Где взять время на любимое хобби и как превратить его в профессию
Как полюбить работу над проектом?
«Люди специальностей, связанных с рисованием, не любят слово „вдохновение“», — считает Урюрюк, создательница комиксов «Море волнуется» и «Дрязготня и склоки».
Но эта глава как раз о вдохновении. А ещё о систематизации работы и умении завершать начатое.
Начинать всегда легко… Полно планов и энтузиазма, горизонт обманчиво близок. А вот делать комикс день за днём, иногда через лень и «не хочу» и переделывать, при этом не теряя интереса и фокусировки, — непросто.
Александр Ex Макаров
художник
Интересно, что сценаристы чаще, чем художники, отвечают, что верят во вдохновение. Но авторы и текстов, и графики полагают, что не получится строить работу только на нём.
Евгений Мацкевич работает пикчером в паблике «Образовач» и популяризует науку с помощью смешных мемов. Создав с коллегами тысячи картинок и комиксов, он пришёл к выводу, что вдохновение — своего рода миф, а творчество — навык, который можно улучшить постоянной тренировкой: «Ожидать вдохновения бессмысленно. Когда перед тобой творческая задача и ежедневно необходимо генерировать интересные идеи, единственное, что требуется, — начать рисовать».
По мнению сценариста и редактора Михаила Заславского, говорить о вдохновении имеет смысл прежде всего в контексте авторских комиксов — индивидуальных проектов, которые пишутся и рисуются, потому что увлекла идея.
«Так придумывалось многое из сделанного во времена комикс-клуба „Ком“, — комментирует он. — С 1992 года я работаю в периодике, полиграфии, а это — производственная цепочка, обязательства, сроки, которые нельзя нарушать. Они и есть главная рабочая мотивация».
Мотивации не существует. Существуют плохо проработанные идеи, которые пока не понятно, как воплощать. Ещё творческое выгорание, которое почему-то называют «отсутствием мотивации».
Таня Папушева
художник и соавтор веб-комикса «Свитки Ерундзы»
Другие комиксисты могут всё же сказать, что помогает им не бросать.
Сценарист Кирилл Ковальчук (комикс «Серые будни магов») наблюдает за писателями, художниками, музыкантами в Instagram* и на Facebook*: «Понимаю, что хочу быть не хуже… Вдохновляют люди. Те, кто зарабатывает и живёт тем, что искренне любят».
Если есть хороший сценарий и история, в которых вы уверены, скорее всего, вас будет не оторвать от процесса рисования. Осталось только сделать хороший сценарий.
Дядя Ветер
художник
Поводом создать комикс может стать участие в тематическом конкурсе, фестивале, челлендже. Ищите те, где вас заинтересуют задание, награды или уровень жюри и участников.
Татьяна Лепихина (Sideburn004) занимала призовые места в трёх международных конкурсах манги. Основное, что даёт победа, по её словам, — уверенность в своих силах и возможность дальнейшего роста.
В Москве с 2002 года проводился Международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия». Он побудил начать творить Евгения Борнякова, Ивана Шаврина и других авторов.
В Санкт-Петербурге подобным катализатором стал «Бумфест». Благодаря ему комиксами занялись Ольга Лаврентьева и Юля Тар.
Часто на свой комикс толкает просмотр чужих работ. Вот как это описывает карикатурист и автор стрипов Ник Арагуа: «Смотри, — говорит история, — меня мог придумать и ты, если бы не бездельничал. Иди и попробуй сделать что-нибудь получше».
North Carolina придаёт сил возможность печататься: «Счастье начало переполнять меня, ещё когда первый раз написали из издательства: „Давай мы тебя издадим“. На радостном чувстве я жила и рисовала комикс полгода, корпела над ним по ночам».
Один из способов мобилизовать себя — назначить чёткие сроки.
Сергей Redisoj Ключников вспоминает, что комикс «Шура и Лунный цветок» готовился специально к фестивалю «БигФест». Требовалось успеть нарисовать, показать издателю и напечатать: «Мне уже стыдно было сидеть в комикс-зоне, на Аллее авторов, с наклейками, открытками, значками и артбуками. Есть задача, дедлайн. Вот и пытаешься в него уложиться, делая всё возможное и невозможное».
Булат Газизов, художник комикса «Черновик: четвёртая дверь», рассуждает, что, если у вас ничего не выходит или «попросту неохота» — нужно действовать жёстко по отношению к себе, заставлять рисовать, даже если результат не нравится: «Спустя какое-то время вы и не заметите того, что не давало работать. Но чтобы работоспособность не терялась, надо делать перерывы, например поиграть в любимую игру, сходить прогуляться или в кино, а лучше всего размяться и позаниматься спортом».
А самая сильная мотивация — отклик читателей.
Помогает внутренняя упёртость, вера в индустрию и любовь к своему делу. Иногда подстёгивает конкуренция, иногда — отсутствие произведения, которое ты хотел бы видеть на полках. Но больше всего вдохновляют отдача и реакция читателей, осознание, что ты кого-то вдохновил или просто сделал чей-то день лучше…
Юлия Варасаби
Где найти время?
До тех пор пока комикс остаётся хобби, а не источником дохода, вам придётся придумывать, как выкроить на него время.
Самое сложное в создании комиксов, по мнению Антона Савинова, — совмещать это «с зарабатыванием денег, семьёй и сном».
Олег Тищенков, автор книг «Кот», «Волшебные сказки роботов» и других, рассказывает, что, когда рисование не профессия, труднее всего придумать не персонаж или сюжет («это можно сделать, гуляя с собакой или на лекциях»), а то, зачем тебе тратить на него несколько недель труда.
«Времени всегда мало», — уверена Варвара Помидор. Выручают расстановка приоритетов и планирование. Варвара делится упражнением, о котором узнала, участвуя в международном проекте «24 часа комикса»: «Смысл в том, что тебе дают тему и за сутки, можно и быстрее, ты должен придумать и нарисовать законченную историю из 24 страниц. Для меня это оказалось сложно, но я получила прекрасный опыт быстрой работы, принятия решений, нахождения новых, не свойственных мне ходов».
Задаю себе сроки, расписываю каждый день и работаю. Помогает то, что я научилась обдумывать, придумывать, размышлять, представлять варианты эскизов в мыслях, когда делаешь что-то совсем другое, например идёшь в магазин, готовишь, моешь пол.
Варвара Помидор
Пример планирования приводит Елизавета vitaRäven Воронина, автор комиксов, преподаватель и теоретик комиксологии. Детальные эскизы она рисует «урывками» на неделе, а чистовые страницы — на выходных. В среднем получается две страницы в неделю, и можно рассчитать, сколько времени понадобится на создание итогового комикса: «Приходится работать везде. Миниатюры с раскадровкой делаются на остановке, в очередях к врачам, в банке, на почте… После я обычно даю себе пару месяцев отдыха, но всё равно урывками пишу кусочки сценариев и рисую концепты».
Дмитрий Осипенко, в числе изданных работ которого «Медный всадник», комикс-адаптация поэмы, тоже готовит ежедневный план, чтобы успеть к дедлайну. Но план не помогает: «Половину времени залипаю на Pinterest, а в оставшееся… пытаюсь успеть всё».
Лена Мурзина сочиняет комиксы по дороге с работы: «В автобусе круто придумывать сюжеты, наверное, потому, что окна похожи на панели страниц».
Рейтинг важности дел предлагает составить Дмитрий Nikls Никулушкин. Всё, что в рейтинге ниже комикса, можно «приговорить». Если же на последнем месте оказался сам комикс — это повод задуматься, браться ли за него.
На взгляд Андрея Плотника, нарисовавшего «Боргот-опустошитель» и «Остров маньяков», «если можете уделять своему хобби хотя бы час в сутки — вы уже обладаете достаточным запасом времени, чтобы создавать комиксы… Некоторые за час успевают страницу сделать. Зависит от того, какой стиль вы используете».
В создании комикса, на который нет времени, действует основное правило: «Ни дня без строчки». Главное — регулярность. Например, я работаю над комиксом «Экспедиция» по 2–4 часа в день. Специально встаю в шесть утра. Дело, конечно, идёт медленно, за год продвинулся процентов на 30, но всё же идёт.
Владислав Серов
Олег Грин, художник комикса «Паша Техник», создавал его параллельно с работой дизайнером: «Никаких уловок нет. Если ты хочешь — рисуешь, если нет — не рисуешь. В шесть вечера рабочий день кончается, и я приступаю к комиксу, рисую часов до трёх ночи, при большей загруженности — до пяти или пока не начну делать ошибки от усталости».
В Bubble я работаю по ночам, так как моя основная занятость — концепт-художник в игровой индустрии. Чтобы всё успевать, приходится жертвовать многим, иногда выходными, но когда любишь свою работу, это в радость.
Эрик Erik-diziron Брагалян
Иван Хорошев предлагает сотрудничать с писателями, редакторами, другими художниками: «Необязательно играть в героя и делать всё одному». И добавляет, что умение работать в команде пригодится и тем, кто решит не связывать жизнь с комиксами.
Когда вы делите работу со сценаристом или колористом, вы можете мотивировать друг друга и ответственность за сроки у вас не только перед собой… Тайм-менеджмент — ваша слабая сторона? Найдите команду.
Юлия Варасаби
Для экономии времени многие авторы выбирают короткие комиксы — стрипы. С ними можно «загореться идеей или удачным графическим решением и сделать всё быстро, не успев охладеть», — считает комиксист Илья Lizard Юдовский.
Дмитрий Нарожный, автор сборника «Виталий. Немодный Иллюстратор», рассказывает: «Я долго „копил скилл“. Распространённая проблема: „Я ещё недостаточно хорош“. А потом, под 40 решил, что можно и не дождаться, и стал рисовать стрипы. Как мне казалось: что писатель напишет на десятках страницах, я нарисую быстрее и красивее и безо всякого умения в сочинении. На самом деле нет. Но начал я комфортно — чёрно-белая полоса».
Анастасия Киселёва, создательница паблика «Cathvader illustrations. Тот самый иллюстратор», публикует стрипы на три-четыре кадра: «Иногда удаётся нарисовать комикс минут за 20, если идея нравится и хочется её воплотить в жизнь».
Впрочем, ещё один совет: не торопиться.
Не надо думать, что комикс — большое и трудозатратное дело. С таким настроем ничего не выйдет. Нужно просто делать по чуть-чуть каждый день. И будет успех. Не стесняйтесь прерываться на другие истории, так как от долгой работы над одним и тем же комиксом можно устать.
Илья Обухов
Анна Lumbricus Сучкова говорит, что 10 лет не могла завершить большой комикс, всегда находились дела. По её опыту, «нет времени» — это иллюзия, самообман: «Я рассмотрела приоритеты, поняла, что пора закрыть долги, и за короткий срок покрасила 50 трудоёмких и живописных листов. У меня маленький ребёнок, домашние заботы и работа на фрилансе… Я смогла доделать комикс, потому что было желание. За деньги с горящими сроками и ждущими клиентами несложно работать быстро. Когда клиента нет, кажется, что проект подождёт. А если есть желание — время находится».
Дмитрий Лященко — главный редактор «Ситиселебрити», крупнейшей в России краудсорсинговой платформы. Она помогает людям поверить в себя и раскрыть свои таланты, а работодателям — найти лучших работников и креативные решения своих задач.
Для книги «Как выжить в индустрии комикса. Советы от профессионалов» Дмитрий поговорил с сотнями комиксистов. Он собрал их опыт в руководство для всех, кто мечтает о карьере в этой индустрии. Вы узнаете ответы на самые главные вопросы, научитесь создавать персонажей и писать сценарии, а также поймёте, что делать, когда комикс готов.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий