В «Холодном расчёте» Оскар Айзек борется с кошмарным прошлым. И на это стоит взглянуть
23 сентября в российский прокат выходит драма «Холодный расчёт» с Оскаром Айзеком. За сценарий и постановку отвечал Пол Шредер — приятель Мартина Скорсезе, сценарист «Таксиста», «Бешеного быка» и «Последнего искушения Христа». Также он много работал как режиссёр, в том числе создал вольный ремейк «Дневника сельского священника» 1951 года, снятого Робером Брессоном. К слову, эту картину — «Дневник пастыря» — номинировали на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Ещё на заре карьеры Шредер нашёл своего героя, переходящего из одного сюжета в другой. Это одиночка с сексуальными проблемами, который даже не пытается стать частью окружающего его мира, но во имя добра решается на радикальный поступок. Именно такими были таксист Трэвис Бикл, боец Джейк ла Мотта, пастырь Эрнст Толлер. И центральный персонаж из «Холодного расчёта» просто идеально вписывается в эту галерею образов.
Ослепительный Оскар Айзек и сильно уступающие ему коллеги
Бывший военный Уильям Телл (Оскар Айзек) отсидел срок за преступления, которые совершил в Ираке. Выйдя из тюрьмы, герой становится игроком в блек‑джек. Он переезжает из одного города в другой, останавливаясь в недорогих мотелях, и не интересуется крупными деньгами. Однажды талант Телла замечает игорный агент Ла Линда (Тиффани Хэддиш), и постепенно их деловые отношения перерастают в романтические. Примерно в это же время на Уильяма выходит юноша по имени Кёрк (Тай Шеридан), который мечтает отомстить его бывшему командиру Гордо (Уиллем Дефо).
Оскар Айзек с его фактурными чертами лица и тяжёлым пронзительным взглядом словно создан, чтобы сыграть в фильме Пола Шредера. Плюс герою придумали богатую предысторию, сделав охранником печально известной тюрьмы Абу‑Грейб, существовавшей в реальности. Кстати, перед тем как идти на фильм, стоит почитать про пытки, которым подвергали заключённых. Это сильно обогатит понимание контекста.
Но вот характеры Ла Линды и Кёрка будто в спешке набросали самыми общими чертами. Эти персонажи вышли до обидного плоскими. Между ними и героем Оскара Айзека нет никакой химии, хотя по сюжету она должна быть. Из‑за этого фильм смотреть не совсем уютно: как будто ешь полусырое блюдо. К тому же что Хэддиш, что Шеридан уступают Айзеку в актёрском мастерстве и даже близко не обладают такой сумасшедшей харизмой, как у него.
Спорная драматургия и вопросы без ответа
По трейлеру могло создаться впечатление, будто покер — центральная тема фильма. Но на самом деле азартные игры тут лишь фон. Куда больше Шредера волнует психотравма, нанесённая целой стране событиями 11 сентября и вторжением в Ирак.
Идея прекрасная, но при этом в картине есть проблемы с драматургией. Например, герой Айзека закутывает белыми простынями мебель в мотелях, где останавливается. Но не совсем понятно, что это значит. Он пытается воссоздать обстановку тюрьмы? Гостиницы кажутся ему негигиеничными? Или герой просто не хочет оставлять следов?
Такой приём можно принять за умышленную недосказанность. Но почему‑то он выглядит скорее недостаточно продуманной деталью. Это же относится к ведущей характеристике героя: Уильям — картёжник, но какое отношение этот факт имеет к его прошлому? Как будто персонажу придумали красивую обёртку, но забыли как‑то обосновать её содержание.
В то же время некоторые решения очень удачны, как, положим, сцены со скандирующими «США!» игроками. Такие кадры сразу приобретают двойной смысл, стоит только представить себе раскол в американском обществе после фото из Абу‑Грейба.
Стерильное пространство кадра и кошмарные флешбэки
Вдобавок ко всем этим шероховатостям фильм предельно стерилен. В кадре пусто, но совсем не так, как на картинах Эдварда Хоппера, где одинокие люди тоскуют в скудной обстановке. В «Холодном расчёте» окружающее героев пространство по большей части безжизненно. Его неинтересно изучать.
При этом любопытно, что действие происходит словно вне времени. Только по автомобилям и гаджетам можно догадаться, когда разворачиваются события. Этот ход делает фильм по‑хорошему старомодным.
Что по‑настоящему удалось — так это сцены с флешбэками из Абу‑Грейба. Несмотря на ограниченный бюджет, который не позволял воссоздать атмосферу реальной тюрьмы, Шредер смог визуализировать тот кошмар, который остался в памяти персонажа. Эпизод снят одним долгим планом, а эффект широкого угла со специфическим искажением создаёт поистине ирреальный мир.
«Холодный расчёт» показывает, что не каждый хороший сценарист способен стать хорошим режиссёром. Полу Шредеру как будто не хватает визуального чутья, которым, например, отличается тот же Мартин Скорсезе. Но ослепительная актёрская игра Оскара Айзека — то, ради чего на этот фильм стоит сходить.
Станьте первым, кто оставит комментарий