Я, опять я и снова я: как соцсети превращают одну нашу личность сразу в три
Идентичность пользователей соцсетей можно представить как треугольник, вершины которого — это разные «я». Первое связано с тем, как мы сами себя видим, второе — какими мы показываем себя в интернете, и третье — какими нас представляют себе другие пользователи. Все эти три «я» связаны между собой и образуют уникальную динамичную личность. Если мы разберёмся, как устроена эта конструкция, то сможем лучше понять себя и своё место в мире и более эффективно ориентироваться в цифровом пространстве.
1. Представляемое «я»
Мы создаём своё представление о том, кто мы есть, благодаря нашему опыту и взаимодействию с другими людьми и окружающим миром. Так мы понимаем, что нам нравится (читать, готовить, ходить в походы), какими личными качествами обладаем (умные, весёлые, общительные), какие отношения для нас важны дома и на работе, из чего складывается наша социальная идентичность (профессия, политические взгляды, религиозная принадлежность). Всё это можно назвать представляемым «я». В нём наша личность предстаёт такой, какой мы сами её видим.
Представляемое «я» в самой элементарной форме появляется примерно к концу второго года жизни, когда ребёнок начинает узнавать своё отражение в зеркале. По мере того как мы продолжаем изучать мир вокруг нас, что, в свою очередь, формирует наше поведение и опыт, наше восприятие собственной личности становится более богатым и сложным.
2. Зарегистрированное «я»
Когда у нас появились соцсети, мы стали делиться в них своими взглядами, жизненным опытом и всем тем, что, как нам кажется, может быть интересно и полезно окружающим. Мы также репостим, лайкаем или комментируем чужие записи. Мы делаем всё это прежде всего для того, чтобы выразить себя и почувствовать связь с другими людьми. Кроме того, мы можем публиковать посты, чтобы кого‑то в чём‑то убедить, о чём‑то сообщить, получить совет или сочувствие.
Таким образом у нашей личности появляется цифровое «расширение», которое можно обозначить как зарегистрированное «я». Это образ, который мы используем, чтобы представить себя в публичной сфере социальных сетей. Зарегистрированное «я» — это пропущенное через фильтр представляемое «я», которое чаще всего отражает то, как мы хотели бы, чтобы нас воспринимали окружающие. Поэтому мы так тщательно выбираем, чем делиться. Например, публикуем больше позитивного и меньше негативного контента, больше важного и меньше обыденного, больше интересного и меньше скучного. Мы также стараемся, чтобы наши посты были оригинальными, показывали нашу индивидуальность и мотивировали других людей.
Каким опытом мы делимся и как мы это делаем, со временем начинает определять то, как мы запоминаем и рассказываем историю нашей жизни. При этом зарегистрированное «я» меняется, поскольку мы меняем наполнение своих соцсетей, реагируя на отзывы аудитории. Мы продолжаем выкладывать похожий контент, если наши посты получают много лайков и комментариев, и переключаемся на что‑то другое, если они не вызывают реакции. Когда мы часто публикуем сторис в режиме реального времени и получаем мгновенный отклик, мы чувствуем постоянную связь с другими людьми, каким бы мимолётным ни было это ощущение.
3. Предполагаемое «я»
Если в нашем профиле нет подробной личной информации, из наших собственных публикаций и взаимодействий с чужим контентом в соцсетях аудитория едва ли сумеет понять, кто мы на самом деле.
Другими словами, у остальных пользователей нет прямого доступа к нашему представляемому «я». Всё, что они видят, — это зарегистрированное «я», которое проступает через нашу онлайн‑активность. И здесь появляется ещё один вариант нашей личности — предполагаемое «я». Это впечатление о нас, которое складывается у аудитории на основе того, что мы публикуем, и того, как она взаимодействует с нашими публикациями.
Поскольку наши посты чаще всего дают обрывочные сведения о том, что мы делаем и о чём думаем, без видимой логической связи между ними, другим пользователям надо самим соединять точки, чтобы понять, кто мы. В результате могут возникать несоответствия между тем, как мы видим себя, и тем, как нас видят другие. Например, со стороны мы можем выглядеть не такими общительными или уверенными в себе, какими себя считаем.
Каждый раз, когда мы публикуем разный контент — выкладываем фотографии, видео, ссылки, это передаёт больше информации и позволяет аудитории нарисовать наш более точный портрет. Поэтому предполагаемое «я» всё время обновляется в зависимости от того, как развивается наша коммуникация с другими пользователями. Они также могут изменить своё представление о нас, а это, в свою очередь, меняет то, как мы выражаем себя в интернете и какими видим себя в жизни.
Лучшие предложения
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
Как рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?
Как покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению