«Гладиатор-2» — гениальный сиквел или неудачный ремейк знаменитого фильма Ридли Скотта?
В последние 10–15 лет, кажется, вышли продолжения всех возможных старых фильмов. Причём это касается не только франшиз вроде «Звёздных войн» или хотя бы «Безумного Макса», но и одиночных картин. «Трон: Наследие», «Бегущий по лезвию 2049», «Топ Ган: Мэверик», «Битлджус Битлджус». Был даже «День независимости: Возрождение», который мало кто заметил.
Теперь же Ридли Скотт вернул на экраны «Гладиатора». Первая часть вышла в 2000 году, получила пять «Оскаров», заработала в прокате более 450 миллионов долларов и до сих остаётся одним из самых высокооценённых фильмов режиссёра.
О сиквеле говорили давно, мелькала даже идея, что погибший в финале Максимус оживёт и будет путешествовать во времени. Но в реальности продолжение, которое вышло на экраны в ноябре 2024 года, оказалось куда более прозаичным.
Фильм всё так же радует прямолинейной жестокостью и историей борьбы за свободу. Но слишком похож на первую часть и во многом ей проигрывает.
О чём фильм
Спустя 16 лет после смерти Максимуса в Римской империи всё стало ещё хуже — страной управляют полубезумные жестокие братья-тираны Гета и Каракалла (Джозеф Куинн и Фред Хехингер). Генерал Акаций (Педро Паскаль) со своей армией захватывает последний свободный город в Новой Африке. Командовавший обороной белый молодой человек по имени Ханно (Пол Мескал) оказывается в плену, а его жена гибнет.
Вернувшись в Рим, Акаций хочет уйти на покой, но императоры отказывают в этой просьбе и заставляют служить дальше. Тогда генерал начинает думать о бунте, в котором ему помогут жена Луцилла (Конни Нильсен вернулась к своей роли) и часть сената.
Ханно тем временем попадает к Макрину (Дензел Вашингтон), который обучает гладиаторов, и вскоре оказывается на арене. Больше всего он мечтает отомстить Акацию.
«Гладиатор-2» повторяет первый фильм
Первое, что хочется сделать, когда выходит продолжение какой-нибудь старой картины, — пересмотреть классику, чтобы освежить воспоминания. А потом уже идти в кино. Но удивительным образом для «Гладиатора-2» это будет не лучшим решением. Если у вас в голове просто воспоминания о первом фильме (желательно 10–20-летней давности), то сиквел будет казаться наполненным приятными отсылками к оригиналу.
Здесь даже есть анимационная заставка, пересказывающая отрывки из старого «Гладиатора». Её сделал аниматор Джанлуиджи Токкафондо, который когда-то придумал логотип компании Ридли Скотта Scott Free Productions — тот, где человек превращается в птицу.
Но если вы только что пересмотрели картину 2000 года и сразу попали на сиквел, становится очевидно, что второй фильм скорее ремейк, чем продолжение. Здесь есть лишь один оригинальный ход: беды, с которыми сталкивался Максимус, поделили на двух персонажей.
С одной стороны, есть уставший от войн Акаций, который планирует свергнуть власть. С другой — выступающий на арене Ханно, который мечтает отомстить за погибшую жену. Но в остальном всё то же самое!
Место Коммода заняли злобные братья, их тоже хотят свергнуть, и опять за дело берутся та же Луцилла и те же сенаторы. А хозяин гладиаторов Макрин сменил хозяина гладиаторов Проксимо.
Сиквел раз за разом повторяет события первого фильма: когда бойцов тестируют, Ханно поначалу не хочет драться. На арене он тут же организовывает гладиаторов, чтобы был шанс выжить. Боец завоёвывает любовь зрителей и становится важной фигурой.
Будто и этого мало, в действие регулярно добавляют отрывки из старого «Гладиатора» в виде воспоминаний разных героев.
Но, возможно, это было бы не так плохо, если бы не одна проблема: в большинстве подобных составляющих новая картина проигрывает старой.
Интрига выглядит надуманной, а главный герой скучноват
«Гладиатор» 2000 года был максимально прост в своей задумке: зрителю показывали крутого и благородного Максимуса и одержимого властью Коммода, между ними металась Луцилла. Никакой тайны: все понимали мотивы каждого персонажа и их страхи.
В сиквеле Скотт пытается переиграть ту же историю так, чтобы она захватывала и интриговала. Иногда это работает в плюс. Например, Макрин — более интересный персонаж, чем его предшественник. Это хитрый торговец, который тайно подмял под себя знать и подбирается к власти. Его линия самая неоднозначная, а с учётом, что роль отдали великолепному Дензелу Вашингтону, Макрин запоминается лучше других.
Акаций в исполнении Педро Паскаля раскрывается постепенно: когда он узнаёт больше подробностей о Ханно, то прикладывает все усилия, чтобы спасти бывшего врага даже ценой собственной жизни. Как раз он лучше повторяет историю Максимуса, защищавшего когда-то сына Луциллы. Жаль, что героя отодвигают на второй план.
А вот с формальными злодеями обратная ситуация. Недаром в «Гладиаторе» было столько моментов, посвящённых Коммоду, — ещё в сцене убийства отца он раскрывался как несчастный неуверенный в себе человек, всю жизнь ждавший похвалы. Что мы знаем про Гету и Каракаллу? Они смешные и жестокие, один завидует другому. В общем-то, и всё. Это опереточные злодеи, которые нужны, только чтобы их ненавидели, а потом убили.
Но хуже всего обстоят дела с главным героем. Ханно показывают персонажем, переполненным яростью, который хочет отомстить за жену. Но погибшую зритель видел буквально две минуты. Ладно, семью Максимуса тоже почти не показывали, но сколько времени Скотт отдал на воспоминания и рассказы о ней: с каждой сценой становилось всё понятнее стремление воина к мести. Здесь же гибель жены героя — единственная мотивация.
То же самое с его способностями на поле боя. Генерал Максимус был великим полководцем, который одержал множество побед и сам сражался лучше других. Поэтому и на арене он сразу принимал на себя командование и помогал окружающим выжить. Ханно в кадре участвовал в реальном бою лишь один раз и тут же проиграл. Будучи гладиатором, он вроде бы тоже собирает вокруг себя остальных, но чаще просто выкрикивает мотивационные лозунги, которые никак не помогают.
А ещё с личностью персонажа Пола Мескала связана главная интрига фильма. Но это такая интрига, которую неоднократно раскрывали ещё до выхода картины, а многие критики пишут о ней прямо в рецензиях. Да и если не попасть ни на один спойлер, секрет раскрывают за первый час, а до этого несколько раз очень прозрачно намекают. Хотя сами герои потом ещё долго будут делать вид, что ничего не понимают.
Из вежливости постараемся сохранить эту тайну.
Съёмки крутые, но в них много графики
Мало кто ставит батальные сцены так, как это умеет Ридли Скотт. В его картинах копья и стрелы не просто втыкаются в тело человека — чувствуются вес и сила удара. Когда колесница в «Гладиаторе» разваливалась на части, казалось, что она сейчас вылетит прямо с экрана.
Прошло больше 20 лет, уровень графики вырос, и отдельные моменты в сиквеле выглядят ещё лучше, чем в первой части: удары, стрельба из луков и арбалетов, рукопашные сражения — от этого буквально захватывает дух. Потому ещё обидней, что и в такой составляющей нашлись недостатки.
Получив больше возможностей и денег, Скотт решил показать более масштабные гладиаторские бои. Когда Ханно первый раз выходит на арену, бойцов атакуют злобные обезьяны, в которых стреляют дротиками. А в середине фильма идёт сражение на кораблях — прямо в залитом водой Колизее, где ещё и акулы плавают. Такой масштаб первой части и не снился.
Но ведь значительная часть из этого — просто CGI. «Гладиатору-2» слишком часто не хватает простой человеческой брутальности: чтобы на ринге сходились озлобленные люди, а не компьютерные эффекты. Как будто, погнавшись за масштабом, Ридли Скотт забыл, что в центре каждого боя были гладиаторы, каждый из которых мог погибнуть. И чем проще выглядела их смерть, тем страшнее.
Так что, «Гладиатор-2» — плохой фильм?
Совершенно точно нет! И как самостоятельная картина, и как сиквел новая работа Ридли Скотта выглядит вполне достойно. Это фильм, на который стоит сходить в кинотеатр: просто чтобы увидеть масштабные гладиаторские бои, животную ярость Пола Мескала и забавного Джозефа Куинна. Сюжет слишком прост, но в нём нет противоречий и радикальных ошибок.
Все перечисленные недостатки скорее относятся к завышенным, а потом обманутым ожиданиям. Раз уж решили продолжить фильм, которому точно не нужен был сиквел, хотелось чего-то нового и удивительного. А в результате получился вольный пересказ знакомой истории, да ещё и с менее интересным героем.
Один раз «Гладиатора-2» точно стоит посмотреть. Но вряд ли он займёт такое же важное место в истории кино, как первая часть. Скорее останется как пометка: «Кстати, есть продолжение, которое оценили похуже».
Станьте первым, кто оставит комментарий