«Женщина в окне» с Эми Адамс притворяется фильмом Хичкока. И это очень красивое зрелище
14 мая на Netflix вышел детективный триллер Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс в главной роли. До стримингового сервиса фильм добрался через производственный ад. Сначала из‑за провальных тестовых просмотров от картины отказались в 20th Century Studios. После этого ленту пришлось фактически снимать заново.
Затем «Женщину в окне» взялась было продюсировать студия Уолта Диснея, но тоже передумала. Впоследствии из‑за пандемии премьеру готового фильма несколько раз передвигали и, наконец, продали права Netflix.
Сюжет, основанный на одноимённом романе Эй Джей Финн, рассказывает о бывшем детском психологе Анне Фокс (Эми Адамс). Женщина страдает агорафобией — боязнью открытых пространств, поэтому уже давно не выходит из дома и спасается от скуки, разглядывая в бинокль чужие окна.
Однажды в здание напротив въезжает Алистер Рассел (Гари Олдман) с женой Джейн (Джулианна Мур) и сыном‑подростком (Фред Хехингер). Затворница находит общий язык с матерью семейства, но скоро становится свидетельницей убийства — её новую подругу закалывает ножом неизвестный. Отныне жизнь Анны переворачивается с ног на голову: полиция не верит её показаниям, да и сама она уже начинает сомневаться в том, что видела.
Правдоподобный рассказ о ментальном расстройстве
Британский режиссёр Джо Райт берётся за самые разные жанры, будь то биография Уинстона Черчилля («Тёмные времена») или даже остросюжетный боевик («Ханна. Совершенное оружие»). Однако больше всего он прославился как автор костюмного кино и экранизаций книжной классики («Гордость и предубеждение», «Анна Каренина»). Над детективами и тем более триллерами Райт ещё никогда не работал, зато в его копилке есть история музыканта, страдающего шизофренией («Солист»).
Можно уверенно сказать, что режиссёр вновь прекрасно передал ощущения человека с ментальным заболеванием. Так, агорафобы боятся не только покинуть свою квартиру, но и того, что в случае беды не получат помощь. Поэтому героиня всегда держит под рукой телефон и даже спит с ним, а при любой опасности сразу за него хватается. И страшно паникует, когда мобильного не оказывается на месте.
Погрузить зрителя в эмоциональное состояние Анны режиссёру помогают и художественные средства, в частности звуковое оформление. Над музыкой, кстати, работал знаменитый Дэнни Эльфман. Специально для картины композитор написал немного старомодный саундтрек, как в нуарных детективах. Такая мелодия отлично дополняет происходящее и напоминает о великом кинематографе прошлых лет, которому Джо Райт явно старается отдать дань уважения.
В то же время смотреть фильм неуютно: зрителю буквально не дают находиться в тишине. Шумит телевизор, автомобильные дворники, радио, и даже персонажи постоянно перебивают друг друга, а музыка накладывается на их реплики. Из‑за этого порой кажется, что сходишь с ума вместе с героиней.
Изобретательный визуальный ряд с отсылками к старому кино
По сюжету Анна не может покинуть дом, но это совсем не значит, что фильм статичный или нудный. Разнообразные операторские приёмы не дают соскучиться и вдобавок вносят нужные штрихи в атмосферу нарастающего безумия. Камера Брюно Дельбоннеля, любимца Тима Бёртона, пикирует с воздуха или показывает героев сквозь зарешеченные окна. Причём визуальный ряд как будто нарочито избыточен, а в кадре всё меняется каждую секунду.
Цветовая палитра тоже невероятно красива: спокойный синий передаёт домашний уют, тревожный жёлтый возникает в самые острые моменты, а комната главной героини — её персональная зона комфорта — выполнена в розовых оттенках.
Ещё одна интересная находка режиссёра — многочисленные референсы к старому кино, о которых мы упоминали выше. Даже сюжет фильма сам по себе отсылает к легендарному «Окну во двор» Альфреда Хичкока, где герой тоже наблюдал за жизнью соседей. А ближе к финалу один из персонажей «Женщины в окне» орудует кухонным ножом, словно Норман Бейтс в «Психо». Помимо этого, невозможно не вспомнить «квартирную трилогию» Романа Полански («Отвращение», «Жилец», «Ребёнок Розмари»), герои которой медленно сходили с ума в своих домах.
Иногда отсылки, которые вставляет Джо Райт, — это не просто трибьют прошлому, но и элемент атмосферы. Например, Анна любит смотреть старые чёрно‑белые картины. И одно это по ходу развития сюжета вызывает в зрителе сомнения: уж не придумала ли женщина свою гостью под впечатлением от голливудской актрисы Джейн Рассел?
Ну а во второй трети картина, как ни странно, вдруг становится похожей на «Анну Каренину» всё того же Джо Райта, где персонажи проживали свою жизнь буквально на театральной сцене. И выглядит этот эпизод немного странно, но безумно красиво.
Искренняя игра Эми Адамс и слишком выбивающийся финал
Эми Адамс, чья красота в «Женщине в окне» старательно скрыта гримом, уже не в первый раз играет депрессивных героинь с тяжёлым прошлым («Прибытие», «Острые предметы»). И делает она это великолепно: невозможно не верить её отчаянию или не сочувствовать, когда полицейские сомневаются в её здравом рассудке.
Остальные актёры меркнут на её фоне, даже потрясающий Гари Олдман, хотя в данном случае это не его вина: просто артисту дали мало реплик. Ещё меньше экранного времени у Джулианны Мур и Энтони Маки, которые появляются в фильме на несколько минут и к тому же во второстепенных ролях.
Но есть у «Женщины в окне» и недостатки, которые не дают ей стать идеальным фильмом. Прежде всего, это слабая детективная интрига. Развязку фильма легко предугадать, и внимательный зритель, скорее всего, очень быстро поймёт, кто убийца. Да и затворничество главной героини объяснили крайне банально.
Ну а финал и вовсе словно доделали впопыхах. Если основная часть картины радовала саспенсом и дарила настоящее визуальное наслаждение, то в конце происходит резкая перемена декораций. Причём снято это так, будто перед нами концовка в лучшем случае самого обычного сериала, а не интересного авторского произведения.
Если посмотреть на оценки фильма, то простые зрители и кинокритики как будто встали по разные стороны баррикад. Скажем, на агрегаторе Rotten Tomatoes на момент написания обзора видна огромная разница между процентом рейтинга критиков и зрителей (27% против 73%). Сложно сказать, что стало причиной. Но вполне возможно, что профессионалы заранее были настроены скептически, зная про связанный с картиной производственный бардак.
Однако из‑за низких оценок прессы пропускать «Женщину в окне» точно не стоит. Это вполне стоящий фильм с прекрасными актёрами, который не делает ничего революционного, а просто дарит приятные полтора часа.
Станьте первым, кто оставит комментарий