7 мифов об инквизиции, навязанных нам популярной культурой
Сегодня мы видим в инквизиторах жестоких палачей и религиозных фанатиков. Такое отношение сформировалось в эпоху войн между католиками и протестантами в XVI–XVII веках. Обе стороны старались очернить друг друга. Одной из мишеней стали церковные суды, которым приписывали всяческие злодеяния. В последовавшую вслед за этим эпоху Просвещения инквизиторов тоже не жаловали и считали противниками научного прогресса.
В результате в массовом сознании инквизиция стала символом «тёмного» Средневековья, когда тысячи неповинных людей сжигали на кострах. Лайфхакер рассказывает, почему это не совсем так.
1. Ведьмы и колдуны — главные противники инквизиторов
Инквизиторы считаются главными преследователями ведьм, к которым могли причислить любую рыжую или просто красивую женщину, а также хозяйку котов. Но это лишь распространённое заблуждение.
На самом деле инквизиторы боролись с ересями — отклонениями от ортодоксального католического учения, пороками и с нарушением нравственных норм того времени. Например, с тайной приверженностью иудаизму или лютеранству, двоежёнством.
В Испании инквизиция гораздо чаще осуждала людей за богохульство, тайную приверженность исламу, иудаизму или лютеранству, аморальные поступки и сексуальные преступления, чем за суеверия, в том числе и колдовство.
В 1610 году инквизитор Салазар‑и‑Фирас и вовсе провёл «следственный» эксперимент, в котором доказал, что обвиняемые в ведовстве женщины никак не связаны с магией, а либо психически нездоровы, либо оговаривают себя. Через несколько лет инквизиция перестала рассматривать дела о колдовстве.
Зато охота на ведьм была широко распространена в странах, в которых не было инквизиции. В Центральной и Северной Европе в XV–XVII веках стали массово выискивать магов и колдунов. При этом их преследованием в основном занимались именно светские суды. Также нередки были случаи самосуда.
Печально известный Салемский процесс вообще состоялся в британской колонии в Америке и лежит на совести именно светского суда.
В итоге количество жертв 300‑летней охоты на ведьм по разным данным составило от 35 до 100 тысяч человек. Однако в странах, где действовала инквизиция, то есть в Испании, Италии и Португалии, эта цифра была значительно ниже. И в основном это были мужчины.
2. Инквизиторы старались сжечь каждого, кто попадал им в руки
В отличие от светских судов, инквизиторы подробно документировали свою деятельность. Благодаря доступу к этим архивам мы знаем многое о ходе процессов и решениях церковных судов. Оказывается, трибуналы были не такими уж кровожадными, а приговоры — довольно мягкими по нормам средневековой морали.
В основном инквизиторы были образованными юристами, ведь в средневековой Европе монастыри были центрами науки и знаний. Поэтому церковники использовали следственные процедуры, заимствованные из практики Древнего Рима: поиск улик, построение линии обвинения, выяснение беспристрастности свидетелей. Следствие и допросы они вели обычно тщательно и дотошно.
Чтобы не допустить случаев лжесвидетельствования, перед расследованием инквизитор узнавал у обвиняемого, нет ли у того врагов. Также разделялись понятия «сознательного» и «несознательного деяния». Суд мог принять во внимание, в каком состоянии был человек, который, к примеру, произносил «кощунственные» речи.
Отчасти поэтому больше 90% приговоров были оправдательными. Но даже если вина была доказана, церковные суды чаще назначали не казнь, а телесные наказания, изгнание, штрафы, конфискацию имущества или ношение специальных «покаянных» одежд. На костёр же отправлялись только те, кто упорствовал в своих убеждениях или попадался второй раз на деянии, в котором уже признавался.
Известны даже случаи, когда обычные преступники начинали богохульствовать во время светского следствия. Так они надеялись получить более мягкий приговор инквизиторского трибунала.
Показательна и история 1580 года, когда в Миланском герцогстве местные жители стали истерично выискивать ведьм среди соседей. Инквизиторы арестовали 17 женщин, обвиняемых в колдовстве. Девять из них были оправданы сразу, ещё пять — после принесения клятвы, что они не ведьмы. Лишь одна женщина полностью признала вину, а две оставшиеся — частично, но все они получили незначительные наказания.
В общем, инквизиция скорее стремилась установить мотивы проступка, добиться раскаяния, а не просто наказать виновного. Казнь же демонстрировала, что еретика не удалось вернуть к католической вере и заставить раскаяться в содеянном. Например, Джордано Бруно сожгли только через семь лет после начала процесса. Всё это время с учёным вели теологические диспуты.
3. На совести инквизиторов кровь миллионов людей
Хотя инквизиторы не были добродушными «санитарами» средневекового общества, масштаб их злодеяний чаще всего завышается. Сохранившиеся архивы испанской и португальской инквизиций позволяют сделать некоторые выводы.
С 1478 по 1834 годы испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел, вынесли около 10 000 смертных приговоров. Приведено в исполнение было не более 7 000 из них.
А ведь именно церковные суды Испании считались самыми жестокими! В действительности это тоже миф. Его называют чёрной легендой. Считается, что протестанты распространили её во время войн с католиками.
В Португалии за 250 лет существования (с 1540 года) инквизиция рассмотрела в три раза меньше дел, чем в Испании, но вынесла на 4% больше смертных приговоров. Связано это было в первую очередь с сохранением иудейских традиций у крещёных евреев в дальних уголках страны.
Хоть это и немалые числа, но о миллионах жертв говорить всё же не приходится.
4. Инквизиторы были главными сторонниками пыток и применяли их бесконтрольно
Суды инквизиции сильно отличались от современных. Например, прокурор, следователь и судья были одним и тем же лицом. Действовала презумпция вины, а не невиновности.
Убеждённость в заведомой виновности подсудимого оправдывала применение пыток.
Однако насилие и презумпция вины в те времена были характерными чертами любого судебного процесса, не только церковного. В той же Испании гражданское судопроизводство в таком виде просуществовало до начала XVIII века.
При этом в деле истязания подозреваемых церковники были намного гуманнее светских властей. Пытать разрешалось не больше одного раза в сутки не более двух дней подряд. Причём только тех, кого на предварительном дознании уличили во лжи, или тех, чья вина была почти доказана. Также в ходе следствия арестованный не должен был умереть или остаться инвалидом.
Кроме того, инквизиторам запрещалось проливать кровь, поэтому пыточный арсенал был ограничен. В основном использовались три вида истязаний:
- водой: подозреваемого клали на спину вниз головой и обливали так, что он начинал захлёбываться;
- подвешивание на дыбе;
- растягивание на доске.
Также подсудимых могли заключать в одиночных камерах и заставлять голодать.
Применение пыток не было обязательным, а полученное под ними признание обвиняемый должен был подтвердить повторно уже без истязаний. Инквизиторы обычно были тонкими психологами и больше полагались на перекрёстные допросы.
Например, 69‑летний Галилей во время инквизиторского расследования ни дня не провёл в темнице, а пытками, скорее всего, ему только угрожали. А перед процессом его осмотрел врач из флорентийского отделения Римской инквизиции.
Впрочем, всё это не делает инквизиторов менее жестокими.
5. Суды инквизиции выносили приговор и сами приводили его в исполнение
Вопреки расхожему мнению, сами инквизиторы никогда не казнили тех, кого преследовали.
Инквизиторы работали в связке с местными властями. Если в городе или деревне не было доминиканского монастыря, светский правитель должен был обеспечить церковника всем необходимым, а также организовать надзор за подозреваемым. Более того, члены инквизиции не имели права пытать обвиняемых самостоятельно, поэтому местные власти призывали для этого специального человека.
После окончания следствия и вынесения приговора инквизиция передавала арестованного светской власти. Та и наказывала виновного.
6. Инквизиторы преследовали учёных
Якобы поэтому инквизиторы сожгли Джордано Бруно и Николая Коперника, а Галилея вынудили отказаться от своих взглядов.
Однако никакому церковному преследованию Коперник не подвергался. Астроном умер в возрасте 70 лет от инсульта, а вовсе не от пламени костра. Есть даже версия, что талантливого учёного, известного по всей Европе, приглашал ко двору римский папа Лев X. Он хотел, чтобы знаменитый астроном поучаствовал в разработке календарной реформы, но Коперник вежливо отказался.
Теорию Коперника о том, что не Земля, а Солнце находится в центре мира, католическая церковь запретила в 1616 году, спустя почти 70 лет после его смерти. Папы придерживались теории Птолемея, согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.
Но в первую очередь инквизиторы боролись не с научными убеждениями, а с ересями. Например, Джордано Бруно попал на костёр в 1600 году вовсе не из‑за того, что пропагандировал учение Николая Коперника: оно ещё даже не было запрещено. Итальянский учёный пострадал из‑за того, что утверждал, к примеру, что души могут жить в нескольких телах, Моисей был колдуном, Иисус стремился избежать смерти и был распят не по доброй воле, от Адама и Евы произошли только евреи, а Библия — это подделка.
В отличие от Коперника и Бруно, Галилео Галилей действительно пострадал за свои научные взгляды. Его процесс состоялся в 1633 году. Но судили учёного не за веру в гелиоцентрическую модель мира, а за то, что он обсуждал эту «ересь». Припомнили Галилею и фразу из его книги, что Священное Писание — не единственный источник истины. Впрочем, хотя астроном не подвергся суровому наказанию, менее унизительным это его отречение не делает.
Кстати, нет ни одного свидетельства, что после процесса Галилей сказал: «И всё-таки она вертится!».
Искоренением ересей занимались не только инквизиторы. Так, в протестантской Женеве в 1553 году сожгли испанского учёного Мигеля Сервета, первого европейца, который описал малый круг кровообращения. Поводом для казни стало то, что Сервет отрицал триединую сущность Бога (Отец, Сын и Святой дух).
7. Инквизиция существовала только в Средние века
Истоки церковных судов в средневековой Европе уходят в глубь истории. Ещё во II веке н. э. христианские богословы стали осуждать еретиков.
Официально первые органы розыска виновных в преступлениях против католической веры учредил папа римский Луций III в 1184 году. При нём же была принята концепция покаяния — аутодафе. Церковный же суд с названием «инквизиция» создал папа Иннокентий III в 1215 году. В основном инквизиторами становились члены монашеского ордена доминиканцев.
Да, аутодафе — это не сожжение еретика. Так именовалось публичное покаяние. Обычно это было шествие, во время которого обвиняемый каялся в деянии, а инквизитор зачитывал приговор.
Римские папы использовали инквизицию для борьбы с ересями. Секты катаров, вальденсов, альбигойцев открыто бросали вызов власти римского понтифика и считали католическую церковь погрязшей в грехах.
Инквизиция оставалась влиятельной и в XVI–XVII веках, в эпоху Реформации и Контрреформации. Тогда церковные суды сохранились только в Испании, Португалии и Италии. Здесь они просуществовали до XIX века. Последняя казнь по приговору инквизиции случилась в 1826 году. Это произошло в Испании: школьного учителя Каэтано Антонио Риполя обвинили в ереси.
Существует инквизиция и сегодня. С 1908 года она носит другие названия, сейчас — Священная конгрегация доктрины веры.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
РекламаКак научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте