Не платить НДС и быстро найти клиентов. 7 лайфхаков для выгодной продажи товаров в другие страны
1. Выгодно провести сертификацию
Фитосанитарный или ветеринарный сертификат подтверждает безопасность товара и его соответствие стандартам качества. Без документа не получится пройти таможенный контроль. Сертификацию проводят как в России, так и за рубежом: выбор лаборатории зависит от правил разных рынков. Стоит процедура от пары десятков рублей до нескольких миллионов. Всё зависит от категории товара — например, особенно дорого (как раз миллионы рублей) проводить сертификацию кошерной пищи.
Хорошая новость в том, что на оформлении документов можно сэкономить до 90% благодаря государственной поддержке. Льгота доступна для экспортёров из сфер АПК и промышленности. Поддержка компенсационная: сначала проводится сертификация и поставки за рубеж, потом государство возмещает часть расходов. Бюджет по программе на 2021 год уже исчерпан, следите за обновлениями на следующий год, чтобы не упустить выгоду.
2. Сэкономить на модернизации товара
Корректировка товара и документации в соответствии с требованиями целевого рынка — частая практика: производителям нужно совершенствовать продукт, чтобы он был востребован среди разных покупателей. Особенно часто с этим процессом сталкиваются в радиоэлектронной, металлургической, химической и фармацевтической промышленности, а также в машиностроении.
Модификация товара обходится недёшево и требует проведения научно‑исследовательских работ. Часто именно она поглощает большую часть бюджета при выходе на экспорт. Господдержка позволяет компенсировать до 70% расходов, в том числе оплату труда, аренду зданий, содержание оборудования, пошлины за регистрацию результатов интеллектуальной деятельности и даже затраты на производство опытной партии и её тестирование. Главное — период, за который копились расходы, не должен превышать 36 месяцев и не может быть завершён более чем год назад.
3. Вернуть 80% расходов на логистику
Это лайфхак для экспортёров продукции промышленности гражданского назначения, например автомобилестроения или медтехники. С господдержкой можно компенсировать до 80% расходов на топливо, аренду вагонов, провозные платежи и другие транспортные затраты за один период поставок. Этот срок определяется правительством и обычно составляет 12, 24 или 36 месяцев. С 2022 года период будет считаться с 1 июля года начала поставок и заканчиваться 30 июня года их завершения.
Регион назначения может быть любым. Однако поддержка распространяется не на все категории продукции: проверить, подходит ли под условия ваш товар, можно в списке Министерства. Но программы поддержки есть и не только для промышленности гражданского назначения. Допустим, сэкономить на логистике могут производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Разобраться в тонкостях экспорта и осваивать иностранные рынки сбыта стало проще благодаря цифровой платформе «Мой экспорт», созданной Российским экспортным центром в рамках Нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Она работает по принципу «одно окно»: подробно узнать обо всех преимуществах, мерах господдержки, гарантиях и оформить заявку на их получение теперь можно в одном месте.
Для доступа к услугам нужно лишь завести личный кабинет предпринимателя на сайте. Также в «Мой экспорт» собраны популярные жизненные ситуации и выходы из них, перечень актуальных мероприятий для продвижения товаров и другие полезные материалы.
4. Получить ставку НДС 0%
Для экспорта товаров применяется ставка 0%. Но её обязательно нужно обосновать: правильно собрать пакет документов и подать их в налоговую в течение 180 дней с даты старта таможенных процедур. Если вы экспортируете в страны ЕАЭС, нужно будет получить от партнёра копию заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налогового органа его страны.
Если вам уже насчитали налог и вы его оплатили, шанс воспользоваться нулевой ставкой ещё есть. Соберите полный комплект документов, необходимых для обоснования льготной ставки, и представьте их в налоговую. Сумма будет возвращена. Однако получить нулевую ставку НДС не выйдет, если товары, заранее вывезенные за рубеж, продаются в розницу физическим лицам. Например, через маркетплейсы.
5. Сэкономить на участии в международных выставках и деловых миссиях
Выставки и деловые миссии помогают рекламировать продукцию, обзаводиться иностранными покупателями и быстрее налаживать экспорт. На таких мероприятиях компании заключают многомиллионные сделки, знакомятся с долгосрочными партнёрами и закрепляются на новых рынках.
Попасть на выставки или миссии без серьёзных затрат можно с финансовой поддержкой Российского экспортного центра (РЭЦ). Всё, что нужно сделать, — изучить список финансируемых мероприятий и заполнить заявку на понравившееся.
Даже если в перечне ничего подходящего не оказалось, можно самостоятельно выбрать интересную зарубежную выставку, принять в ней участие и после частично компенсировать расходы, например, за аренду площади и оплату регистрационного сбора. Главное условие для получения такой поддержки — на мероприятии нужно заключить экспортный контракт.
6. Быстро найти первых клиентов за границей
Искать зарубежных клиентов можно двумя способами: пассивным и активным. В первом случае экспортёр создаёт двуязычный сайт, продвигает его в поисковых системах, использует прямую и контекстную рекламу. То есть ждёт, пока покупатель сам заметит продукт. При активном поиске экспортёр ищет клиента : участвует в выставочно‑ярмарочных мероприятиях и бизнес‑миссиях, проводит прямые переговоры, общается с потенциальными покупателями в социальных сетях и на бизнес‑платформах, совершает обзвоны и рассылки.
В обоих случаях можно ускорить процесс с помощью:
- Навигатора экспортёра. Это бесплатный сервис, который позволяет определить перспективную страну для сбыта по названию товара или ТН ВЭД (товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности). Иными словами, предугадать, где товар приживётся, а где его лучше не предлагать.
- Консультации и поддержки РЭЦ: центр предлагает верхнеуровневый поиск клиентов или поиск потенциальных покупателей. Эти услуги оказываются бесплатно, если вы ищете клиентов в странах присутствия РЭЦ, например в Германии, Турции или Китае. В остальных случаях центр поможет найти покупателей через своих партнёров, но уже на возмездной основе.
- Размещения товаров в павильоне РЭЦ. Вариант для тех, кто экспортирует продукты питания. Аренду помещения, рекламу, поиск покупателей на себя берёт экспортный центр, а экспортёру нужно заняться только логистикой и импортной (таможенной) очисткой товаров.
7. Получить кредит по специальным условиям на производство экспортных товаров
Кредитная поддержка экспортёрам предоставляется по выгодным процентным ставкам и на длительные сроки. Можно получить займ на расходы по контракту, закупку сырья и материалов, оплату услуг подрядчиков, таможенные расходы, погашение дебиторской задолженности и не только.
Кредит может быть выдан как самому экспортёру, так и иностранному покупателю и его банку. Есть также гарантийная поддержка. Она помогает подтвердить операции по экспортному контракту ещё до их свершения, например возврат НДС, участие в тендере или конкурсе на заключение экспортного контракта.
Услуг в перечне кредитно‑гарантийной поддержки много, и можно пользоваться одновременно несколькими. Но чтобы получить их, нужно отвечать трём требованиям:
- Иметь экспортный контракт на поставку товаров высокотехнологичного несырьевого неэнергетического экспорта.
- Обладать устойчивым финансовым состоянием.
- Иметь опыт прохождения налоговых проверок по операциям возврата НДС.
Продажа товаров на иностранных рынках может стать толчком для финансового развития компании. Но у экспорта есть много сложностей и неочевидных деталей, из‑за которых браться за него готовы не все. Чтобы помочь перспективным новичкам разобраться в условиях торговли, на базе экосистемы «Мой экспорт» была создана программа «Экспортный акселератор». Она состоит из пяти шагов: от определения возможных перспектив до финансового сопровождения первых сделок. Во время прохождения программы предприниматель получит теоретическую базу, материальную и нематериальную поддержку, которая позволит быстро выйти на международную арену.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий