Как Джордж Лукас придумал «Звёздные войны», «Индиану Джонса» и изменил кинематограф
Имя Джорджа Лукаса неразрывно связано с двумя названиями, известными буквально каждому: «Звёздные войны» и «Индиана Джонс». В мире есть много и более плодовитых сценаристов и режиссёров, но именно Лукас когда-то вместе со Стивеном Спилбергом и Джеймсом Кэмероном изменил массовый кинематограф.
Главные работы мэтра считаются культурным феноменом. У них огромная фанатская база. Но некоторые считают Лукаса скорее менеджером, чем творцом. И это отчасти справедливо. Ведь именно с его подачи всевозможный мерч стал приносить студиям больше прибыли, чем сами фильмы.
Но без Джорджа Лукаса и его идей кино наверняка было бы совсем другим. Ведь он видит, какие сюжеты нравятся людям, и превращает их в новые истории. Достаточно знакомые, чтобы их сразу полюбили, но самобытные, чтобы избегать обвинений в плагиате.
Как Джордж Лукас начал снимать кино
Лукас сначала мечтал стать автогонщиком и относился к кино, как к хобби. Но в 18 лет Джордж на автомобиле столкнулся с грузовиком и чуть не погиб. После этого он решил, что пора переключиться на более безопасные занятия. Хотя ещё во время увлечения гонками он начал снимать короткометражки. Часть из них была посвящена автомобилям.
В студенческие годы Джордж Лукас всё больше снимал короткометражные фильмы, чаще всего документальные. Но успех обрела его фантастическая антиутопия «Электронный лабиринт: THX 1138 4EB». В 1967 году 15-минутная картина даже попала на Национальный студенческий кинофестиваль, где её увидел набирающий популярность Стивен Спилберг.
Лукас решил доработать историю и через три года снял свой первый полнометражный фильм THX 1138 о мире XXV века, где все люди живут в бункерах под контролем компьютеров. Картину без ведома режиссёра перемонтировали на студии и выпустили в прокат. Фильм провалился, едва отбив свой бюджет. Так что концерн Warner Bros. остался в минусе. THX 1138 оценили спустя годы, да и то скорее на фоне остальных заслуг автора.
Спонсировавший съёмки продюсер Фрэнсис Форд Коппола предложил Лукасу, только что основавшему собственную студию Lucasfilm, попробовать силы в более простом жанре. В результате их сотрудничество вылилось в молодёжную комедию «Американские граффити». Но режиссёру пришлось обратиться уже к другой компании, и денег на съёмки выделили мало.
«Американские граффити» — ностальгическая история о выпускниках начала шестидесятых. То есть о временах юности самого Джорджа Лукаса. В фильме нашлось место и для любовных историй, и для автогонок. Из-за недостатка бюджета на главные роли пригласили начинающих актёров. Сейчас их имена известны. Это Рон Ховард, Ричард Дрейфус и будущая главная звезда всех фильмов Лукаса — Харрисон Форд.
Простой искренний фильм приглянулся зрителям гораздо больше мрачной антиутопии THX 1138. Вопреки ожиданиям студии Universal, картина выстрелила в прокате и заняла третье место по сборам за 1973 год, уступив лишь «Афере» с Робертом Редфордом и Полом Ньюманом и будущей легенде хоррора — фильму «Изгоняющий дьявола».
«Американские граффити» получили сразу пять номинаций на «Оскар», в том числе за сценарий и режиссуру, и даже попали в категорию «Лучший фильм». На фоне успеха началась настоящая волна ностальгии по культуре шестидесятых, вылившаяся в производство подобных фильмов и всевозможного ретромерча.
Ну а Джордж Лукас в это время готовился к созданию своей главной работы.
Где Лукас собирал идеи для «Звёздных войн»
Идея снять космооперу, в которой бы смешались комиксы, научная фантастика, вестерны и истории о самураях, появилась у Джорджа Лукаса ещё до его дебюта. На заре карьеры рассчитывать на то, что кто-то возьмётся за дорогой проект, не приходилось, но в начале семидесятых автор уже принялся за написание сценария.
Лукас совместил несколько популярных тем, взяв из них самое лучшее. Из-за этого «Звёздные войны» часто называют компиляцией. Основой стали знаменитые комиксы о Флэше Гордоне. В них фигурировала планета Монго, на которой злобный император Минг летал по космосу и уничтожал другие миры с помощью излучения, — явный прообраз «Звезды Смерти». А злодей Дак Тула мог общаться и убивать врагов телепатически, что и перенял Дарт Вейдер.
Но если ещё есть сомнения, то достаточно посмотреть заставку сериала «Флэш Гордон покоряет Вселенную» 1940 года. Это знакомые сейчас всем вступительные титры, которые улетают вдаль.
Прообразами джедаев стали самураи. Даже само название появилось от слова «дзидайгэки» — жанра исторических японских драм. Как и самураи, джедаи следуют законам чести и пользуются холодным оружием. Да и сюжетно первая часть франшизы явно опиралась на относящийся к дзидайгэки фильм Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости».
Классическая картина начинается с того, что два постоянно спорящих крестьянина убегают с поля боя и вскоре встречают генерала, который тайно перевозит принцессу. Сразу напрашивается ассоциация с роботами C-3PO и R2-D2 и бывшим генералом Оби-Ваном Кеноби, который должен помочь принцессе Лее.
Использование холодного оружия в космосе отсылает ещё к одному легендарному первоисточнику — серии книг «Дюна» Фрэнка Герберта. По легенде, после выхода «Звёздных войн» писатель заявил: «Я считаю, что Лукас должен мне хотя бы ужин».
Сюжет «Звёздных войн» начинается на песчаной планете Татуин, у которой несколько лун — чем не Арракис, известный как Дюна?
Масла в огонь подливает тот факт, что до этого режиссёр Алехандро Ходоровски несколько лет работал над сценарием экранизации «Дюны». Он сделал подробную раскадровку и разослал её различным студиям, но получался примерно 12-часовой фильм. Разумеется, никто не решился взяться за производство картины. По утверждениям Ходоровски, некоторые сцены в «Звёздных войнах» полностью скопированы с его сценария. Но доказательств нет.
Также прообраз C-3PO можно увидеть в фильме «Метрополис» 1927 года, намёки на некоторых персонажей — в комиксах «Валериан и Лорелин». Позже их художник Жан-Клод Мезьер прямо заявлял о копировании. А сцена в баре и вообще образ Хана Соло очень близок к героям классических вестернов. Источникам вдохновения «Звёздных войн» посвящены десятки статей и видеоподборок. И со временем уже стало трудно отличить реальные прообразы от фанатских домыслов.
Но главное, чего не скрывал сам Джордж Лукас: основной сюжет фильмов основан на классическом «пути героя» из книги «Тысячеликий герой» американского исследователя Джозефа Кэмпбелла. Тот когда-то показал, что практически все легенды и мифы любого народа построены примерно по одной схеме. Лукас лишь добавил отсылки к известным историям и создал свой мир.
Как снимали первый фильм
Картина попала в производство не сразу. Лукас начал работать над сценарием ещё в 1973 году и заранее продумал значительную часть истории для продолжений. У него постепенно вырисовывалась глобальная идея. Он поделил её на две части, а потом каждую из них — на трилогии. Но в первую очередь ему хотелось снять тот фильм, где появлялась «Звезда Смерти».
Выпуск масштабной истории со сражениями в космосе требовал больших вложений. И хоть все знали об успехе Джорджа Лукаса с «Американскими граффити», провал фантастического THX 1138 ещё не забылся. И на тот момент кинематограф больше ориентировался на взрослую платёжеспособную аудиторию, а «Звёздные войны» явно были рассчитаны на подростков.
Но режиссёру повезло со студией 20th Century Fox. Компания тогда находилась на грани разорения, и ей срочно требовались новые идеи. Лукас предоставил им 200-страничный сценарий будущих фильмов, который понравился продюсерам. Тогда главного героя ещё звали Люк Старкиллер. Лукасу выделили немалый для того времени бюджет: около 10 миллионов долларов. И всё же компания решила немного сэкономить, работая с начинающим режиссёром.
Джорджу Лукасу платили минимальный гонорар за сценарий и съёмки, но зато отдали права на всех персонажей.
Перед началом работы Джордж Лукас основал компанию Industrial Light and Magic (ILM) для создания спецэффектов. Четверо молодых энтузиастов придумывали новые технологии съёмок, чтобы максимально реалистично показать космические сражения. Например, камера двигалась по одной и той же траектории с постоянной скоростью при создании каждого дубля. Это сильно упростило наложение эффектов и комбинированные съёмки.
Работа над первым фильмом шла с большим трудом. Режиссёр не хотел брать слишком примелькавшихся звёзд, а студия опасалась, что новые актёры не привлекут зрителей. Но упрямый Лукас настоял на своём. Он пригласил сериального актёра Марка Хэмилла на главную роль Люка Скайуокера. Хана Соло сыграл Харрисон Форд, уже работавший с режиссёром в «Американских граффити». А принцессу Лею — Кэрри Фишер, для которой это была лишь вторая съёмка в кино. Единственной настоящей звездой с крупной ролью был Алек Гиннесс, сыгравший Оби-Вана Кеноби.
Съёмки песчаной планеты Татуин проходили в Тунисе, где в это время стояла жара, и потому работа сильно отставала от графика. Актёры на съёмках не очень доверяли начинающему режиссёру и часто с ним спорили. Постфактум критики даже отмечают некоторую лень в их игре. По слухам, часть сцен отыгрывали нехотя и формально. Но всё же с задержками и скандалами съёмки закончили.
Композитора для создания саундтрека Лукасу подсказал новый друг Стивен Спилберг. Джон Уильямс уже написал музыку к «Челюстям» последнего. Изначально Лукас подошёл к музыке так же, как и к сценарию: собрал саундтрек из любимых эпичных композиций. Но Уильямс убедил его, что нужно написать собственные мелодии, которые будут максимально точно отражать атмосферу происходящего. Так родился знаменитый «Имперский марш» и другие узнаваемые композиции.
При постпродакшене возникло много проблем. Сценарий Лукаса требовал новых идей и революции в съёмках, а значительную часть выделенного на спецэффекты бюджета потратили лишь на пару коротких сцен. В результате режиссёр заставил сотрудников работать за оставшиеся деньги, и в ход пошла смекалка. Например, почти все космические корабли в первом фильме — просто маленькие модельки. И даже сцена атаки на «Звезду Смерти» снята с помощью уменьшенных копий.
И всё же обработка вылилась в настоящую катастрофу, в результате даже уволили монтажёра. Премьеру перенесли на полгода. Всё это не прошло бесследно — Лукас угодил в больницу с подозрением на сердечный приступ, а студия ожидала грандиозного провала.
Чтобы как-то привлечь зрителей, перед выходом фильма запустили серию комиксов от Marvel. А в продажу поступил литературный сценарий, адаптированный под книгу. Студия проверяла, насколько он заинтересует читателей. Книга стала успешной, продали около полумиллиона копий, а Лукас позже даже получил за неё литературную премию «Хьюго».
Но режиссёр успел почти разочароваться в своей работе и после премьеры уехал с женой в отпуск. По возвращении он узнал, что фильм стал хитом проката и бьёт всевозможные рекорды.
Картина собрала больше 300 миллионов долларов (при бюджете в 11) в мировом прокате, получила 10 номинаций на «Оскар» и выиграла в шести из них. В основном это были технические премии. Но для фантастического фильма начинающего режиссёра такое признание стало настоящим прорывом.
Оглушительный успех спас 20th Century Fox от банкротства. А цепкий Лукас наладил массовый выпуск футболок, игрушек, моделек и прочих привлекательных для подростков безделушек, ведь права на героев принадлежали ему.
Что изменилось в продолжениях
К работе над сиквелами «Звёздных войн» Джордж Лукас подходил уже как профессионал. К выходу нового фильма первая часть получила подзаголовок «Новая надежда», а немного позже добавили номера эпизодов. Начали с четвёртого, чтобы оставить простор для приквелов.
Контракт позволил Лукасу заниматься продолжениями самостоятельно без контроля студии. Однако из-за подорванного здоровья Лукас отказался от идеи снимать фильмы лично. Для картины «Звёздные войны: Империя наносит ответный удар» он нанял своего бывшего учителя и значительно более опытного режиссёра Ирвина Кершнера.
Сценарий дорабатывал Лоуренс Кэздан. На тот момент он уже продал студии Warner Bros. сценарий будущего хита «Телохранитель», но на экраны фильм вышел только спустя 15 лет, и начал работать с Лукасом над историей Индианы Джонса.
Привлечение профессиональных коллег позволило исправить все недоработки первой картины. Сюжет стал более стройным и динамичным, а Кершнер лучше умел обращаться с актёрами на площадке.
На этот раз в фильм вложили около 30 миллионов долларов, что чуть не разорило молодую компанию Lucasfilm. Пейзажи ледяной планеты Хот снимали в Норвегии с вертолёта. А студия ILM разрабатывала новые спецэффекты. Их оказалось значительно больше, чем в первой части. Обилие масштабных сцен и сложность обработки сильно затянули процесс и увеличили и без того немалый бюджет.
Главным достоинством новой части стали новые яркие герои и более мрачный тон картины. Зрители очень полюбили загадочного наёмника Бобу Фетта, не показывающего лица (его имя в фильме не произносят, оно фигурирует только в титрах), и харизматичного дельца Лэндо Калриссиана.
Сюрпризом для всех стала сцена, где Дарт Вейдер признаётся Люку, что он его отец. Эту информацию держали в строжайшем секрете, избегая утечек. Поскольку Вейдера играл один актёр, а озвучивал другой, исполнителю роли даже выдали поддельный текст, изменив его на этапе постпродакшена. В результате на съёмочной площадке секрет личности злодея знали лишь трое: Марк Хэмилл, игравший Люка (ему сообщили буквально за несколько минут до начала съёмок), режиссёр и Джордж Лукас.
В массах закрепилась уверенность, что Дарт Вейдер произносит фразу: «Люк, я твой отец». Однако на самом деле их разговор звучит несколько иначе.
Вложения снова окупились с лихвой. Картина собрала в прокате более полумиллиарда долларов. Хотя поначалу критики отнеслись к ней скептически, со временем именно эту часть «Звёздных войн» стали считать лучшей, а иногда и вершиной всего кинематографа. Картина долго возглавляла топ фильмов журнала Empire и лишь в 2014 году уступила первенство «Крёстному отцу».
Также к фильму выпустили новеллизацию сценария, серию комиксов, а через пару лет ещё и видеоигры.
Заработок позволил Джорджу Лукасу организовать единое предприятие для своих компаний. Оно находится в Калифорнии и называется ранчо «Скайуокер». Там и началась работа над финальной частью трилогии «Возвращение джедая» (поначалу фильм фигурировал как «Месть джедая» — у коллекционеров даже есть плакаты с этим заголовком).
Хотя картину заранее ждали с восторгом, при производстве снова возникли проблемы. Джордж Лукас хотел пригласить какого-нибудь самобытного режиссёра. Но Дэвид Линч отказался из-за экранизации «Дюны», которую впоследствии будет ненавидеть и даже попросит убрать своё имя из титров. А Дэвид Кроненберг предпочёл заняться «Видеодромом» и «Мёртвой зоной».
В итоге позвали не самого популярного Ричарда Маркуанда, и Лукасу снова пришлось брать большую часть работы на себя. Формально он указан только сценаристом и продюсером. На самом деле практически всеми второстепенными съёмками автор командовал лично и руководил созданием спецэффектов. Маркуанд отвечал за то, что Лукасу давалось не лучшим образом, — работу с главными актёрами.
Потом возникли сложности с Харрисоном Фордом. Он не очень хотел сниматься в третьей части, поскольку больше увлёкся «Индианой Джонсом» и даже просил авторов убить Хана Соло в начале фильма. Сценарист Лоуренс Кэздан почти согласился, но Лукас не захотел выводить одного из любимейших героев.
Финальная часть трилогии снова отсылала к классике, напоминая темой, костюмами героев и декорациями фильм «Пушки острова Наварон» 1961 года. В оригинале группа диверсантов должна взорвать огромные пушки фашистов, чтобы дать возможность эвакуировать несколько тысяч солдат. У Лукаса команда повстанцев уничтожает генератор силового поля на луне Эндора. Сходство прослеживается даже в новой форме имперских солдат, оформлении входа в казематы и финальном взрыве.
Съёмки оказались короче, чем у предыдущего фильма, но команда успела объехать много различных локаций. Работа началась в павильонах, через пару месяцев группа переместилась в Аризону (там сняли песчаный Татуин), потом в леса Калифорнии (луна Эндора), затем отсняли фоны в Долине Смерти.
Для съёмок погонь на летающих мотоциклах пригласили лично Гарретта Брауна — изобретателя стедикама, который убирает тряску при движении. Браун стал известен после выхода фильмов «Рокки» и «Сияние», где впервые показали длинные динамичные проходы ручной камеры с плавным движением. Но на этот раз поступили интереснее. Полёты снимали замедленно (порядка 1 кадра в секунду). При воспроизведении с нормальной скоростью это дало эффект очень быстрого движения.
Но если дальнейшие перипетии в отношениях Люка с отцом, а Леи — с Ханом интересовали всех фанатов, то ещё одно сценарное решение Джорджа Лукаса многие до сих пор считают спорным.
Он ввёл в сюжет Эвоков: местный народец аборигенов. Странным образом эти слаборазвитые туземцы с палками и примитивными ловушками дадут достойный отпор имперским штурмовикам — лучшим войскам в галактике, покорившим множество миров.
После выхода «Возвращение джедая» называли самым слабым фильмом трилогии. Но это не помешало ему стать хитом проката. Сборы снова приблизились к отметке в 500 миллионов, картина выиграла все главные награды «Сатурна» и номинировалась на «Оскар».
С этого момента полнометражные «Звёздные войны» ушли на долгий перерыв, хотя Лукас не забывал о побочных проектах. Выходили телефильмы и мультсериалы об эвоках и дроидах, комиксы, книги, игрушки и многое другое.
Как Лукас и Спилберг придумали «Индиану Джонса»
Параллельно с созданием одной великой франшизы Джордж Лукас размышлял над другой. История зародилась в голове автора ещё в начале семидесятых. Он хотел пересказать классические романы и сериалы 30–40-х годов и придумал для этого образ археолога и искателя приключений, искусно владеющего хлыстом. Лукас назвал его Индианой в честь своего аляскинского маламута — частичного прототипа Чубакки в «Звёздных войнах». Фамилия героя поначалу была другая — Смит.
Лукас придумывал сюжет вместе с будущим автором экранизации «Невыносимой лёгкости бытия» Филипом Кауфманом, который должен был занять пост режиссёра. Кауфман уточнил некоторые моменты, связанные с магическими артефактами. И с его же подачи сюжет решили посвятить поискам Ковчега Завета, в котором хранятся скрижали с Десятью заповедями. Но работа всё откладывалась из-за «Звёздных войн», а потом Кауфман ушёл работать к Клинту Иствуду.
После выхода первой части космической саги Лукас рассказал об Индиане Смите Стивену Спилбергу. Тому понравилась идея: он как раз подумывал заняться фильмом о Джеймсе Бонде, а здесь получался аналог без шпионских приспособлений. Но Спилберг посоветовал сменить фамилию персонажа на Джонс.
Именно тогда Лукас познакомился с Лоуренсом Кэзданом, с которым позже будет дорабатывать картину «Империя наносит ответный удар». Втроём они дописали сценарий, придумали новые идеи и ходы и сделали раскадровку. Фильм получил название «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».
Сейчас уже трудно сказать, кто из авторов создал конкретные сцены. Но знаменитое бегство от валуна, открывающее первый фильм, предложил Спилберг. Зато Лукасу принадлежит идея столкновения с субмариной и остроумный момент об обезьянке, которая отдаёт нацистское приветствие. Кэздан же сумел сделать историю более яркой, добавив в неё много юмора.
Проект сначала двигался медленно, поскольку Лукас и Кэздан отвлекались на «Империю». Но потом они полностью переключились на новый проект и дописали подробный сценарий. Как ни странно, снова возникла проблема с поисками финансирования. Спилберга уже знали как создателя «Челюстей» и «Близких контактов третьей степени», но незадолго до запуска «Индианы Джонса» у него провалился фильм «1941», и ещё раз рисковать студии не хотели.
Всё-таки компания Paramount Pictures подписала контракт с авторами, но при условии съёмок ещё четырёх частей. Тогда те решили максимально чётко подготовиться к съёмкам, пригласили художников комиксов для подробной раскадровки сюжета и даже сделали миниатюрные модели главных локаций.
Однако у Спилберга и Лукаса возникли споры о выборе актёра на главную роль. Режиссёр сразу хотел пригласить Харрисона Форда, но автор был против. Выходило, что тот будет играть во всех успешных фильмах Лукаса. И поначалу Спилберг вообще видел героя более мрачным и склонным к алкоголизму, а Джордж не желал отходить от идеи позитивного молодёжного кино и искал новые лица.
Компромиссным вариантом стал ещё не известный Том Селлек, который как раз начал сниматься в сериале «Частный детектив Магнум». Остались лишь записи прослушивания на роль. Тогда Лукас всё же сдался и позвал Форда. Многие считают, что именно это обеспечило успех новой франшизы.
Основа была готова, и друзья взялись за съёмки. По сюжету требовалось множество локаций. Во Франции снимали сцены с подводной лодкой, потом в Англии создали большинство сцен с декорациями Колодца душ. Тут авторы решили немного развлечься и в иероглифы на стенах добавили изображение дроидов из «Звёздных войн».
Знаменитые сцены со змеями снимали с реальными, но неядовитыми рептилиями. По слухам, в павильон завезли около девяти тысяч пресмыкающихся (но по другим легендам, их дополнили обрезками шлангов). Змеи периодически кусали кого-то из съёмочной группы.
Для сцены с коброй не нашли животное без зубов, и пришлось снимать настоящую ядовитую змею. Для безопасности между ней и Фордом поставили стекло, которое можно заметить при внимательном просмотре.
После этого группа отправилась в Тунис, где снимали сцены Египта. Там стояла жара за 30 °C, а половина съёмочной группы и Харрисон Форд подхватили дизентерию.
С этим связан один забавный момент. Изначально столкновение Индианы Джонса с сарацином должно было перерасти в дуэль: злодей нападал с мечом, а Джонс отбивался хлыстом. Но из-за тяжёлых условий Форд предложил просто пристрелить злодея. Получилось остроумно, но каскадёр-сарацин очень расстроился, поскольку долго репетировал драку.
Оставшийся материал доработали в США. Причём Спилберг сумел завершить съёмки даже раньше намеченного срока. Саундтреком занялся Джон Уильямс.
И снова авторов ждал успех. «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» стал самым кассовым фильмом года, десятикратно окупился в прокате, получил восемь номинаций на «Оскар» и забрал четыре из них.
Как авторы справились с критикой продолжений «Индианы Джонса»
Изначально Харрисон Форд сомневался, сниматься ли в трилогии, но продолжения ждали все. После окончания работы над «Возвращением джедая» Лукас снова вернулся к «Индиане Джонсу». Но во второй и третьей частях вклад автора меньше. Он писал основу истории, консультировал и монтировал, а компания ILM работала над спецэффектами. В остальном нагрузка легла на режиссёра и сценаристов.
Вторая часть получила название «Храм судьбы», действие разворачивается в Индии. Но в этой стране авторам снимать не разрешили, поэтому натурные съёмки проходили в Китае и на Шри-Ланке. Значительная часть была создана в студиях США и Англии. И это сыграло свою роль.
Сиквел получился намного мрачнее первого фильма: тёмные катакомбы, более жёсткий сюжет. Даже шутки оказались из разряда чёрного юмора. Чего только стоит сцена пира, где едят обезьяньи мозги. А большинство трюков придумали ещё для «Ковчега», но они не уместились в сюжет. Поэтому действие вышло не настолько стройным.
Ещё в самом начале съёмок Харрисон Форд повредил спину, потом получил травмы в драке с медведем — этот момент в итоге убрали. Поэтому в дальнейших экшен-сценах актёр появлялся только на крупных планах, всё остальное отыгрывал каскадёр.
Но вот спецэффекты улучшались. Многие помнят разрушающийся мост и яркую гонку на вагонетках. А момент, когда камера следует за падающим в ров телом, был вершиной технологий того времени. Здесь снова постаралась компания ILM.
Хотя фильм и собрал отличную кассу, его критиковали за излишнюю мрачность. Многие говорили, что Спилберг и Лукас переборщили с желанием напугать зрителя всяческими мерзостями. Критик Chicago Reader Дэйв Кер назвал это попыткой 10-летнего мальчишки перепугать до полусмерти маленькую сестрёнку, размахивая прямо перед её лицом мёртвым червяком.
Поэтому третья часть «Индиана Джонс и последний крестовый поход» снова вернула зрителям остроумие и позитив, по которому так скучали поклонники. Изначально Лукас хотел больше сосредоточиться на историях привидений.
Предварительный набросок сценария назывался «Индиана Джонс и король обезьян». Главный герой боролся с призраками в Шотландии, а потом отправлялся на поиски источника вечной жизни в Африке. Этот сюжет дорабатывал будущий режиссёр первых частей «Гарри Поттера» Крис Коламбус. Здесь фигурировали 200-летний пигмей, персики бессмертия, нацист с механической рукой и сам король обезьян, в финале воскрешающий Индиану Джонса.
От этой версии отказались, и после второго настолько же странного варианта сценария Коламбус покинул проект. В это время Спилберг предложил Джорджу Лукасу ввести в сюжет отца Индианы Джонса, а тот в ответ настоял, чтобы в центре оказались поиски святого Грааля.
Сюжет переписывали ещё дважды. В окончательном варианте главной движущей силой стали не сами поиски артефакта, а взаимоотношения героя с отцом. На роль Генри Джонса — старшего пригласили Шона Коннери, который внёс много правок в образ своего персонажа. А новый сценарист Джеффри Боам предложил показать ещё и молодость героя, чтобы рассказать больше о его прошлом.
А на финал авторы припасли одну из самых отличных шуток.
Оказывается, главного героя зовут Генри Джонс — младший. А Индиана — это прозвище собаки его семьи. Так Лукас снова почтил своего любимого питомца.
Снимали по всему миру, авторы уже могли себе это позволить. Бюджет вырос больше, чем в два раза относительно первой части. Но это не спасло картину от негатива. Многие отмечали вернувшийся юмор и отличную игру актёров. Но фильм не дотягивал до уровня первой части, его иногда называли просто набором погонь и спецэффектов.
Как Лукас обновлял «Звёздные войны»
Остальные проекты Лукаса чаще всего оказывались малозаметными. Если «Хроники молодого Индианы Джонса» на телевидении шли неплохо, то спродюсированный Джорджем фильм «Говард-утка» оглушительно провалился (его иногда называют худшим супергеройским кино в истории). А «Убийства на радио» и «Уиллоу» по сценарию Лукаса даже не отбили свои бюджеты.
Зато в девяностых уже вовсю развивались компьютерные эффекты. И тогда Лукас и ILM задумали обработать классические «Звёздные войны», добавив в них новые сцены и улучшив качество. Изначально планировали обновить только «Новую надежду», но после успешного эксперимента взялись и за остальные.
Специальная программа очищала кадры от микроскопических пылинок на плёнке. Потом добавили графики в фоны, убрали нестыковки в декорациях, сделали больше 3D-голограмм. В первый фильм даже включили эпизод с любимцем публики Бобой Феттом. Для специального издания к двадцатилетию «Новой надежды» даже досняли несколько фоновых сцен, чего ещё никто не делал.
Некоторые более заметные новшества раскололи фанатов на два лагеря. Вызвала споры сцена в баре, где Хан Соло убивает наёмника Гридо. В оригинале тот угрожал герою, и Хан его просто застрелил. В новой версии Соло убивает в ответ на выстрел Гридо. Так Лукас хотел подчеркнуть, что Хан не убийца. Однако поклонники оказались очень недовольны, это даже вылилось в акции с лозунгом Han shot first.
Кроме того, Лукас заменил некоторых персонажей, которых играли куклы, на CGI. Джабба Хатт стал проявлять больше эмоций, но они выглядели неестественно.
И по сей день поклонники «Звёздных войн» делятся на тех, кто признаёт только классические версии эпизодов и кто радуется обновлениям. А Лукас ещё дважды перерабатывал классические эпизоды: в 2004 и 2011 году.
Как создавались приквелы «Звёздных войн»
Ремастеринг классических серий был лишь подготовкой к главному событию. Джордж Лукас решил выпустить ещё три эпизода. Части 1–3 раскрывали историю становления Энакина Скайуокера — будущего Дарта Вейдера. На этот раз Лукас сам писал сценарии и режиссировал все эпизоды.
Основу сюжета он придумал ещё в семидесятых, теперь же решил доработать предысторию. Лукас раскрыл причины, побудившие Энакина перейти на тёмную сторону, саму суть Силы и рассказал о появлении галактической империи под властью тирана.
Первый фильм получил название «Скрытая угроза». О том, насколько его ждали, свидетельствует одна история. В 1998 году на экраны вышла картина «Знакомьтесь, Джо Блэк» с Брэдом Питтом и Энтони Хопкинсом. Она собрала в прокате неплохую кассу. Но рассказывают, что многие зрители выходили из зала сразу после рекламного блока в начале.
Всё дело в том, что перед фильмом показывали трейлер «Скрытой угрозы». Поклонники тратили деньги на билет, только чтобы увидеть ролик первыми.
Новая трилогия стала торжеством спецэффектов от ILM. В «Скрытой угрозе» есть всего одна сцена, где не используется компьютерная графика. Во второй части «Атака клонов» таких эпизодов нет. Важную роль в сюжете играет нелепый инопланетянин Джа-Джа Бинкс — это первый центральный персонаж в кино, полностью созданный на компьютере. Его озвучил Ахмед Бест.
К остальному актёрскому составу подошли очень аккуратно. Сыгравший молодого Оби-Вана Кеноби Юэн Макгрегор в первом фильме ещё не похож на Алека Гиннесса, но в продолжениях всё больше приближается к этому образу. На роль принцессы Падме Амидалы взяли набирающую популярность Натали Портман.
На роль двойника последней пригласили юную Киру Найтли. Актрисы невероятно похожи друг на друга. По слухам, даже их родители не могли разобрать, кто из них снимался в той или иной сцене, а после премьеры Портман иногда отправляла менее известную коллегу раздавать автографы.
На роль сенатора Палпатина позвали Иана Макдермида, что стало некоторым спойлером. Актёр уже играл императора в «Возвращении джедая», из чего легко понять, кто станет главным злодеем.
Его ученика Дарта Мола сыграл каскадёр и мастер единоборств Рэй Парк. Это была его первая роль в кино, и потому всё ограничилось только драками и парой фраз. И в дальнейшем Парк будет известен персонажами, которые не разговаривают и отлично дерутся. Например, Жаба из «Людей Икс» и Снейк Айз из «Броска кобры».
Сэмюэл Л. Джексон сыграл одного из сильнейших джедаев Мейса Винду. Актёр был готов исполнить даже небольшую роль в культовой франшизе и очень обрадовался приглашению. А ко второму фильму он уже поставил Лукасу единственное условие: Джексон хотел фиолетовый световой меч. У всех остальных джедаев были синие и зелёные, а у ситхов — красные. Но режиссёр не смог отказать.
Постановка драк радикально изменилась. Если в классических картинах схватки на световых мечах напоминали традиционное фехтование, то теперь настоящие джедаи владеют всеми возможными техниками единоборств. Поэтому столкновение Оби-Вана и его учителя Квай-Гона с Дартом Молом снимали почти месяц.
К сюжету Лукас подошёл оригинально. Он решил показать цикличность истории, и поэтому каждая часть приквелов во многом схожа с одним из фильмов оригинала. Особенно заметны параллели между «Скрытой угрозой» и «Новой надеждой». Энакин участвует в уничтожении базы дроидов — его сын Люк взрывал «Звезду Смерти», Оби-Ван видит смерть своего учителя — в классике он сам умирал на глазах ученика. И подобных совпадений очень много.
Эти повторы, обилие спецэффектов и странные режиссёрские ходы вызвали неоднозначную реакцию зрителей. Публика снова разделилась. Одни считали, что Джордж Лукас удачно дополнил и расширил франшизу, другие — что он просто пытается заработать на ностальгии. Но хоть критики и ставили картине посредственные оценки, зрители толпами шли в кино.
Далее последовал второй эпизод «Атака клонов». С самого начала фильм критиковали из-за слишком простого названия — многие ожидали что-то вроде «Становления империи».
Также ругали и молодого актёра Хейдена Кристенсена, который сыграл повзрослевшего Энакина. А в странах, где фильм идёт в дубляже, к нему отнеслись намного лучше. Ведь основной недостаток Кристенсена в неумении играть голосом, а при переозвучке это пропадает.
Также вызвали вопросы и некоторые повороты сюжета. Например, Лукас показал, что Боба Фетт на самом деле клон. Но зато картина внесла значительный вклад в развитие спецэффектов. Это второй фильм, полностью снятый на цифровую видеокамеру (первым был менее известный «Видок»).
Магистра Йоду здесь впервые заменили полностью компьютерным персонажем, а в сценах массовых боёв много движений на фоне добавлялось на компьютере. В сцене сражения Йоды с графом Дуку дублёр сражался с воображаемым противником. А потом на лицо уже наложили образ Кристофера Ли. Тому на момент съёмок было уже за 75 — он не участвовал в экшене.
«Атака клонов» впервые в истории «Звёздных войн» не стала главным кассовым хитом года, проиграв второй части «Властелина колец» и начальному эпизоду «Человека-паука». Ведь Лукас бросил все силы на финальную часть саги «Месть ситхов», в которой он показал превращение Энакина Скайуокера в Дарта Вейдера. Многие находят в этом названии аналогии с «Местью джедая» — ранним вариантом заголовка «Возвращения джедая».
Фильм снимали с конца: над финальной схваткой Оби-Вана и Энакина работали ещё во время «Атаки клонов». Кристенсен и Макгрегор месяцами тренировались, чтобы обойтись без ускорения движений на съёмках. В картину вложили максимум сил и денег — это была самая дорогая часть франшизы на тот момент.
Лукас снова вернулся к цикличности истории. Сцена, где гибнет Винду очень похожа на момент убийства императора в классике. И всё подводит к уже известной развязке, и потому мрачности было не избежать. Картина даже получила более взрослый рейтинг от прокатчиков.
Лукаса снова критиковали за плоские диалоги и странные сценарные ходы. Например, когда Падме умирает без причин. Но всё же накал сюжета зацепил публику, и «Месть ситхов» оценили значительно выше предшественников. В мировом прокате картина проиграла фильму «Гарри Поттер и Кубок огня», но это не помешало ей заработать более 600 миллионов долларов. Но Джордж Лукас больше не режиссировал ни один фильм.
Что было дальше
Дальнейшая деятельность Лукаса больше сосредоточена на продюсировании и продвижении старых франшиз. В 2008 году он вместе со Спилбергом выпустил фильм «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа», который хорошо прошёл в прокате, но обруган большинством критиков.
Тогда же стартовал мультсериал «Войны клонов» по вселенной «Звёздных войн». Действие разворачивается между вторым и третьим эпизодами. В 2003 году уже появлялся мультфильм с таким названием, но он прошёл почти незаметно.
А в 2012 году компания Lucasfilm стала частью Disney. С этого момента все последующие фильмы и сериалы производились под контролем студии.
«Звёздные войны» всё больше расширяются. Уже вышли седьмой и восьмой эпизоды фильмов, причём первый из них снова повторяет классическую историю из «Новой надежды». Запустили серию приквелов «Истории», мультсериалы «Повстанцы» и «Сопротивление», а в конце 2019 года ожидается первый игровой сериал «Мандалорец».
Ко всему этому сам Лукас уже имеет мало отношения. Он руководит, консультирует и продюсирует проекты. Его студия спецэффектов Industrial Light & Magic стала одним из главных поставщиков спецэффектов в кино — большинство топовых блокбастеров созданы именно при их поддержке. Лишь в 2015 году Лукас сам написал сценарий к мультфильму «Странные чары», который провалился.
В итоге всего две известные франшизы и шесть лично срежиссированных фильмов. Но всё же вклад Джорджа Лукаса в кинематограф огромен. В семидесятых он показал, что фантастика может быть задорной и энергичной. Что не нужно бояться пересказывать классику, нужно лишь добавлять в неё что-то своё.
Лукас рисковал и экспериментировал. Он брался за крупнобюджетные проекты и вкладывал в них все силы. И именно поэтому он развивал спецэффекты и брался за передовые технологии съёмок. Он заново создал приключенческое кино и фантастику, и потому его до сих пор ценят и уважают поклонники по всему миру.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке