Правда ли гены влияют на нашу способность к творчеству
Какие качества делают человека креативным
Креативность связана с различными мыслительными навыками, включая:
- гибкость мышления — способность переключаться между разными задачами;
- оригинальность — умение находить нестандартные ответы;
- беглость мышления — способность быстро придумывать идеи;
- любознательность, или открытость новому опыту.
Кроме того, чтобы придумать не только оригинальную, но и подходящую идею, необходима стабильность мышления. Это качество позволяет сохранять концентрацию на задаче и отсекать стимулы, не относящиеся к делу.
И, как показывают исследования, всё перечисленное выше в какой‑то мере связанно с дофамином.
Как креативность связана с дофамином
Это нейромедиатор, который передаёт сигналы между нейронами, участвует в двигательном контроле, мотивации и поведении, связанном с поиском вознаграждения. Его уровень возрастает в момент ожидания чего‑то приятного и падает сразу после получения желаемого.
В мозгу есть несколько дофаминовых путей — групп нервных клеток, которые «общаются» между собой с помощью этого нейромедиатора. Одни регулируют двигательный контроль, другие отвечают за систему вознаграждения.
В одном эксперименте обнаружили, что нестандартное мышление зависит от количества серого вещества в дофаминовых структурах мозга. В других выяснили, что способность к оригинальным решениям связана с генами дофаминовых рецепторов D2 и D4.
Зависит от нейромедиатора и открытость новому опыту, и шизотипия — необычное восприятие, странные взгляды и некоторая социальная тревожность и подозрительность.
В то же время никто точно не знает, какие именно гены участвуют в формировании креативности и можно ли предсказать творческий потенциал человека, опираясь на особенности его ДНК.
Чтобы выяснить это, учёные из Северо‑Западного университета США выделили перспективные гены, связанные с оборотом дофамина в мозгу, а также попытались оценить влияние нейромедиатора на творческие задатки людей.
Какие гены могут повлиять на креативность
Пока учёные выявили только два гена, которые могут объяснить креативность.
1. Ген фермента COMT. Он отвечает за распад дофамина в префронтальной коре. У тех, кому достался вариант гена (аллель) Met/Met, наблюдается сильный когнитивный контроль. Другими словами, они лучше концентрируются и отсекают посторонние стимулы при выполнении задачи.
Людям с аллелью Val/Val, напротив, сложнее сосредоточиться на деле. Они имеют сниженную рабочую память и больше постороннего «шума» в мышлении. Вариант гена Met/Val обеспечивает средний уровень когнитивного контроля.
2. Ген транспортера дофамина DAT. От его вариаций зависит уровень нейромедиатора в полосатом теле. Аллель 9/9 наделяет людей более гибким мышлением, а также большей чувствительностью к изменениям. Вариант гена 10/10, напротив, снижает когнитивную гибкость, а заодно и способность к обучению. Также он связан с синдромом дефицита внимания. Аллель 9/10 — нечто среднее между этими двумя крайностями.
Может ли генетика определять способность к творчеству
Чтобы выяснить, как вариации в двух генах влияют на творческие способности людей, учёные использовали два способа.
1. Сокращённый тест Торранса (ATTA) — для проверки нестандартного мышления у взрослых. Участникам предложили за 3 минуты придумать проблемы, с которыми может столкнуться человек, если вдруг научится ходить по воздуху, а также дали дорисовать две фигуры. Результаты оценивали по количеству и оригинальности возникших идей.
2. Реальные творческие успехи участников в жизни. Для этого оценили их достижения в разных областях — рисовании, написании текстов, театральном искусстве, музыке, кулинарии, науке и других сферах.
По результатам эксперимента учёные определили некоторую взаимосвязь между баллами в ATTA и вариантами генов COMT и DAT.
Хорошие показатели в тесте на нестандартное мышление были у тех, кто отличался высокой гибкостью мышления (DAT 9/9) и средним когнитивным контролем (Val/Met). Такие люди могли быстро переключаться между идеями, но при этом сохранять концентрацию на задаче.
Совсем другая картина наблюдалась у участников с низкой гибкостью мышления (DAT 10/10). Если у них было недостаточно когнитивного контроля (Val/Val и Val/Met), показатели в тесте были низкими. Но вот если префронтальная кора брала верх (Met/Met), результаты были даже лучше, чем у людей с гибким мышлением.
Учёные сделали вывод, что когнитивный контроль может компенсировать недостаток гибкости мышления.
Получается, создавать оригинальные идеи можно по‑разному. И с помощью гибкого мышления, и благодаря когнитивной стойкости — желанию продолжать, несмотря на сложность задачи. Другими словами, если долго мучиться, что‑нибудь получится.
Влияют ли гены на творческие успехи в жизни
Что касается достижений в реальной жизни, учёные наблюдали другую картину.
Самые высокие баллы получили люди с низким когнитивным контролем и низкой гибкостью. Учёные предположили, что носители таких генетических вариаций обладают «липким» вниманием — сниженной фильтрацией стимулов и слабым подавлением «шума».
Такие особенности помогают людям учитывать то, что не видят остальные: что‑то, казалось бы, неважное и не относящееся к делу. Часто именно это позволяет создать принципиально новые идеи.
В то же время люди с таким типом внимания, как правило, более чувствительные и чаще отвлекаются. Возможно поэтому их достижения чаще касаются искусства, чем науки, где требуется больше когнитивного контроля и концентрации.
Таким образом, гены действительно могут влиять на способность к творчеству, но при этом они не определяют успех в реальной жизни. Более того, несмотря на генетическую предрасположенность, гибкость мышления и его стабильность можно развивать. Главное — ориентироваться на то, чего именно вам не хватает.
Станьте первым, кто оставит комментарий