«Где Анна Франк» — фэнтезийный мультфильм, напоминающий о страшных событиях
5 мая на российские экраны выходит мультфильм Ари Фольмана «Где Анна Франк». Этот режиссёр прославился на весь мир в 2008 году, когда снял «Вальс с Баширом». В почти автобиографическом произведении автор разбирал свои воспоминания о ливанской войне.
На сей раз Фольман снова пересказывает реальные события в необычной форме. Взяв за основу знаменитый дневник Анны Франк, режиссёр визуализирует переживания девочки во времена холокоста. Но, в отличие от «Вальса с Баширом», теперь Фольман не ограничивает себя документальными фактами. Он превращает действие в фэнтези, а заодно и проводит параллели с современным миром.
Последняя составляющая кажется слишком прямолинейной и где‑то даже притянутой, однако это не портит впечатления от просмотра. Изящный мультфильм поднимает важные темы, но делает упор не на страшные факты, а на личные переживания.
«Где Анна Франк» показывает войну и несправедливость глазами ребёнка
Дневник Анны Франк — одно из важнейших свидетельств преступлений нацистов во времена Второй мировой войны. Еврейская девочка записывала основные события жизни и свои переживания в виде писем некой Китти. В наши дни оригинал хранится в музее в Амстердаме.
Однажды ночью дневник оживает. Из чернил материализуется рыжеволосая девочка, которую когда‑то придумала Анна, — та самая Китти. Она не знает, что война давно закончилась, и хочет найти свою подругу (то есть создательницу). Блуждая по улицам, героиня узнаёт, что Анна давно уже стала неким вдохновляющим символом. Китти вспоминает судьбу подруги и параллельно пытается повлиять на происходящее в современном мире.
Война и трагедии глазами ребёнка — идея стандартная для искусства, в частности для кино. О Второй мировой сняли фильмы «Иди и смотри», «Жизнь прекрасна» и даже «Кролик Джоджо». Но это не значит, что тема исчерпана или хотя бы банальна. В первую очередь потому, что Фольман обращается именно к первоисточнику, из которого зародились многие подобные работы. И именно этот израильский режиссёр, родители которого попали в Освенцим в те же дни, что и семья Франк, смог правильно расставить акценты.
В части, которая посвящена Анне, кажется, жестокость не показывают вовсе. Но именно от простоты происходящего на экране становится жутко. Поначалу девочка расстраивается, что её не пускают в кино. И тут же показывают, как из класса один за другим исчезают ученики. После того как семья перебирается в тайную квартиру в Нидерландах, герои часто шутят. Но даже в глупом юморе проскакивают ассоциации с войной. И первый поцелуй девочки произойдёт во время наблюдения за бомбардировкой.
В отличие от главных героев «Кролика Джоджо» и ленты «Жизнь прекрасна», юная Анна вполне осознаёт происходящее. Просто бороться с ним она пытается при помощи своей фантазии, мысленно отправляя на врагов отряды своих любимых киногероев — это, возможно, самая сильная сцена за весь мультфильм.
Увы, у этой истории не может быть даже формального хеппи‑энда: всем известно, что Анна Франк не выжила в лагере. Однако и в этом мрачном финале Фольман не склоняется к слишком жестокому реализму. Он словно превращает поезд, идущий в Освенцим, в ладью Харона, а сам лагерь — в царство мёртвых.
Помимо очевидной параллели с грядущей смертью, в таком ходе есть и ещё один подтекст: за годы, прошедшие с момента трагических событий, история Анны Франк превратилась почти что в миф. И этому посвящена вторая сюжетная линия. Увы, не такая стройная.
Параллели с современностью кажутся притянутыми
Бродя по миру, Китти постоянно наталкивается на упоминания Анны Франк. И даже на прямой вопрос, где её подруга, прохожие отвечают: «Она везде». Погибшую девочку давно сделали символом невинных жертв. Вот только многие забыли, что это был простой живой человек. Воспоминания и эмоции подменили памятниками и могилой, над которой можно поплакать чётко по расписанию.
Возможно, что это нормально для любого исторического события, у которого с каждым годом остаётся всё меньше живых свидетелей. Но проблема в том, что, бесконечно говоря о важности произошедшего, люди попросту не выносят из этого никаких уроков.
Увы, эту мысль Ари Фольман подаёт буквально в лоб, часто прибегая к манипуляциям. Он проводит прямую параллель между высылкой евреев в лагеря в 40‑х и агрессией к беженцам, не по своей воле попавшим в Нидерланды и Германию, в наши дни.
Если на протяжении большей части действия это всё-таки удаётся спрятать за динамикой, двумя сюжетными линиями и живыми эмоциями, то к финалу мультфильм на несколько минут превращается в плакат с лозунгами.
Но автора не хочется за это ругать всерьёз. Фольман высказывает правильные и важные мысли, а излишняя простота лишь отражает жанр: всё-таки «Где Анна Франк» — почти сказочная история. Возможно, она заставит кого‑то задуматься об, увы, вечно актуальной проблеме бегства от войны. И это уже хорошо.
Автор подаёт серьёзные темы в виде комикса
Как и в случае с «Вальсом с Баширом», для отражения реальных событий Фольман использует анимацию. Причём он не склоняется к 3D‑графике, а превращает происходящее в оживший комикс. Это заставляет вспомнить о других аналогичных работах, например о «Персеполисе» Маржан Сатрапи: графический роман о революции в Иране сама автор превратила в мультфильм. Или об одной из самых сильных историй о холокосте — комиксе «Маус» Арта Шпигельмана, получившего за эту работу Пулитцеровскую премию (писатель, кстати, отказывается экранизировать своё произведение, собираясь продать права только в случае крайней нужды в деньгах).
«Где Анна Франк» тоже вырос из графического произведения, которое Фольман вместе со своим постоянным напарником — художником Давидом Полонским — выпустил в 2017 году.
Теперь же Фольман использовал приёмы из комиксов и на экране. Нацисты в его версии напоминают то ли дементоров, то ли назгулов: у фигур в огромных чёрных плащах безглазые белые лица. Тёплые тона домов, где живёт Анна, контрастируют с холодными цветами опасных улиц. То и дело на экране визуализируются сны, фантазии и даже шутки. А однажды юная героиня и её приятель даже попадают внутрь старого радиоприёмника и гуляют среди ламп.
Такой подход добавляет произведению сказочности. И тем более жёсткими воспринимаются происходящие с героями события.
Возможно, «Где Анна Франк» в отдельных сценах пытается манипулировать зрителем, проводя явные параллели между нацистской оккупацией и нынешними проблемами. Но даже эту плакатность мультфильму можно простить. Ведь в первую очередь он напоминает, что все герои, превратившиеся в легенды, когда‑то были людьми. А Анна Франк и вовсе застала трагические события ребёнком. И в данном случае важнее вспомнить не о символах и историческом значении, а о личных переживаниях одного маленького человека.
Станьте первым, кто оставит комментарий