Зачем смотреть «Игру королевы» — историческую драму с Джудом Лоу в роли мерзкого правителя
13 июня в российский прокат выходит фильм «Игра королевы» — англоязычный дебют бразильца Карима Айнуза. В 2023 году эта картина участвовала в основной программе Каннского фестиваля и претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» (в 2019-м режиссёр уже получил награду в категории «Особый взгляд»).
В работе, посвящённой жизни Екатерины Парр, снялись Алисия Викандер и Джуд Лоу. Они уже когда-то работали вместе в историческом кино, а именно — в «Анне Карениной» Джо Райта. На сей раз эта пара разыгрывает потрясающую драму об абьюзивных отношениях в историческом контексте. Но от того, что действие происходит в XVI веке, менее актуальными некоторые идеи не становятся.
О чём фильм
Екатерина Парр — шестая жена короля Англии Генриха VIII. На время своего отсутствия правитель оставляет супругу в качестве регента. В это время королева заводит дружбу с писательницей Энн Аскью. При её поддержке протестантка Екатерина пытается тайно ослабить влияние католической церкви.
Вскоре король возвращается. У него серьёзные проблемы со здоровьем, что приводит ко множеству интриг: на трон претендуют его братья, наследник, сама Екатерина. А Генрих очень жесток, несдержан и уже когда-то казнил двух жён, в том числе и знаменитую Анну Болейн. Поэтому супруга находится в постоянной опасности.
«Игра королевы» — хорошая историческая драма
Иронично, что в 2023 году Каннский кинофестиваль открывала ещё одна костюмная драма, посвящённая спутнице короля, — «Жанна Дюбарри» от Майвенн.
О ней говорили намного больше, в основном из-за возвращения Джонни Деппа в большое кино. Однако, если судить только по происходящему в кадре, «Игра королевы» гораздо более стройный и аккуратный фильм.
Айнуз вольно экранизирует книгу Элизабет Фримантл «Королевский гамбит» и, в отличие от Майвенн, не пытается упаковать в сюжет слишком много событий. Картина захватывает лишь небольшую часть жизни Екатерины Парр — без цели пересказать всю биографию и тем более историю событий в стране. Снова привет Майвенн с невероятно затянутым финалом «Жанны Дюбарри».
Мало того, «Игра королевы» избегает лишнего драматизма, не показывая жестокие, провокационные или откровенные сцены. Это рассказ только о переживаниях героини на фоне исторических декораций.
Напряжённый сюжет напоминает триллер
Описанное выше не делает фильм скучным или даже менее тревожным — это лишь к тому, что авторы не пытаются создавать проблемы искусственно и пугать зрителя дешёвыми приёмами. На самом же деле при кажущейся неспешности действия «Игра королевы» постоянно держит в напряжении.
В оригинале фильм называется Firebrand — «Подстрекательница», и это отлично отражает историю Екатерины Парр. Ей всё время приходится лавировать между нескольких огней. Героиня обретает союзников, которые её прикрывают. Но любая защита рушится, и приходится только гадать, какая именно тайна может всплыть на поверхность.
Тем временем на экране буднично и спокойно зачитывают списки тех, кого приговорили к казни по самым разным причинам — от убийства и государственной измены до ереси. Причём иногда казнят целыми семьями.
Жизнь королевы — постоянная гонка на выживание. Но она не планирует отказываться от своих планов: тайком распространяет памфлеты, поддерживает идею читать Библию на родном языке, а не на латыни. При этом Екатерина ищет общий язык с детьми Генриха от предыдущих браков. Особенно с дочерью Анны Болейн — Елизаветой.
Режиссёр осознанно фокусирует внимание исключительно на главной героине. Тем самым показывая, что она чуть ли не в одиночку борется за будущее — не только своё, но и народа. Это вполне допустимый ход для фильма подобного рода, который делает историю более прямолинейной и напряжённой.
Конечно, интригу немного сбивает реальная основа. Тем, кто немного знаком с английской монархией, известна судьба Екатерины (там тот ещё сериал: она потом вышла замуж за родного брата третьей жены своего бывшего мужа). Но всё равно несколько раз будет казаться, что судьба героини висит буквально на волоске.
В основе — история абьюзивных отношений
Но что делает «Игру королевы» действительно интересным фильмом, заслуживающим просмотра, — это линия отношений с Генрихом VIII. В этом плане история оказывается ближе даже не к «Жанне Дюбарри», а к «Последней дуэли» Ридли Скотта. Оба сюжета самым жестоким образом рифмуют события далёкого прошлого с актуальными и по сей день темами.
Как и работа Скотта, «Игра королевы» посвящена абьюзивным отношениям. Просто тема брака с королём делает историю ещё более наглядной. Генрих предстаёт типичным самодуром: эгоистичным человеком, который окружает себя лжецами и подлецами — ему даже толком не могут сказать, что он умирает.
И здесь стоит отметить, что Джуд Лоу идеально вписался в образ. Актёр, который умеет быть невероятно обаятельным, как в «Отпуске по обмену», или хитрым, как в «Молодом Папе», настолько жалок, что вызывает искреннюю неприязнь. Это ли не лучшее доказательство таланта?
Увы, хоть весь фокус фильма и смещён на Екатерину, Алисия Викандер не выглядит так же интересно — здесь скорее вопрос к режиссёру, чем к актрисе. Хотя, казалось бы, в «Невидимой жизнь Эвридики» он доказал, что умеет показывать тонких и трогательных героинь.
Однако в «Игре королевы» есть настолько эмоциональный момент, что можно простить все недостатки. Конечно же, король хочет себе нового наследника — и в какой-то момент Екатерина будет в истерике требовать от своего тела того, на что оно не способно.
Именно здесь ярче всего видна трагедия таких отношений. Генрих VIII — король и историческая фигура. Но в фильме это просто абьюзер, у которого всё зависит от настроения. Часто может показаться, что между супругами и правда есть какая-то теплота. Но тут же, поддавшись паранойе, он может отправить на казнь кого угодно, а расчувствовавшись — прощать и просить.
Его поступки нелогичны. Никто не может сказать, что он нелеп и глупо себя ведёт во время публичных мероприятий. А жена в страхе не может отказать в близости, и это становится банальным изнасилованием. Режиссёр показывает нам человека, который решил, что ему всё позволено. А на самом деле просто гниёт изнутри.
При желании в «Игре королевы» можно найти много недостатков. Иногда фильм слишком неоднородный, да и сам образ главной героини оказался чересчур однообразным и прямолинейным. Но всё же это настоящая костюмная драма с простым и важным сюжетом. В котором, увы, можно найти вполне актуальные намёки.
Станьте первым, кто оставит комментарий