8 советов, как говорить с педиатром, чтобы он вас услышал
По приказу Минздрава приём у педиатра длится всего 15 минут. За это время врачу нужно выслушать рассказ пациента или родителя о симптомах — порой сбивчивый, провести осмотр, заполнить карту и выписать лечение. Конечно, этого не всегда хватает для того, чтобы разобраться в проблеме. А значит, есть риск, что педиатр может поставить ошибочный диагноз или пропустить признаки серьёзного заболевания.
Разбираемся вместе, что сделать родителям, чтобы быстро найти контакт с врачом и получить максимум пользы от приёма.
1. Запишите симптомы заранее, чтобы ничего не забыть
Чем конкретнее будет ваш разговор с педиатром, тем легче пройдет приём. Зафиксируйте все симптомы, которые вызывают беспокойство. Запишите, когда они впервые возникли, как часто проявляются и есть ли обстоятельства, которые провоцируют их усиление или ослабление. Отметьте, как они влияют на поведение, аппетит, сон ребёнка и другие стороны его жизни.
Например, ваша запись может выглядеть так: «Кашель, боль в горле — появились с утра в понедельник. Температура — 37,5, повысилась ночью до 38,2. Слабость — усиливается к середине дня. Жаропонижающие снижают температуру на 3–4 часа. Сон лихорадочный, прерывистый».
2. Обратите внимание на динамику
Если вы заметили, что ребёнок испытывает повторяющиеся симптомы, заведите журнал его состояния. Отмечайте, когда они проявляются и что этому предшествует. К примеру, если у ребёнка лихорадка, регулярно измеряйте и записывайте температуру тела. То же касается других показателей, таких как пульс, давление и так далее.
Вспомните также недавние события, которые могут быть связаны с возникновением симптомов. Это может быть перенесённая простуда, изменения в рационе, путешествия, контакты с животными и другими людьми. Да, даже такие детали иногда помогают в постановке диагноза.
3. Дайте врачу контекст
Кроме текущих жалоб, расскажите врачу об особенностях здоровья ребёнка, хронических заболеваниях, о лекарствах и витаминах, которые он принимает, а также об их дозировке. Обязательно отметьте, есть ли аллергия или пищевая непереносимость. Также можете поделиться с врачом информацией о семейной истории болезней, если считаете, что это может быть связано с состоянием ребёнка.
И не забудьте важные документы: медицинские карты, результаты анализов или рекомендации предыдущих врачей, если они есть.
4. Сделайте фото внешних признаков болезни
Если у ребёнка есть, например, сыпь или синяки, может быть полезно показать врачу их фотографии. Это особенно важно, если симптомы периодически меняются или пропадают.
5. Будьте конкретны
Не тратьте драгоценное время приёма на ненужную информацию, эмоции и отвлечённые темы. Избегайте лишних деталей: не стоит поминутно описывать день, когда у ребёнка появились первые симптомы. Постарайтесь выделить самые важные моменты — тут помогут записи из предыдущих пунктов — и готовьтесь отвечать на уточняющие вопросы врача.
Подготовьте также список своих вопросов, которые вы хотите задать доктору. Отметьте наиболее важные, чтобы обсудить их в первую очередь.
6. Подготовьте ребёнка к осмотру
Объясните ему, зачем вы идёте в поликлинику и почему это важно для него самого: «чтобы быть здоровым и сильным», «чтобы играть с другими детьми и не заражать их». Лучше не скрывать от ребёнка поход к врачу, иначе он почувствует себя обманутым.
Постарайтесь перед приёмом соблюдать обычный режим дня, чтобы малыш был максимально спокоен во время визита. Выбирайте для него простую и удобную одежду, чтобы минимизировать время на раздевание и одевание, а большую часть приёма выделить на общение с врачом.
Перед визитом в поликлинику не наносите на поражённые участки кожи красящие вещества — зелёнку, марганцовку или фукорцин, иначе врач не сможет правильно оценить характер высыпаний или повреждений, что усложнит диагностику.
7. Станьте союзником педиатра
Лечение проходит лучше всего, когда врач и родитель ребёнка действуют сообща. Если вы вежливы и спокойны, педиатру намного легче эффективно делать свою работу. К тому же дети замечают, как взрослые выражают свои эмоции, и легко перенимают эти черты поведения.
Для крепкого альянса врача и пациента необходимо взаимное уважение. Это значит, что педиатр также прислушивается к вашему мнению, учитывает информацию, которую вы ему доверяете, и ни при каких обстоятельствах не унижает ребёнка или вас. Если эти правила не соблюдаются, стоит задуматься о смене врача.
8. Прямо, но спокойно говорите, что вас смущает
Если вы чувствуете, что педиатр не слышит ваши опасения, постарайтесь оценить ситуацию вне своих эмоций. Возможно, тревога за здоровье ребёнка или усталый тон врача выводят вас из равновесия, но на самом деле вы с ним на одной стороне.
Чётко и спокойно объясните педиатру, что именно вас беспокоит в его заключении или рекомендациях. Постарайтесь не вступать в противостояние, а стремиться к диалогу. Задайте дополнительные вопросы: попросите объяснить, что привело к его заключению. Иногда дополнительная информация может помочь лучше понять мнение врача.
Есть, однако, и ряд «красных флагов», которые могут указывать на то, что педиатр действительно не уделяет должного внимания вашим опасениям относительно здоровья ребёнка. Вот основные из них:
- Врач постоянно перебивает вас, игнорирует или преуменьшает серьёзность симптомов без объяснений.
- Вы чувствуете, что врач постоянно торопит вас и не уделяет достаточно времени для полного обследования ребёнка.
- Врач не объясняет потенциальные причины состояния ребёнка или не обсуждает план лечения.
- Ответы врача на ваши вопросы кажутся отрывочными, неполными или не дают чёткого понимания ситуации.
- Врач не проявляет эмпатию, кажется равнодушным к вашей тревоге или к дискомфорту ребёнка.
Если вы заметили некоторые из этих «красных флагов» при визите к педиатру, конечно, не стоит сразу же уходить. Завершите приём, получите рекомендации, а потом обратитесь к другому специалисту. Здесь могут помочь рекомендации друзей или родных. Важно найти врача, которому вы доверяете и который готов сотрудничать с вами с заботой о здоровье ребёнка.
Работа участкового педиатра очень тяжёлая. Но это не значит, что вы должны замалчивать свое беспокойство или «не нагружать» врача информацией. Помните, что ваш ребёнок имеет право на качественную медицинскую помощь. А вы должны чувствовать себя уверенно и знать, что ваши опасения и вопросы не проигнорируют.
Станьте первым, кто оставит комментарий