«Злое» — красивый, но нестрашный пустяк от автора «Пилы» и «Астрала»
Фильм ужасов «Злое» появится в кинотеатрах 9 сентября (хотя в некоторых городах уже начались ранние показы). Режиссёром и соавтором сценария стал Джеймс Ван, который больше всего известен как родоначальник серии «Пила» и создатель популярных франшиз «Астрал» и «Заклятие».
Джеймса Вана по праву можно считать королём коммерческого хоррора. В середине 2000‑х он вернул к жизни жанр ужасов, который тогда переживал упадок. В частности, постановщик стал уделять много внимания атмосфере и сюжету.
Сделав себе имя, Ван долгое время не снимал страшилки (лишь в 2018‑м году поставил кинокомикс «Аквамен»), зато сосредоточился на продюсерской деятельности. Поэтому было вдвойне интересно узнать, чем обернётся попытка режиссёра войти в знакомую реку. Ведь его прежние работы привносили в жанр новизну и давали начало громким франшизам.
Только в этот раз каких‑то невиданных приёмов ждать не стоит. Вроде бы авторский почерк Вана узнаётся мгновенно, да и задумка неплоха. Но «Злое» при этом совершенно не пугает.
Из ужасного — только ужасно предсказуемый сюжет
Действие начинается в 1993 году в закрытой психиатрической клинике, где группа врачей сталкивается с агрессией неизвестного существа. Уже в наши дни симпатичная молодая женщина Мэдисон ждёт ребёнка. Она пережила несколько выкидышей в прошлом и поэтому очень боится за свою текущую беременность.
Но героине и в этот раз не суждено стать мамой: муж жестоко её избивает. Сразу после этого в дом вламывается сущность, от присутствия которой электроприборы ведут себя странно. Страшилище убивает тирана, а женщина каким‑то чудом остаётся в живых, но теряет ребёнка.
Затем происходит целая серия нападений по всему городу. Виноват всё тот же монстр. При этом героиня ощущает с тварью тесную связь: её посещают галлюцинации, в которых она видит подробности убийств. В происходящем Мэдисон помогают разобраться бойкая сестра и двое неравнодушных детективов.
Вполне вероятно, что бывалые любители экранных ужасов уже начали понимать, в какую сторону развернётся сюжет. Он и правда поражает своей предсказуемостью, а персонажи — нелогичностью поступков (к этому мы ещё вернёмся).
Происхождение монстра наверняка напомнит некоторым фильм Франсуа Озона «Двуличный любовник». Вот там очень похожая интрига раскрывалась изящнее и имела в разы больше смысла. В «Злом» же зрителя как будто держат за дурака, которому всё нужно объяснять.
При этом нам известно не больше, чем персонажам. Но те всё никак не могут разобраться в происходящем, хотя сюжетный твист шит белыми нитками, а в английской версии разгадка считывается даже из самого названия картины.
Крутые операторские решения и завораживающая палитра красок
Джеймса Вана многие любят за его визуальный почерк, который выделяет режиссёра среди прочих. И операторская работа в «Злом» на высоте: камера свободно движется вокруг героев, следует за ними по пятам, пролетает над их головами. Не хуже удались Вану и статичные планы с продуманной симметрией: такие хоть вешай на стену.
Об истоках всей этой красоты постановщик рассказал фанатам в социальных сетях. Он вдохновлялся любимой классикой кино: работами Брайана де Пальмы и Дэвида Кроненберга. Кроме того, «Злое» взяло очень многое из фильмов джалло. Это такие винтажные итальянские триллеры с эффектными кровавыми сценами, откуда Ван заимствовал свою любовь к зловещему красному свечению.
Цветами, и особенно их сочетаниями, в «Злом» нельзя не любоваться. Особенно в сценах, где соединились холодный синий, тёплый жёлтый и любимый Джеймсом Ваном алый. Да и в целом лента, надо признать, снята со вкусом.
Беспомощные диалоги и непроходимо глупые герои
Однако вся вера в фильм рушится, когда персонажи открывают рты или что‑либо делают. Больше всех поражает своими поступками главная героиня в исполнении Аннабелль Уоллис. Нежелание уезжать из дома, где при странных обстоятельствах недавно убили её мужа и едва не прикончили её саму, девушка мотивирует просто: она же тут живёт.
Опытный детектив при встрече с убийцей не спешит вызывать подмогу, а предпочитает разобраться с монстром сам, причём его не останавливают нанесённые увечья. Сестра Мэдисон изучает важные бумаги прямо там, где их нашла. Кстати, нужные документы, проливающие свет на прошлое родственницы, умудрились не затеряться в архивах, а лежат на видном месте.
Некоторые вещи показывают, видимо, просто потому, что они красиво выглядят в кадре. Например, в одной из сцен сестра главной героини появляется в платье принцессы. Такой образ объясняют тем, что девушка работает аниматором. Но эта информация ничего не добавляет характеру персонажа и никак не влияет на сюжет. Просто режиссёру так захотелось.
История с домашним насилием тоже смотрится как заплатка, которую наспех налепили из‑за актуальности темы. А может и для того, чтобы зрители не жалели о смерти героя (тем более что о нём даже особо не вспоминают). А ещё остаётся совсем непонятным, почему монстр умеет управлять электричеством и зачем ему это нужно.
Множество клише и отсутствие саспенса
Вероятно, всё это было задумано как хитроумная постмодернистская игра, но то, что у другого режиссёра могло выглядеть необычно, у Вана превратилось в набор штампов. Зрителей ждёт винегрет из банальностей: злодейский смех, жуткие звонки, пугающие (на самом деле нет) дети, готический особняк, участливый коп и его скептически настроенная коллега. Скучали по заброшенным психиатрическим больницам, где повсюду валяются инвалидные кресла? Здесь как раз такая будет.
Но самая большая проблема фильма в том, что он нестрашный. Ни одна сцена, даже те, в которых есть скримеры, не создаёт достаточно напряжения. Антагонист же вообще не пугает. Больше того, вид злодея вызывает неловкий смех, особенно ближе к финалу, когда монстра покажут во всей красе. А ведь мало что говорит о качестве хоррора красноречивее, чем хихиканье в зале. Особенно если кино не заявлялось как комедия ужасов или нарочито абсурдный треш.
Вырежи Джеймс Ван из ленты 15–20 минут, она бы ничего не потеряла, кроме бессмысленных диалогов. Фильм не слишком страшный, недостаточно забавный, а ещё вы, скорее всего, почти сразу его забудете. На фоне современных умных ужастиков «Злое» смотрится совсем слабо. Что касается отсылок к джалло, сдуть пыль с работ Дарио Ардженто и Марио Бавы куда лучше удалось Луке Гуаданьино в ремейке «Суспирии» и Питеру Стриклэнду в «Маленьком красном платье».
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Как улучшить родной город: 5 проектов, которые помогут преобразить окружающее пространство своими силами
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
Реклама