«Горизонты: Часть 1» от Кевина Костнера — масштабный, но безумно скучный вестерн. И вот почему
27 июня в российский прокат вышла картина Кевина Костнера «Горизонты: Часть 1». Это лишь часть масштабной саги — всего запланировано четыре фильма, причём второй появится в кинотеатрах уже в этом году.
Костнер, который когда-то вышел на новый уровень популярности благодаря вестерну «Танцующий с волками», а в последние годы поддерживал жанр франшизой «Йеллоустоун», мечтал снять «Горизонты» уже много лет. Однако после премьеры фильма в Каннах критики разругали новинку.
Как оказалось, не зря: при красивой постановке и отличной игре актёров смотреть картину очень трудно. Здесь слишком много персонажей, а действие то тянется невыносимо медленно, то хаотично скачет между линиями.
О чём фильм
Действие разворачивается в США времён колонизации. Несколько сюжетных линий рассказывают о судьбе людей, попавших в трудные ситуации.
На поселение мигрантов нападают апачи, убивая большинство, включая детей и женщин. Выжившим приходится перебираться на новое место. Однако Фрэнсис (Сиенна Миллер) и её дочь, чьи родные погибли, остаются с пришедшими на это место солдатами под руководством лейтенанта Гефардта (Сэм Уортингтон).
В то же время красавица Мэриголд (Эбби Ли) внезапно оказывается в опасности: на ребёнка, за которым она присматривала, охотятся бандиты. Девушке приходится бежать вместе с молчаливым одиночкой Хэйсом Эллисоном (Кевин Костнер).
Параллельно рассказывают о группе переселенцев, которыми управляет Мэттью (Люк Уилсон): они направляются в новый город Горизонт, но не все путешественники понимают, насколько сложна дорога.
И это ещё не все сюжетные линии.
«Горизонты: Часть 1» радуют и даже поражают размахом и проработкой
Кевин Костнер как режиссёр всегда любил масштабные полотна, хотя они не всегда ему удавались: кроме успешного «Танцующего с волками» были провальные (сейчас уже культовые) «Почтальон» и «Водный мир» — последний формально снимал Кевин Рейнольдс, но он ушёл во время производства, и исполнитель главной роли заканчивал работу сам.
После успеха «Йеллоустоуна» на малых экранах Костнер, кажется, поверил, что сможет снять свой самый «большой» вестерн. И действительно, «Горизонты» — из тех немногих фильмов, в которых пытаются показать все стороны спорного времени из жизни США.
В этой истории жалко и колонистов, которые подвергаются жестоким нападениям, и коренных американцев, чью землю захватывают. Здесь есть очень обаятельные интеллигентные герои — художник и его жена, но они совершенно не приспособлены к суровым условиям. Каждый положительный герой совершает жестокие поступки. И все мечтают о лучшей жизни.
Увы, фильм невероятно затянутый и банальный
Как начать фильм про колонизацию? Конечно с момента, когда в землю втыкают кол, показывая, что она занята. Как рассказать историю поселенцев? Конечно, в формате путешествия. Кажется, что Кевин Костнер решил просто собрать в первой части все штампы из классических вестернов. Просто в картине рассказывают не одну, а сразу несколько историй.
По иронии, банальнее всего выглядит часть, в которой играет сам Костнер. Его персонаж — суровый и замкнутый, но благородный мужчина, который внезапно решает помочь малознакомой девушке. Это даже не сомнительный Клинт Иствуд из «Долларовой трилогии», а типичный Джон Уэйн.
А ведь у нас уже есть «Новости со всех концов света», «Баллада о Лефти Брауне», «Женщина, идущая впереди», доказавшие, что можно интересно рассказать и о совсем не героических персонажах. Кстати, рекомендуем их к просмотру фанатам необычных вестернов.
Банальные ходы были бы не так страшны, если бы не одна деталь: каждая сцена «Горизонтов» невероятно затянута. Казалось бы, здесь есть типичное вступление: на мирных колонистов нападают апачи, и это даёт старт основным событиям. Но эта резня длится чуть ли не 40 минут!
Да-да, все уже поняли, что люди погибают почём зря, что в момент опасности былые обиды забываются, а сын всегда поддержит отца. Но в какой-то момент становится жаль, что в кинотеатре нельзя включить ускоренный просмотр (а ведь автор этой статьи любит и сцену с дрезиной в «Сталкере», и подметание полов в «Твин Пиксе»).
Так будет продолжаться весь фильм. Если персонажи разговаривают, то это минуты и минуты пафосных и зачастую бессмысленных слов. Если едут по прериям, то это бесконечное движение и любование пейзажами. Очень красиво, чего скрывать. Но слишком долго — около трёх часов, больше, чем любая из частей «Дюны».
Наверное, это легко объяснить тем, что «Горизонты» — полностью авторская работа Костнера, который выступил ещё и продюсером. При всей любви критиков к режиссёрским версиям некоторых картин, здесь противоположная история: автор просто снял слишком много приятных ему сцен, а рядом не оказалось студийных продюсеров, которые отбросят лишнее.
Многие актёры идеально вжились в роли
Даже те, кто ругал «Горизонты» в Каннах, сходились, что многие персонажи получились максимально живыми и интересными. Как уже сказано выше, сам Костнер — типичный благородный ковбой, но многие и хотят его видеть именно таким. Хотя поверить в аутентичность героини Эбби Ли с её модельной красотой трудновато.
А вот в остальных линиях получились яркие и харизматичные герои. Даже если персонаж Сэма Уортингтона покажется слишком благородным, то играющие рядом с ним Дэнни Хьюстон и Майкл Рукер на 100% проживают свои роли. Особенно последний: момент его противостояния с женой — чуть ли не самый живой и энергичный в картине.
Ещё более неожиданно раскрывается Дженна Мэлоун, особенно для тех, кто помнит её только по «Запрещённому приёму» и «Голодным играм». И кто бы мог подумать, что Люк Уилсон — любимец Уэса Андерсона — может быть таким суровым.
Так что интересных типажей действительно много, а каст наполовину состоит из звёзд. Но это приводит к следующей проблеме.
Персонажей слишком много, и каждому дают мало времени
Пример Майкла Рукера показателен: его персонаж не так важен, но запоминается лучше других. Всё дело в том, что Костнер явно хотел снять фильм, где будет с десяток главных героев. Но в итоге добился ровно противоположного эффекта: в «Горизонтах» все персонажи — второстепенные. Ни про одного не успевают рассказать достаточно, чтобы он превратился в полноценную личность.
Ещё хуже, что действие как-то хаотично перескакивает с одной линии на другую. Завязку истории героини Мэлоун покажут в самом начале, а потом забудут о ней на целый час. Дальше она послужит развитию сюжетной линии самого Костнера и снова исчезнет (вероятно, до следующего фильма).
Вроде бы при каждой смене фокуса кажется, что вот-вот из этой истории вырастет что-то интересное. Ведь и роман Фрэнсис с военным выглядит так обаятельно, и интеллигентное семейство пилигримов привлекает и одновременно раздражает.
Но нет, каждому дадут по 20–30 минут, поэтому всё останется в виде набросков: одинокая мать хочет любви вежливого офицера, а аристократы встречают суровую правду жизни.
Разговоры многих либо полностью функциональны, то есть сообщают зрителю о развитии сюжета, либо просто бессмысленны. Суровые мужчины перебрасываются опасными фразами, поигрывая пальцами на револьверах, а женщины, конечно, мечтают, чтобы ими заинтересовался самый умный и смелый.
Это начало большой франшизы
В оригинальном заголовке «Горизонтов» есть приписка «Американская сага», и планы Костнера действительно грандиозные. Режиссёр задумывал эту историю аж с 1980-х. Сначала — в виде фильма, но потом масштаб разрастался, и теперь в планах четыре картины огромного хронометража. Действие будет разворачиваться на протяжении полутора десятков лет и охватит несколько районов США.
Учитывая, что сейчас буквально всё пытаются превратить в бесконечные франшизы, «Горизонты» могли бы стать более стройной сагой: с началом, развитием и логичным финалом. Тем более что Костнер в последние годы больше занимался именно сериалами — он ушёл из «Йеллоустоуна» только ради этого «проекта мечты».
После невнятной первой части, низких оценок и предполагаемых слабых сборов есть вероятность, что на вторую никто просто не пойдёт в кино.
Смотреть продолжение уже не хочется
При просмотре «Горизонтов» с грустной иронией вспоминается, как некоторые зрители ругали первую часть «Дюны» за слишком медленное развитие. Да, Вильнёв фактически снял долгую и дорогую экспозицию. Но это всё равно был полноценный фильм с хоть каким-то промежуточным финалом.
«Горизонты» точно так же долго раскачиваются, но не успевают толком познакомить с героями. А заканчиваются буквально на полуслове — кажется, что только началось основное действие (это спустя три часа), и тут зрителю выдают просто нарезку из будущих эпизодов.
В этот момент невольно придёт в голову, что и этому проекту лучше было бы выйти в виде телесериала на каком-нибудь Apple TV+: хронометраж сезона позволил бы лучше раскрыть каждую линию, а клиффхэнгер в финале дал бы задел на продолжение.
Но нет, это полнометражный фильм, который оставляет после себя даже не просто чувство неудовлетворённости, а буквально недоумение: «И это всё?»
Конечно, Кевин Костнер — хороший режиссёр. Даже при всех недостатках можно просто полюбоваться на масштабные съёмки, красивую природу, игру харизматичных актёров и оценить попытку воссоздать быт далёких времён.
Но очень бы хотелось получить в трёхчасовом фильме ещё и интересную историю, а не хаотичный набор героев и сюжетов, не приводящих ни к чему. К сожалению, нового «Танцующего с волками» не получилось.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте
Какой вирусный видеотренд вам подходит?