Гид по ароматам: разбираемся в парфюмерных группах и советуем, что купить
Нужно сразу оговориться: единой классификации парфюмерных групп нет. Долгое время индустрия опиралась на круговую диаграмму Майкла Эдвардса. В ней все ароматы поделены на четыре больших семейства: восточные, цветочные, древесные и свежие. В каждом Эдвардс выделял ещё несколько подвидов. Например, цитрусовые, мшистые, фруктовые. Диаграмма появилась в 1983 году, поэтому в ней не хватает многих современных ароматов — минералов, кожи и других. А ещё сегодня большинство духов нельзя с уверенностью отнести к какой‑то конкретной категории, потому что парфюмеры постоянно экспериментируют и смешивают в одном флаконе множество разных нот.
Среди фанатов парфюмерии популярен сайт Fragrantica — своего рода «Википедия» ароматов. Мы изучили группы, которые представлены на этой площадке, и рассказываем, что купить в каждой категории.
Какими бывают ароматы
Цветочные
Пожалуй, самая популярная категория. Она позволяет парфюмерам работать с разными оттенками запахов. Цветочные ароматы могут быть сладковато‑свежими, если на первом плане в композиции стоит сирень или ландыш, густыми и богемными из‑за розы или иланг‑иланга, горькими и бодрыми благодаря бархатцам или чампаке.
Есть стереотип, что все цветочные духи простые, исключительно женские и пахнут чуть ли не дачной клумбой. Это не так. Чистые флористические ароматы, как правило, сбалансированы нотками ягод, дерева, специй и даже минералов, поэтому мужчинам не составит труда найти среди них многогранные и шлейфовые композиции для себя.
Что купить
- Ardent Boadicea the Victorious, унисекс, 29 900 рублей →
- Fleurs d'Oranger Serge Lutens, унисекс, 16 900 рублей →
- Flora Gorgeous Gardenia Gucci, для женщин, 13 360 рублей →
- Nb! Nose, унисекс, 11 174 рубля →
Фруктовые
Большая группа, которая часто идёт рука об руку с цветочной. Производители уважают ноты тропических фруктов, груши и яблока, в эту же категорию включают и ароматы ягод — например, чёрной смородины или земляники. В последние годы благодаря парфюмеру Квентину Бишу и его аромату Fleur Narcotique для Ex Nihilo популярным стало личи. А с Lost Cherry от Tom Ford в тренды ворвалась вишня.
Фрукты и ягоды иногда используют и в моноароматах, то есть таких, где нет сложной пирамиды запахов и ярко выражена только одна нота. Например, у Demeter Fragrance есть варианты с голубикой, дыней, гранатом и апельсином.
Что купить
- Fleur Narcotique Ex Nihilo, унисекс, 44 000 рублей →
- Apple Brandy on the Rocks By Kilian, унисекс, 27 500 рублей →
- Mango Skin Vilhelm Parfumerie, унисекс, 18 750 рублей →
- French Riviera Mancera, унисекс, 10 725 рублей →
- So Real Cheap & Chic Moschino, для женщин, 3 675 рублей →
Восточные
Пусть название не вводит вас в заблуждение. Восточные ароматы выделяют скорее по принципу общего эффекта, а не по запаху душного арабского базара (хотя и такие ноты в них, безусловно, можно найти). Категория получила своё название от ориентальных парфюмерных традиций, где столетиями использовали духи на основе душистых масел, ладана, специй, древесных смол и травяных бальзамов. Современные композиции такие же яркие, многослойные, обволакивающие и всегда оставляют шлейф. При этом по звучанию они могут быть любыми: сладкими, горькими, солёными, пряными и даже с сочной кислинкой.
Сложные восточные композиции нередко вызывают противоречивые мнения, поэтому с ними так любят экспериментировать производители нишевых духов. Например, запах знаменитого Baccarat Rouge 540 у одних вызывает ассоциации с сахарными петушками и миндалём, у других — воспоминания о йоде и больничных бинтах.
Кстати, в последние годы в России стали популярны не только ароматы, вдохновлённые восточными традициями, но и творения арабских парфюмерных домов. Amouage, Attar, Rasasi — что‑то из этого вы наверняка уже слышали на коллегах или друзьях.
Что купить
- Baccarat Rouge 540 Maison Francis Kurkdjian, унисекс, 27 500 рублей →
- Bal d'Afrique Byredo, унисекс, 23 925 рублей →
- The Queen of Sheba Attar, для женщин, 17 025 рублей →
- Vanilla Vibes Juliette Has A Gun, унисекс, 8 100 рублей →
- Bad Boy Carolina Herrera, для мужчин, 5 500 рублей →
- Moustache Rochas, для мужчин, 5 279 рублей →
Пряные
Яркие ароматы с характером, которые являются частью более широкой восточной группы. В них отчётливо слышатся душистые специи: чёрный перец, кардамон, кориандр, шафран. Чаще всего такие композиции внегендерные, но в зависимости от доминирующей пряности их можно классифицировать по температуре. Например, ароматы с анисом или имбирём обычно получаются прохладными, а с гвоздикой и корицей — тёплыми.
Что купить
- Black Pepper & Amber, Neroli Zielinski & Rozen, унисекс, 6 360 рублей →
- Red Tobacco Mancera, унисекс, 11 850 рублей →
- Vetiver 46 Le Labo, унисекс, 28 084 рубля →
Акватические
Эта группа включает любые фантазии авторов на тему того, как пахнет вода, будь то море, утренняя роса или кубики льда. Акватические ноты свежие и прохладные, они нередко ассоциируются с чистотой. В природе сырьё для таких духов получить невозможно, поэтому парфюмерам остаётся добиваться ощущения воды, смешивая разные синтетические компоненты. Эта группа широко представлена в массмаркете и люксе, а вот нишевые парфюмеры её особо не жалуют.
Что купить
- Man Aqua Jimmy Choo, для мужчин, 3 429 рублей →
- L'Eau par Kenzo pour Homme Kenzo, для мужчин, 4 980 рублей →
- L'Imperatrice 3 Dolce&Gabbana, для женщин, 8 325 рублей →
- Acqua di Gioia Giorgio Armani, для женщин, 10 340 рублей →
Древесные
Здесь может быть множество вариаций: влажная кора, копчёная древесина, смолистая хвоя, догорающее в недрах камина полено и даже берёзовый дёготь. Ароматы этой группы терпкие, уютные и бархатисто‑горькие, лишь иногда играющие сладковато‑дымными аккордами или дорогим алкоголем.
Обычно парфюмеры используют дерево как подложку, выставляя вперёд более броские цитрусы или специи, но в нише получится найти духи с такими нотами в авангарде.
Что купить
- The One for Men Dolce&Gabbana, для мужчин, 16 190 рублей →
- Wonderwood Comme des Garcons, для мужчин, 20 943 рубля →
- Woods in Fog Voronoi, унисекс, 5 568 рублей →
- Encre Noire Lalique, для мужчин, 5 169 рублей →
- Tartufo Brocard, унисекс, 595 рублей →
Кожаные
Косуха байкера, салон статусного авто, а иногда и тихая замша. Нота очень узнаваема, и перебить её чем‑то сложно. И хотя производители умудряются обрамить главный аккорд табаком, смолами, травами и даже ванилью, привычные парфюмерные эпитеты вроде «сладкий» или «свежий» этой группе не подходят. Кожа пахнет кожей.
С нотой заигрывают в основном нишевые парфюмеры. Для люкса и тем более массмаркета запах кожи не так выгоден, как, например, цветов или фруктов. Но этот вариант однозначно стоит попробовать, если вы любите что‑то нетривиальное.
Что купить
- French Leather Memo Paris, унисекс, 23 025 рублей →
- Signature Leather Acqua di Parma, унисекс, 10 250 рублей →
- Leather Black (K)night L'Atelier Parfum, унисекс, 3 296 рублей →
- Aoud Leather Montale, унисекс, 6 750 рублей →
Зелёные
В этой группе преобладают ноты трав и листвы. Такие ароматы почти никогда не звучат ярко. Они скорее тонкие, прозрачные, с лёгкой свежей горчинкой. Из‑за этого зелень редко бывает самодостаточным акцентом, чаще всего её обрамляют цветами. Но прелесть группы в том, что многие травяные ароматы универсальны и подходят как женщинам, так и мужчинам.
Что купить
- Freedom Pure Sense, унисекс, 8 981 рубль →
- Barefoot on the rainbow VDOHNI, унисекс, 5 500 рублей →
- Aura Sensuelle Mugler, для женщин, 4 619 рублей →
- Essential Lacoste, для мужчин, 2 096 рублей →
Фужерные
Бокалы тут ни при чём. Фужеры в парфюмерии — родственники зелёных ароматов. Своё название эта группа получила от парфюма Fougere Royale, выпущенного в 1882 году брендом Houbigant. На французском fougère — «папоротник». Чтобы передать впечатление от этого растения, автор аромата, Поль Парке, использовал мох, лаванду, бергамот и кумарин — синтетическое вещество, пахнущее свежескошенной и увядшей травой. К слову, кумарин в итоге стал базовым компонентом фужерных духов.
Ароматы этой группы сами по себе травянисто‑землистые. Но в сочетании с другими нотами могут играть разными оттенками. Например, сладковато‑пряными в паре с восточной и гурманской группой или свежими и чистыми с акватикой и минералами.
Что купить
- Gypsy Water Byredo, унисекс, 23 950 рублей →
- Après l'Amour Thomas Kosmala, для женщин, 20 000 рублей →
- Dear Polly Vilhelm Parfumerie, унисекс, 18 750 рублей →
- Aqua Allegoria Mandarine Basilic Guerlain, для женщин, 9 990 рублей →
- Icon Alfred Dunhill, для мужчин, 6 661 рубль →
- King of Seduction Absolute Antonio Banderas, для мужчин, 1 574 рубля →
Шипровые
Их иногда путают с фужерами. Если последние более свежие и «зелёные», то шипры, благодаря доминирующей ноте дубового мха, — древесные и терпкие. Отдельной категорией они стали в 1917 году после выхода французской туалетной воды Chypre от Coty. Название пошло оттуда же.
Первые шипры были довольно жёсткими, поэтому их долго считали исключительно мужскими ароматами. А на территории СНГ ещё и «дедовскими», хотя тот самый знаменитый советский одеколон был клоном французского Chypre. Сейчас такие ядрёные варианты уже не выпускают. Парфюмеры стараются оттенить ноту мха цветами, фруктами и более свежей зеленью, поэтому в этой группе много женских и унисекс‑композиций.
Что купить
- Exit The King Etat Libre d’Orange, унисекс, 13 500 рублей →
- Prada L'Homme Prada, для мужчин, 12 660 рублей →
- Si Giorgio Armani, для женщин, 13 790 рублей →
- La Panthere Cartier, для женщин, от 12 952 рублей →
- Chypre‑Fruite Montale, унисекс, 11 040 рублей →
Гурманские
Нетрудно догадаться, что ароматы этой группы напрямую связаны с запахом еды. Как правило, они сладкие, тёплые, уютные. Гурманские монопарфюмерия и массмаркет довольно просты для восприятия. В них можно услышать сахарную вату, шоколадное печенье, ягодный пирог, сливочный крем, мёд или солёную карамель. Сложнее обстоят дела с нишевой гурманикой. К ней относится, например, Black Orchid от Tom Ford. Здесь ароматы шоколада и пачулей в основе смешаны с запахом трюфельных грибов. С такой комбинацией сможет подружиться далеко не каждый покупатель.
А ещё к этой группе относят алкогольные ноты. Явно чувствуете в аромате пряный ром или густой портвейн? Значит, с большой вероятностью перед вами гурманика.
Что купить
- Candy Prada, для женщин, от 7 021 рубля →
- Black Orchid Tom Ford, для женщин, 8 389 рублей →
- Luna Nina Ricci, для женщин, 5 406 рублей →
Минеральные
Пожалуй, самая молодая и интересная группа. Её ароматы отличают ноты неорганических веществ. Это могут быть песок, бетон, мел, металл, почва, соль, нефть и даже лунная пыль, как в Moon Dust от MiN New York. Оттенки определить непросто, потому что все они — результат парфюмерных экспериментов с синтетическими компонентами. Минеральные ноты — сухие, прохладные, тонкие. Но в сочетании с аккордами других групп могут звучать шлейфово, а порой и чересчур навязчиво.
Лучшие предложения
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
12 пар утеплённых кроссовок, в которых будет комфортно зимой
Надо брать: набор инструментов Deli всего за 1 552 рубля
Цена дня: термос Feijian за 1 656 рублей
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Hoff, ZRN Man и других магазинов
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаЛол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?
Почему стоит учиться во взрослом возрасте: 5 причин от «Школы 21»
Реклама