Расширяем бизнес: что делать, чтобы не разориться
Тот, кто хочет зарабатывать больше, наверняка задумывался о масштабировании бизнеса: открыть вторую точку продаж или филиал в другом городе, нанять новых сотрудников и продавать в миллион раз больше. Увы, нельзя расширить компанию по щелчку: от этого может стать очень больно, вплоть до банкротства. Ведь если в финансах бизнеса бардак, то и увеличивать вы будете бардак, а с большим количеством бардака можно и не справиться. Расскажем, как расшириться и не разориться.
Чего нельзя делать при масштабировании
1. Торопиться
Обычно бывает так: посмотрел на мощного конкурента и решил, что хочешь так же прямо сейчас. Вести бизнес таким образом очень рискованно: после открытия новых точек компания обязательно начнёт работать в убыток, потому что за ростом выручки возрастут и расходы.
Показательный пример — я сам. Когда‑то мы с друзьями открыли блинную в Челябинске. Зарабатывали нормально, я купил себе мерседес. Потом подумал: почему бы не открыть больше блинных, раз всё так хорошо.
Сказано — сделано. Взяли кредиты — и блинных резко стало шесть. Но никто не составил план масштабирования, поэтому денег очень скоро перестало хватать даже на зарплату сотрудникам.
В итоге я вышел из бизнеса с долгом в 1,5 миллиона рублей и без машины.
2. Излишне расширять штат
Кажется, что чем больше сотрудников в компании, тем больше она зарабатывает. Это не всегда так. Многие предприниматели нанимают людей, и дела сразу становятся хуже: прибыль не окупает расходы.
Так было у нашего клиента Владимира. Он строил бани в одиночку и зарабатывал 200 000 рублей в месяц. Решил масштабироваться: нанял рабочих и менеджеров. Выручки стало больше, но разросшийся зарплатный фонд полностью её съедал.
Важный момент: чем больше компания, тем больше в ней должностей. Если у вас был один продавец, нельзя просто нанять ещё четверых. Понадобится руководитель отдела продаж, который будет на позиции выше. Разросшемуся офису нужен офис‑менеджер и так далее.
3. Гнаться за выручкой
Если стремиться только к росту выручки, можно упустить увеличение расходов и они в итоге съедят всю дополнительную прибыль. Также на определённом этапе увеличения продаж снижается средний чек — это тоже нужно держать в голове.
Наш клиент Денис повысил продажи магазина в два раза и ничего не заработал. Он сделал упор на количество проданного товара, чтобы в кассу приходило как можно больше денег. Но если перед глазами нет ничего, кроме выручки, в бизнесе начинает царить хаос. Маржа в магазине Дениса упала, потому что за ней никто не следил: поставщик мог поднять цены, а Денис и не в курсе. Деньги жили в четырёх кошельках: на расчётном счёте, в наличке, на счетах в Kiwi и «Яндекс.Деньгах» — уследить за прибылью и расходами было сложно. Платёжного календаря не было — непонятно, когда придут деньги и когда нужно заплатить. В общем, полный бардак.
Что нужно сделать обязательно
Чтобы масштабировать бизнес и не прогореть, необходимо выполнить три простых действия.
1. Запланировать не только рост выручки, но и связанные с этим расходы
Рассчитайте, как сильно увеличатся траты, если придётся производить больше товара или оказывать больше услуг. Не забывайте про неочевидные расходы: организацию рабочих мест, возросшие налоги, необходимое появление новых должностей и так далее.
2. Рассчитать финансовый результат от найма новых сотрудников
Предположите, сколько выручки принесёт работник и во сколько обойдётся его пребывание в вашей компании. Вы увидите, какие результаты должен показывать новый сотрудник, чтобы вы зарабатывали, а не теряли.
3. Узнать точку безубыточности
Это деньги, которые нужно заработать, чтобы не уйти в минус. Посчитайте все‑все расходы компании и прибавьте к ним резерв — это и будет точка безубыточности.
Есть инструмент, который позволяет сделать это всё в два счёта, — финансовая модель.
Как поможет финансовая модель
Финмодель оцифровывает бизнес, то есть представляет все бизнес‑процессы на языке цифр. С ней легко планировать расширение, нанимать новых сотрудников, рассчитывать точку безубыточности и, главное, понимать, можно ли вообще масштабироваться.
1. Грамотно планировать
Финмодель объединяет все ключевые показатели бизнеса и демонстрирует, как их изменение влияет на чистую прибыль. Играетесь с циферками в таблице — и видите, что происходит с доходностью.
2. Эффективно нанимать
Финмодель поможет рассчитать финансовый результат от найма сотрудника или покажет, что будет с бизнесом, если повысить работнику зарплату. Так вы увидите, какие результаты должны быть достигнуты, чтобы компания не стала беднее после расширения штата или изменения чьего‑нибудь оклада.
3. Рассчитать точку безубыточности
По финмодели предприниматель может понять, какие показатели ему нужны, чтобы достичь точки безубыточности. Он может или сократить расходы бизнеса, или повышать выручку. Решения могут быть разными. Главное, чтобы финансовый результат был приемлемым.
4. Узнать, можно ли вообще масштабироваться
Финансовая модель помогает выяснить, действительно ли рост продаж положительно скажется на компании или же нужно придержать коней. Бывают такие модели бизнеса, которые в принципе нельзя масштабировать (и это тоже выясняется при помощи цифр).
Если вы предприниматель и не пользуетесь финмоделью, это нужно срочно исправить и скопировать шаблон. Без этого инструмента мы не ведём управленческий учёт и вам не советуем. Приятного масштабирования!
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
Обзор Realme 13+ 5G — смартфона с отличным экраном и мощным процессором
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса