Страх и ненависть в кинотеатре: как разные фильмы влияют на наш мозг
Исследование, посвящённое фильмам из топа-250 IMDb, показало: в кино мы больше всего любим криминал, драмы, биографии, приключения и триллеры. Что же такого происходит в нашем мозге, что вместо комедий и хэппи-эндов мы выбираем ужасы и трагедии?
Кино любого жанра создаётся таким образом, чтобы вызывать у зрителей определённые эмоции. Это достигается с помощью сюжета, съёмки, музыки, игры актеров и так далее. Например, представьте хоррор с Роуэном Аткинсоном в главной роли или саундтреком из «Джентльменов удачи». Скорее всего, не получится: все элементы жанра должны безошибочно создавать нужное настроение.
Некоторые режиссёры проводят психологические исследования, чтобы понять, вызывает ли сцена, звук или весь фильм нужные эмоции. Этому посвящена относительно новая наука — нейросинематика. Её критики считают, что у каждого зрителя есть свой неповторимый набор переживаний, «включающихся» в кинотеатре. Но со многими открытиями «кинопсихологов» трудно не согласиться. Исследователи из лаборатории нейровизуализации Нью-Йоркского университета утверждают:
«Хичкок умел предвидеть реакции разных участков мозга, включая и выключая их одновременно у всех зрителей; это может быть научным доказательством его известной способности владеть и манипулировать мыслями зрителей».
Кроме элементов жанра, «спусковым крючком» эмоций у кинозрителя выступают зеркальные нейроны. Мозгу не всегда понятно, происходят события на экране или в реальности — он обрабатывает сыгранную актерами драку как реальную, а ранение любимого героя — как собственное.
Разберемся, какие жанры и настроения предпочитают зрители всего мира, и о чём это говорит.
Криминальная драма
Каждый пятый фильм из 250 лучших — криминальная драма. Это самое популярное сочетание жанров. Оно основано на нашем природном интересе к пониманию психологии, к поиску скрытых мотивов поведения людей. Этот интерес сопровождается тревогой и волнением, с которыми мы наблюдаем за тем, как совершается и раскрывается преступление.
11 криминальных фильмов для любителей Тарантино и Смита →
Исследователь психологии кино Торбен Гродал связывает популярность жанра с базовыми человеческими эмоциями: «Поиск, основанный на знаниях, и выслеживание были главными видами деятельности наших предков, охотников и собирателей, необходимыми им и другим животным для выживания. Позже, когда выросли города и стали новыми таинственными джунглями, французские и британские писатели создали новый жанр — детектив — <...> смесь научных методов и поведения охотников и собирателей вроде индейцев — коренных народов Америки».
Другая уникальная для криминальных картин эмоция — «удовольствие вины». Главный герой большинства криминальных драм — преступник. Несмотря на это, мы не можем не сочувствовать Майклу Корлеоне или Тони Монтане. Этот «запретный плод» одновременно пугает и привлекает миллионы поклонников жанра.
Учёные из Северо-Западного университета Иллинойса выяснили:
«Чувство вины связано с удовольствием, потому что чаще всего, когда возникает удовольствие, мы испытываем чувство вины. Когда активизируется удовольствие, включается и чувство вины, и в нашем мозге со временем оба эти чувства становятся связанными».
Кроме эмоций, в криминальных лентах мы черпаем знания о людях, чаще всего о скрытых, «тёмных сторонах» человеческой души, учимся решать жизненные проблемы, с которыми сталкиваемся в жизни.
Есть вероятность, что криминальные драмы способны и «испортить» психику: зрители, тысячу раз видевшие убийства и насилие на экране, могут привыкнуть к ним и стать циничными.
Драма
Драма вызывает у нас сочувствие, волнение за главного героя или печаль в случае трагической концовки. В результате таких переживаний зрители испытывают катарсис и вместе со слезами освобождаются от собственных тяжёлых чувств.
Главным положительным эффектом драм многие учёные считают развитие эмпатии и социального интеллекта — способности считывать чувства и настроения, понимать «боль» другого человека и действовать сообразно этому.
Просмотр фильма — это групповая деятельность, в её центре — элементы социального ритуала как средства достижения группового единства <...>. Очевидна центральная роль таких ритуалов в передаче социального знания о рождении, браке и смерти. Трагические истории ценны всегда, потому что позволяют людям совместно проживать экзистенциальные эмоции».
Торбен Гродал
исследователь психологии кино
Существуют также свидетельства того, что совместный просмотр грустных фильмов «синхронизирует» мозг зрителей: если хотите лучше узнать своего партнёра и сблизиться, посмотрите вместе хорошую драму.
10 лучших мелодрам последних лет →
Однако во всём важна мера: избыток драм может спровоцировать развитие гипертревожности (или, если дословно перевести английский термин catastrophising worries, — «преувеличение тревоги до уровня катастрофы»), фокусировку на проблемах любимых героев (особенно это касается сериалов, где герои становятся практически родными) и отвлечение от собственной жизни.
Биография
Когда мы смотрим на жизнь знаменитого человека, то испытываем двойственные чувства. По словам исследователей, восхищение и любопытство может сменяться завистью. Первое мотивирует нас к развитию, второе, наоборот, заставляет концентрироваться на своём несовершенстве и тормозит развитие.
Тренер по личностному росту Джефри Дэвис советует начинать работу над собой с поиска наставника:
«Творчество и достижение мастерства включает в себя изучение жизни мастера».
Для этой цели прекрасно подходят биографические драмы, где изображаются истории успеха и ошибки, на которых можно учиться. Байопик способен вдохновить, подтолкнуть к духовному развитию, показать конкретные техники мастерства виртуального учителя, характер выдающейся личности и способы преодоления жизненных проблем.
15 хороших фильмов, основанных на реальных событиях →
Возможным негативным эффектам увлечения биографиями чаще всего подвержены обладатели незрелой психики (чаще всего дети и подростки). Речь идёт о слепом подражании, копировании образа звезды и, как следствие, потере индивидуальности. А если успех личности слишком велик и недостижим, то вместо вдохновения он будет вызывать зависть и гнев.
Приключения
Фильмы-действия (боевик, приключения, военные, вестерны, спортивные) стимулируют выброс адреналина, поэтому зрители испытывают гнев и агрессию, волнение и — вместе с героем — прилив смелости.
Боевики и приключения крайне популярны сегодня благодаря тому, что дают зрителям быстрое ощущение успеха: герой (с которым возникает эмоциональная связь) проходит через невозможные препятствия, голыми руками побеждает десятки врагов и самого главного злодея в конце. Зрители побеждают вместе с ним.
Это чувство победы даёт прилив смелости, решительности и уверенности в своих силах.
Ярче всего мы переживаем эти эмоции сразу после выхода из кинотеатра, но можем вернуться в то состояние, вспомнив ключевые сцены или прослушав саундтрек.
15 фильмов с Джеки Чаном для любителей зрелищных трюков, боевых искусств и хорошего юмора →
Отрицательными эффектами экшенов исследователи считают жестокость и агрессию — драки, убийства и насилие изображаются здесь слишком красочно, а герой всегда побеждает. Цепочка «насилие → победа → успех» для кого-то оказывается слишком привлекательной.
Другим минусом для поклонников боевиков является опасность развития у них боязни неудач. Подсознание будет искать победы во всех ситуациях, ведь герои в кино никогда не проигрывают. Но реальность полна провалов, падений, ошибок и слабостей. Игнорируя их, невозможно стать действительно сильным.
Героизм требует от человека ухода от своего нормального мира, от привычного поведения. Герои не обычные люди, они превосходят обычность.
Филип Джордж Зимбардо
социальный психолог
Есть и не психологический фактор-минус: учёные из Корнеллского университета доказали, что любители экшенов едят вдвое больше. Эмоциональный голод при отсутствии приключений заставляет искать быстрые яркие эмоции в куске торта или копчёной куриной грудке.
Триллер
Вторая по популярности «адреналиновая» группа жанров — триллеры и хорроры. По силе воздействия учёные сравнивают фильмы ужасов с экстремальными видами спорта: тревога и страх вызывают резкий скачок адреналина, кортизола, учащение пульса и повышение давления. Почему мы подвергаем себя таким испытаниям? Ответ вновь в чувстве катарсиса, знакомом нам по драматическим фильмам.
Идеи в кино чаще всего обращены к эмоциональной, а не рациональной сфере, поэтому фильмы могут нейтрализовать инстинкт подавления чувств и высвобождать скрытые эмоции. Такая эмоциональная разрядка в кино открывает двери, которые иначе остались бы навсегда закрытыми.
Биргит Вольц
психолог
Странно, но фильмы ужасов помогают некоторым преодолеть свои страхи. Механизм достаточно прост: мозг сталкивается с опасной ситуацией в безопасном месте, например дома на диване. Ничего страшного в результате не происходит, и цепочка «страх → опасность» в подсознании разрывается. Происходит потеря чувствительности к этому страху.
13 малоизвестных фильмов ужасов, которые заслуживают просмотра →
Хотя чаще эксперты говорят о вреде триллеров и ужасов для нашего мозга. Самая распространённая их опасность — это возникновение новых страхов, ассоциирующихся с тем, что испугало в кино. Например, после некоторых культовых хорроров рождается боязнь зеркал, кукол или клоунов и других объектов, не обладающих реальной опасностью. В первую очередь проблема касается впечатлительной детской психики.
Если есть что-то, о чём вы хотите забыть навсегда, то также избегайте «страшилок»: они способны запускать воспоминания о психологических травмах, пережитых в прошлом, и могут спровоцировать депрессию.
Многие относятся к кино исключительно как к развлечению. Но на самом деле это сильное средство, воздействующее на мозг и тело. Об этом стоит задуматься при выборе следующего фильма для просмотра. А также о том, почему вам хочется именно такого настроения.
Станьте первым, кто оставит комментарий