4 вдохновляющие истории про инклюзивное предпринимательство, которые вы должны знать
«Нашими сайтами могут пользоваться незрячие люди и люди с нарушением моторики»
Агентство Everland появилось в 2016 году. Мы хотим помочь людям с инвалидностью интегрироваться в рынок труда. В Everland есть направление веб‑разработки, в рамках которого в ноябре мы запустили «Web‑готовые решения». Этот проект позволяет погружать новичков в веб‑разработку в комфортном для них темпе, и они без стресса улучшают свои навыки.
В основной команде проекта пять человек, и у всех есть инвалидность. У меня, например, по слуху. Начинающие специалисты приходят к нам через платформу Everland — на ней зарегистрировано более 1 800 людей с инвалидностью. Около 10% из них могут быть задействованы в веб‑разработке. Кандидаты делают тестовое задание, проходят собеседование с психологом. Далее мы принимаем решение о сотрудничестве с ними в качестве самозанятых специалистов.
«Web‑готовые решения» предлагает малому и среднему бизнесу, стартапам и НКО готовые сайты с дизайном, которые делают специалисты с инвалидностью. Проект решает две задачи. Для самозанятых специалистов — это интеграция и обучение, снятие барьеров в коммуникации, получение достойной оплаты, формирование портфолио. Для бизнеса — быстрый и бюджетный запуск продаж или проекта с готовым работающим сайтом. Наши сайты позволяют привлекать клиентов с инвалидностью – они доступны для незрячих и людей с нарушением моторики.
Людям с инвалидностью трудно найти работу по разным причинам. Некоторым нужен гибкий график. Человеку на коляске требуется удобное место в офисе, с нарушением слуха — возможность общаться письменно, а незрячему — программы для чтения с экрана. Но так же, как и все, они хотят работать, получать достойную оплату, общаться с коллегами на равных. И наш проект помогает нам в этом.
Мы пришли в акселератор, потому что хотели запустить MVP — продукт с минимальной необходимой функциональностью. Нужно было понять экономику проекта, увеличить количество кейсов в готовых решениях, создать линейку дополнительных услуг — техническое и контент‑сопровождение, интернет‑маркетинг. Чтобы пройти отбор, нужно было заполнить анкету, отправить короткий видеорассказ о проекте, а потом пройти интервью.
Мы занимались и офлайн, и в онлайн‑форматах. Программа дала точки опоры, на которых должен базироваться любой бизнес, позволила структурировать нашу работу. Мы разделили благополучателей проекта — специалистов с инвалидностью и клиентов. Это помогло нам выделить два продукта: профессиональные сайты для бизнеса и акселератор для специалистов с инвалидностью в направлении «Веб‑разработка». «Web‑готовые решения» запустился 15 ноября именно благодаря «Начни иначе». Мы получили первые продажи, составили план развития. И в целом наша команда стала более слаженно работать.
Чтобы помочь инклюзивным компаниям наладить бизнес и внести вклад в поддержку людей из уязвимых групп, в 2018 году создали программу «Начни иначе» — акселератор Росбанка и Impact Hub Moscow. К программе присоединяются предприниматели из разных городов России, которые трудятся в сферах образования, творчества, искусства, экологии и многих других. В этом году акселератор прошли 32 предприятия, которые помогают людям с инвалидностью. За всё время работы в программе приняли участие 90 компаний из 27 городов России, а 37 предприятий вышли на самоокупаемость.
«Вместе с особенными детьми из общества исключаются и их мамы»
«Светлый город» — это садики — реабилитационные центры для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), ДЦП, задержкой психического развития и другими диагнозами. Мы работаем с 2014 года. Сейчас у нас три центра в Санкт‑Петербурге и 100 воспитанников. Мы занимаемся коррекцией и развитием детей, готовим их к школе. Наши центры — это место, где ребята могут общаться, дружить, заниматься важными детскими делами — обычными для других и труднодостижимыми для детей с инвалидностью. Специалисты центра — логопеды, дефектологи, нейропсихологи и терапевты занимаются с каждым ребёнком, благодаря чему у него появляется реальный шанс учиться и общаться со сверстниками.
К открытию центров меня подтолкнул личный опыт. У моей дочери тяжёлая форма ДЦП и она почти не видит. Первые годы я занималась только её лечением и реабилитацией, но в какой‑то момент решила вернуться на работу. И тут оказалось, что для таких детей в садиках не находится места! Я считаю это несправедливым. Ведь в этом случае вместе с детьми из общества исключаются и их мамы. Поэтому я решила открыть свой центр, куда будут принимать всех желающих вне зависимости от их особенностей.
В инклюзивном частном бизнесе сложно привлекать дополнительное финансирование. Мы работаем с незащищённой категорией людей, поэтому сознательно ограничиваем норму прибыли. Это значит, что у нас мало денег на развитие. Но ведь технологии идут вперёд, появляются новые методы помощи детям! На это нужны средства. Мы пробовали привлекать пожертвования, однако люди идут на это неохотно, потому что мы берём деньги с родителей. Но кто‑то ведь должен платить за аренду и труд педагогов. С кредитами тоже сложно, потому что будущей прибыли не хватит на возврат. К счастью, нашлись три инвестора, которые поверили в наш проект, и мы смогли открыть третий центр.
В акселераторе «Начни иначе» я участвовала в 2018 году. Тогда я только вернулась к работе после рождения четвёртого ребёнка и искала что‑то, что продвинет «Светлый город», даст нам новый импульс и вдохновение. Акселератор себя оправдал — мы действительно начали иначе.
Обучение состояло из трёх частей: лекций и семинаров от гуру бизнеса, наставничества от эксперта и нетворкинга. Мы улучшили бизнес‑модель, повысили качество работы с детьми, переехали в более удачное помещение, начали процесс цифровой трансформации бизнеса. Объём продаж за время участия увеличился в 1,5 раза. А образовательная поездка во Францию, которую я получила в 2018 году как победитель, до сих пор служит ориентиром в развитии «Светлого города».
За несколько лет мы многое улучшили в проекте. С момента подачи заявки в акселератор у нас в четыре раза увеличилось количество воспитанников и в 4,5 раза выросла выручка. Мы внедрили автоматизированную систему управления обучением детей, открыли третий центр и вошли в Реестр практик с доказанной эффективностью.
«Выпускников детских домов часто рассматривают как неспособных к ответственной работе»
VARENIKI — это цех по производству замороженных пельменей, вареников, хинкали, голубцов и другой продукции, который открыл фонд «Бюро добрых дел». Мы находимся в городе Вольске Саратовской области и у нас работают выпускники интернатов. Это простое и востребованное производство, которое доступно ребятам с особенностями развития.
Выпускников детских домов часто рассматривают как неспособных к ответственной работе. Мало кто из работодателей готов брать их в команду. Тяжелее всего приходится выпускникам специальных образовательных учреждений. Как правило, у них есть нарушения физического или психического здоровья. Сейчас в цеху работают четыре постоянных сотрудника. Кроме того, есть ребята, которые проходят у нас стажировки.
До проекта VARENIKI я была далека от сферы бизнеса — по образованию я вообще педагог. Поэтому у меня было огромное желание прокачать навыки в этой сфере. В акселераторе «Начни иначе» не было ни одного блока информации, который был бы не нужен и не востребован. Обучение было настолько всеобъемлющим, что иногда приходилось переслушивать или пересматривать записи, чтобы всё понять и успеть применить.
В акселераторе не просто давали теоретические знания, а побуждали готовить домашнее задание. То есть пройденный материал нужно было обязательно применять на практике. А ещё мы получили консультации профессионалов, которые помогли разобраться в тонкостях трудовых договоров, доработать маркетинговую стратегию и бизнес‑модель.
Вы можете поддержать социальный бизнес в своём или другом регионе, выбрав его на интерактивной карте. Поддержка социальным предпринимателям нужна не только в предпраздничные дни, но круглый год. Можно приобрести классные сувениры для своей семьи или друзей, дав возможность социальному бизнесу помочь ещё большему количеству людей.
«Мы даём детям с расстройствами аутистического спектра опыт нетравмирующего общения через образование»
Наша школа работает с 2021 года. В ней есть дети с РАС и те, кто занимается по стандартным программам. Во многих городах России дети с РАС ходят в коррекционные школы, потому что альтернатив у них нет. В силу разных причин этот опыт может быть травмирующим и для учащегося, и для его близких. А ещё он отдаляет ребёнка с РАС от нормотипичных детей, буквально ставя крест на возможности стать членом общества. Мы даём таким ребятам опыт нетравмирующей социализации и готовим их к школьным экзаменам, чтобы в будущем они могли получить профессию, иметь друзей и семью. А нормотипичные дети учатся пониманию и толерантности к особенным сверстникам.
Ребёнок может поступить в нашу школу в пять лет в нулевой класс. Дети с РАС учатся в отдельных классах по адаптированной программе. Но, когда ребёнок готов, он вместе с тьютором присутствует на уроках по традиционной программе. Некоторые наши воспитанники уже могут находиться в коллективе без сопровождения.
Наша школа выросла из другого коммерческого проекта — детского развивающего центра, который успешно работает пять лет. Бизнес пока небольшой, и некоторым сотрудникам приходится совмещать административные должности с преподаванием. Я тоже веду уроки, потому что очень люблю математику и не могу отказать себе в таком удовольствии. Текучки кадров у нас нет: люди, которые приходят к нам, остаются надолго и работают с энергией, душой и сердцем. Помимо педагогов, в нашей команде работают шесть человек: методист, научный руководитель и административный персонал.
О программе «Начни иначе» мы узнали случайно из интернета и решили попробовать свои силы. Мы хотели пообщаться с единомышленниками и получить новые знания. Первые занятия прошли офлайн в офисе Росбанка. Потом — три месяца напряжённой онлайн‑работы. В финале мы защитили наш проект перед жюри. Благодаря обучению удалось упорядочить бизнес‑процессы, стать напористее и смелее. Мы хотим продолжать помогать детям России, поэтому планируем создать методики и бизнес‑модели школы для того, чтобы обучение можно было открыть в любом городе страны.
Станьте первым, кто оставит комментарий