Ловушки фриланса. Как начинающему фрилансеру стать топовым специалистом без связей и опыта
Сегодня фриланс стал воплощением свободы в самых разных её смыслах — творчества, самовыражения, перемещения, финансов, стиля жизни и распорядка дня. Всё больше специалистов рассматривают фриланс как соблазнительную альтернативу традиционной офисной работе, в то время как компании с энтузиазмом переходят к аутсорсингу проектов и даже функций.
Любопытно, что большинство начинающих фрилансеров проходят через схожие этапы профессионального развития, несмотря на всё разнообразие индустрий и специализаций, открытых для фриланса. Понимание специфики этих этапов позволяет правильно расставлять приоритеты и избегать опасных ловушек, добиваясь успеха даже без связей, опыта или формального образования.
Попробуем разобраться, что это за этапы и как их успешно преодолеть.
Этап 1. Непризнанный гений
Вас никто не знает, вам никто не доверяет, вы подаётесь на сотни проектов и не получаете даже электронных писем с отказом. Вас просто не существует в мире фриланса.
Цель этапа — создать внушающий доверие профайл.
Что делать
Зарегистрируйтесь на ведущей фриланс-платформе в вашей сфере, для начала вполне достаточно одной. Далее — fake it until you make it. Чётко и кратко обозначьте свои навыки и профильное образование или сертификаты, добавьте свою фотографию с жизнерадостной улыбкой и напишите приветливое обращение с пожеланием работать вместе.
Не стоит волноваться, если у вас отсутствует соответствующее вашей специализации образование, это легко восполняется с помощью портфолио и отзывов.
Портфолио — самый главный элемент вашего профайла. Если у вас нет портфолио и вы надеетесь создать его, начав работать на платформе, то данный этап у вас будет значительно длиннее необходимого и, вероятно, приведёт к депрессии.
Портфолио с примерами проектов, на которые вы в идеале рассчитываете, должно быть готово заранее. Это могут быть придуманные проекты или проекты, которые вы сделали для друзей. Главное, чтобы они демонстрировали качество вашей работы. Если уместно, приложите примеры до и после вашего вмешательства, это одно из наиболее эффективных средств привлечения внимания потенциального клиента.
После того как вы создали портфолио, приступите к написанию рецензий на самих себя. Привлеките друзей или семью, создайте несколько проектов и наймите себя на эти проекты. Как правило, после того как в профайле появляется 5–7 рецензий и красивое портфолио, потенциальные клиенты начинают отвечать на письма.
Чего не делать
Не бросайте вашу работу. Создание и раскрутка профайла и портфолио с нуля займут немало времени, и вам потребуется параллельный стабильный источник дохода.
Этап 2. Подающий надежды
Вас наняли на первые проекты, вам платят мало, проверяют часто и дотошно допрашивают на интервью. Вы получаете ответ на 25% разосланных писем.
Цель этапа — подтвердить заявленную репутацию.
Что делать
Вкалывать и развивать коммуникацию
Отчаянно деритесь за проекты, перерабатывайте, будьте на связи в любой момент дня и ночи (благодаря текущему курсу валют лучшие проекты приходят из-за границы), слушайте клиента и выполняйте его пожелания, будьте вежливы и корректны.
При подаче заявки на проект обязательно указывайте несколько способов связи с вами (телефон, Skype, email). Мониторьте цены на услуги ваших ближайших конкурентов и демпингуйте, на данном этапе цена и скорость коммуникаций — ваши лучшие друзья в борьбе за заказчика. Развивайте навыки телефонных переговоров и делового общения, особенно если ваш основной рынок говорит на другом языке.
Если ваш иностранный язык недостаточно хорош, предложите клиенту вести все обсуждения по email под предлогом сохранения всех деталей и пожеланий. Как правило, большинство воспринимает подобный подход положительно и даже выделяет вас среди остальных как наиболее ответственного исполнителя.
Планировать
Поскольку каждый новый клиент всё ещё кажется вам чудом и необыкновенной удачей, возникает соблазн соглашаться на все предложенные проекты. Монитор обрастает файлами с недоделанными заданиями, на столе плодятся кофейные чашки, а email позвякивает письмами от клиетов с недоумённым «Когда я увижу новую версию?».
Вам необходимо начать планировать время и приоритизировать проекты, научиться говорить «нет» или хотя бы адекватно оценивать занятость («Смогу начать через две недели»).
Вести клиентскую базу
Обязательно начните составлять файл с клиентской базой: включите контактную информацию, данные о проделанной работе, специфику общения с данным клиентом, его личные или профессиональные интересы. Начните строить отношения с клиентами, завершение проекта не должно означать полное прекращение общения между вами.
Не стесняйтесь время от времени напоминать о себе, например, в случае смены вашей контактной информации или добавления новых услуг. Можно также поздравить клиента с днём рождения или значимым праздником (не стоит увлекаться, одного-двух поздравлений в год более чем достаточно) или поделиться информацией (представить нужных людей, прислать важную статью и так далее), которая была бы полезна для бизнеса клиента.
На этом этапе вы будете с тоской вспоминать ленивые ланчи в корпоративном офисе и весёлые вечера с друзьями за бокалом вина. Главное — осознать, что он не бесконечен и спустя 30, 80 или 150 проектов (в зависимости от вашей специализации) вас признают профессионалом, достойным уважения и приличной оплаты. Конечно, только в том случае, если отзывы о вашем профайле безупречны и говорят о высоком качестве работы, соблюдении дедлайнов и бюджета и, что немаловажно, о ваших приятных личных качествах.
Чего не делать
Не отказывайтесь от тяжёлых клиентов.
Зачастую именно они становятся вашими самыми горячими сторонниками и приводят надёжный поток проектов через друзей и коллег. Да, возможно, вначале вы потеряете время (= деньги) или немного нервных клеток, но в долгосрочной перспективе вы будете в плюсе.
Этап 3. Топовый специалист
Вы получаете десятки приглашений на новые проекты, у вас есть поток постоянных клиентов, вас рекомендуют в профессиональных кругах как специалиста с хорошей репутацией. Вам платят достаточно, и вы можете выбирать, на какой из проектов вам подписаться.
Цель этапа — cледовать стратегии.
Что делать
Выбирайте проекты, которые в долгосрочной перспективе принесут вам наилучшие результаты. Например, между небольшим проектом корпоративного гиганта и высокооплачиваемым одноразовым проектом выбирайте первый. В случае успеха у вас высоки шансы стать постоянным фрилансером на зеленеющем поле корпоративных проектов.
Постарайтесь также установить дружеские отношения с менеджерами талантов на фриланс-платформах. Они находятся в постоянном поиске надёжных фрилансеров с отличными рекомендациями для корпоративных клиентов платформы. Тщательно отобранный круг талантов получает прямой доступ к компаниям из Fortune 500 и проектам с неограниченными бюджетами.
Чего не делать
Не думайте, что вы незаменимы. Вам простят пару пропущенных звонков или неотвеченных писем, возможно, пару задержанных дедлайнов, прежде чем нанять целеустремлённого и надёжного, как скала, фрилансера вместо вас.
Так что свобода свободой, но внезапно отправляться путешествовать на месяц с незавершёнными проектами не стоит.
Этап 4. Что дальше
В принципе, топовые специалисты уже достаточно свободны, чтобы жить, где им хочется, работать в своём стиле, расти профессионально и творчески. Для кого-то данный этап становится нормой счастливой жизни и идеальной работы на долгие годы.
Кто-то устаёт и устраивается на работу к одному из своих клиентов или их партнёров (что гораздо легче, если вы поддерживаете долгосрочные отношения с помощью своего клиентского файла). Другие постараются перевести персональный успех в создание собственной компании и развитие в позиции менеджера. Вариантов много, и решение за вами.
Описанные этапы дают примерное представление о том, что ожидает начинающего фрилансера на пути к успеху, как лучше к этому подготовиться и каких ошибок следует избегать.
Несмотря на то что фрилансером сегодня стать просто, лишь немногие выходят на уровень топовых специалистов. Понимание этапов и следование базовым советам поможет вам достичь поставленных целей быстрее и с минимальными потерями. Если вы уже прошли этот путь или ещё на полпути, поделитесь с нами вашими впечатлениями, опытом и советами по этапам в комментариях к статье.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Рак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаFoodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии