиданным, ведь Вильнёв снова отступил от сюжета книги. В фильме Алия — сестра Пола — появляется лишь в его небольшом видении о будущем и уже взрослой.
В книге и в фильме Дэвида Линча к моменту захвата власти девочка уже родилась. Она была ещё совсем юной, но не по годам развитой. Именно Алия убила барона Харконнена ядовитой иглой гом джаббар — в последнем фильме это сделал сам Пол и просто ножом.
Интересно, как это повлияет на дальнейшее развитие сюжета: в книгах из-за своего поступка Алия со временем стала одержима своим дедом, что привело к трагическим последствиям.
9. Что значат быки для Атрейдесов
В первой части «Дюны» в обстановке дворца Атрейдесов можно неоднократно увидеть фигуры быка. Есть скульптура, на которой человек сражается с этим животным, его изображения. А после переезда работники распаковывают и вешают на стену бычью голову. Это не просто абстрактный символ, а наследие дома Атрейдес.
Из книг известно, что отец герцога Лето любил сражаться с быками ради развлечения и острых ощущений. В одном из таких боёв он и погиб. Так что все эти изображения — память о гибели предка, а голова, вероятно, принадлежала тому самому зверю, который убил герцога.
Незадолго до своей последней встречи с бароном Харконненом Лето Атрейдес смотрит на это чучело, понимая, что скоро и сам умрёт. И здесь уже возникает мрачная параллель: его отец погиб, сражаясь ради развлечения, сам же герцог отдаёт жизнь за свою семью.
10. Фремен Джамис — символ перерождения Пола
Первый фильм заканчивается тем, что Пол Атрейдес убивает фремена Джамиса — тот отказывался признавать его мессией и грозился убить леди Джессику. Но на самом деле этот персонаж — один из самых главных в первой части.
До встречи с народом пустыни Полу являлась не только Чани, но и Джамис — именно его образ посоветовал юноше, как пролететь через бурю. В другом видении юный Атрейдес видел, как этот фремен убивает его во время схватки.
Дени Вильнёв не просто так решил закончить первый фильм на этой сцене, а не на сражении с домом Харконнен или гибели Дункана. Именно в момент сражения с Джамисом главный герой, по сути, перерождается. Убивая человека, который наставлял его в видениях, он сам занимает его место и становится фременом. Так начинается путь Пола к роли мессии.
Станьте первым, кто оставит комментарий