Чем хороша гибридная модель работы и как к ней привыкнуть
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое гибридная модель
Это формат работы, при котором сотрудники не обязаны постоянно находиться в офисе. Порой так называют ситуацию, когда только люди на определённых должностях должны трудиться не из дома.
Некоторые компании давно используют гибридную модель, но по‑настоящему популярной она стала после начала пандемии. Тогда организациям пришлось закрыть офисы и отправить сотрудников домой. Когда положение дел улучшилось, некоторые вернулись на рабочие места. Так офис и удалёнка стали дополнять друг друга.
Хотя сегодня многие компании стараются вернуться к стандартному рабочему процессу, гибридная модель, скорее всего, останется с нами навсегда. Gartner, крупнейшая консалтинговая компания в области IT, назвала такой формат трудовой деятельности одним из предполагаемых трендов 2022 года.
Как работают по гибридной модели
Исследователи из Jabra — компании по производству аудиоустройств — в статье для Harvard Business Review указывают три возможных варианта гибридной модели:
- Компания решает, в какие дни задачи выполняются из дома, а в какие — из офиса. Так, Apple требует от своих сотрудников личного присутствия в понедельник, вторник и четверг.
- Компания определяет минимально возможное количество дней, которые предстоит проводить в офисе. Например, разработчик программного обеспечения Kissflow позволяет персоналу три недели трудиться удалённо, а одну неделю — из офиса. Получается своеобразный компромисс: руководство не даёт подчинённым полной свободы, но и не устанавливает жёсткий режим.
- Компания позволяет работать удалённо и посещать офис по желанию. Так сделали в Google и Twitter. А, например, в юридической фирме Barlow в Чикаго сотрудники идут в офис, только если им нужен доступ к документации.
Иногда гибридный формат предполагает, что в офисе находятся только те, чьё присутствие там необходимо, а остальные работают удалённо. Подобным образом поступила Microsoft. Работники, которые могут выполнять свои обязанности из дома, вольны посещать офис по желанию, если позволяет эпидемиологическая обстановка.
Почему гибридный формат будет вытеснять стандартную модель
У него есть немало преимуществ.
Компании могут нанимать лучших работников без привязки к месту
Если гибридный формат подразумевает посещение офиса по желанию или туда нужно приходить только ключевым сотрудникам, то остальные могут выполнять задачи удалённо.
Благодаря такой организации компании могут искать подходящих кандидатов в любых городах и даже странах или брать на работу людей, которые не готовы посещать офис по другим причинам. В итоге шансы найти талантливого сотрудника возрастают.
У сотрудников нередко повышается продуктивность
Может показаться, что, работая из дома, люди будут больше отвлекаться и хуже выполнять свои обязанности. Но это не так.
Исследователи Microsoft опросили 30 тысяч человек по всему миру, чтобы оценить влияние удалённой работы на производительность. 82% респондентов сообщили, что их продуктивность не упала или даже увеличилась.
Субъективные ощущения также подтверждаются данными, которые получили исследователи Лондонской школы бизнеса. Они проанализировали, на что тратили время менеджеры, бухгалтеры, дизайнеры и разработчики в 2013 и 2020 годах. Выяснилось, что в период изоляции сотрудники стали более ответственно относиться к своим обязанностям, а сами задачи воспринимать как менее утомительные. Работая из дома, люди стали эффективнее распределять время и тратить меньше сил на совещания — в результате продуктивность выросла.
Сотрудникам удобно работать вне офиса
Свободное посещение офиса позволяет распределить дела так, чтобы их было комфортнее выполнять. Например, дома можно заниматься задачами, которые требуют концентрации, а в офис ходить, чтобы обсуждать совместные проекты.
Согласно опросу Jabra, 61% работников хотели бы, чтобы у них была возможность посещать офис по необходимости. При этом 59% респондентов заявили, что гибкость графика для них даже важнее зарплаты и других преимуществ. Microsoft же сообщает, что 70% участников её исследования хотели бы сохранить формат работы, который установился во время пандемии.
В новых реалиях для сотрудников офис стал скорее местом общения, а его посещение — привилегией, но не обязанностью.
Повышается экономическая эффективность
Работники осознают преимущества гибридной модели, поэтому с большей охотой пойдут в компанию, где в офисе можно присутствовать по желанию.
А значит, фирмам с подобной организацией труда будет легче привлечь лучшие кадры и повысить продуктивность. Так, Gartner предсказывает, что доход 75% «распределённых предприятий» будет расти на 25% быстрее, чем у конкурентов.
К тому же гибридный формат помогает сократить издержки. Например, компании могут уменьшить расходы на корпоративный транспорт.
Компании могут легко перейти на полную удалёнку
Ведь и у руководства, и у сотрудников уже есть опыт работы из дома. Это особенно ценно во время пандемии: власти способны объявить локдаун в любой момент, да и внутри компании может вырасти заболеваемость. Гибрид позволяет пережить такие потрясения с минимальными потерями.
Какие есть минусы у гибридной модели
Наряду с достоинствами у неё есть и недостатки. Во‑первых, не все компании могут использовать такой формат. Водители, кассиры, врачи, полицейские вынуждены выходить на работу вне зависимости от окружающей обстановки. Во‑вторых, некоторые варианты гибридного режима не дают возможности свободно выбирать между домом и офисом, что сводит на нет многие преимущества формата.
Есть у гибридной модели и другие минусы.
Сотрудники могут устать от чатов и онлайн‑встреч
Чтобы наладить взаимодействие в коллективе, часть которого трудится из дома, а часть из офиса, приходится использовать мессенджеры и организовывать видеозвонки. В результате рабочий день стал значительно интенсивнее: так, с февраля 2020 года по февраль 2021‑го время, проведённое в корпоративных чатах, выросло почти на 45%, а на онлайн‑встречах — на 148%. Подобная нагрузка способна привести к усталости и выгоранию.
Могут возникнуть технические проблемы
Как пишут исследователи Microsoft, большинство руководителей редко обращает внимание на трудности, которые возникают у подчинённых. Между тем не все из них могут похвастаться хорошим интернетом и удобным рабочим местом.
По данным Microsoft, 42% сотрудников не имеют всех нужных принадлежностей дома. А 46% сетуют, что работодатель не компенсирует расходы (покупку техники, проведение интернета) при удалённом формате.
У сотрудников компании может появиться ощущение неравенства
Те, кто перешёл на удалёнку, могут ощутить себя неполноценными в сравнении с офисными работниками. Например, почувствовать, что начальство не видит их вклада в общее дело. Ведь на собрании, где одни присутствуют физически, а другие подключаются по Zoom, последним даже высказаться сложнее. Их банально может быть плохо слышно. Да и вклиниться в оживлённую дискуссию, находясь по другую сторону экрана, не так‑то просто.
Подобные собрания даже способны вносить разлад в коллектив. Одни сотрудники могут не понимать, почему они обязаны приходить в офис, пока кто‑то сидит дома. Другие же — чувствовать, что их не слушают и не особо ценят. В такой напряжённой атмосфере конфликты становятся практически неизбежными.
Может снижаться взаимодействие между работниками
Из‑за онлайн‑формата сотрудники больше фокусируются на задачах своего отдела, что негативно сказывается на взаимодействии между командами. Условно говоря, отдел разработки начинает жить своими проблемами, а дистрибуция — своими. В итоге создать продукт, который будет и функциональным, и привлекательным для пользователя, становится сложнее.
Как организовать эффективную работу при гибридной модели
При правильном подходе её минусы можно обратить в плюсы.
Если вы руководитель компании
Вот как можно поступить:
- Уважайте права сотрудников. В новых условиях стоит ещё внимательнее прислушиваться к мнению подчинённых. Так, требование вернуться в офис на постоянную основу сотрудники могут расценить как нарушение собственных прав. Для некоторых это даже способно стать поводом для увольнения.
- С умом распределите нагрузку. Для этого стоит провести общее собрание и поинтересоваться, какие задачи сотрудникам проще выполнять дома, а какие — в офисе. Обсуждение позволит понять, как организовать работу. Например, можно сделать обязательным посещение офиса на время подготовки квартальных отчётов.
- Чётко определите график работы и обязанности сотрудников. Важно, чтобы в компании были ясные должностные инструкции. Людям нужно хорошо понимать, что от них требуется, как устроено взаимодействие, кто за что отвечает, когда и почему они работают дома или в офисе.
- Создайте комфортную виртуальную среду. Заведите таск‑менеджер и определите единый мессенджер для деловой переписки. Документооборот лучше перевести в онлайн, чтобы сотрудники не таскали кипы бумаг. Также стоит установить чёткие правила совещаний, например порядок докладов и высказывания мнений.
- Сделайте офис площадкой для тимбилдинга и совместного творчества. Не все горят желанием вернуться на традиционное рабочее место, поэтому надо сделать офис пространством, куда хочется приходить. Можно, предположим, отказаться от стандартной планировки с замкнутыми уголками или кабинетами и создать зоны для общения.
- Обеспечьте работников всем необходимым. Выдайте ноутбуки тем, у кого нет домашнего компьютера, закупите копии программного обеспечения и оплатите расходы на мобильную связь и интернет. Так сотрудники не только станут работать эффективнее, но и почувствуют внимание со стороны руководства.
Если вы сотрудник
Чтобы облегчить свой переход к гибридному формату, можно делать следующее:
- Пользуйтесь преимуществами гибкого графика. Распределите задачи так, чтобы, к примеру, переговоры проводить в офисе, а составлением отчётов заниматься дома, в тишине. Извлекайте выгоду из свободного посещения офиса. Например, обсудите с руководством возможность уходить с работы пораньше, чтобы, завершив все дела в первой половине дня, не торчать в пробках.
- Обустройте рабочее место дома. Можно даже попробовать воссоздать обстановку офиса, например похожим образом расставить канцелярские принадлежности. Это поможет вам переключаться между удалённым и обычным форматами.
- Не забывайте разделять работу и личную жизнь. Если вы способны так увлечься, что не замечаете, как пролетает время, установите пределы, чтобы не изматывать свой организм. Например, посвящайте должностным задачам не больше восьми часов, когда вы дома, или введите режим дня, аналогичный офисному расписанию.
- Обзаведитесь необходимыми инструментами для работы. Приобретите или попросите у компании ноутбук, мышь, гарнитуру, а также настройте быстрый интернет.
- Позаботьтесь о собственном удобстве. Например, можно купить два зарядных устройства для ноутбука и две мышки и оставить один комплект аксессуаров дома, а другой — на работе. Тогда вам не нужно будет носить с собой ничего, кроме лэптопа. Ещё можно сканировать документы, пользоваться онлайн‑редакторами и облачными хранилищами, чтобы не таскать тяжёлые папки из офиса домой и обратно.
Станьте первым, кто оставит комментарий