«Я иду играть» — российский скринлайф, посвящённый смертельной игре «Синий кит». Вот почему его стоит посмотреть
25 июня на стриминговом сервисе KION вышел фильм «Я иду играть» — полнометражный дебют Анны Зайцевой (создательницы сериала «Сама дура»). Спродюсировала картину студия Bazelevs, которой на момент съёмок руководил Тимур Бекмамбетов — главный адепт формата скринлайф в мировом кинематографе.
На самом деле «Я иду играть» появился ещё в 2021 году. С того момента фильм уже успел объехать мировые фестивали, получить там награды, выйти в прокат в разных странах и собрать неплохую кассу. Его презентовали на ММКФ в программе «Дикие ночи», но до российских больших экранов он так и не добрался. Кстати, поэтому старые версии картины смотреть не так интересно — у них видеоряд на других языках.
Теперь фильм официально есть и в России. Хотя бы в формате домашнего просмотра, но зато полностью локализованный.
Казалось бы, все темы его устарели: и «группы смерти», и сам скринлайф уже не так на слуху. Однако картине есть чем заинтересовать и удивить зрителей. Хотя какие-то недостатки иногда бросаются в глаза.
О чём фильм «Я иду играть»
Действие разворачивается в Твери в 2019 году. Юля и Дана ведут себя как обычные сёстры-подростки: то ругаются, то мирятся. Но однажды первая по непонятной причине выходит на рельсы прямо перед едущим поездом. Причём заранее ставит камеру, чтобы записать это. Пытаясь понять причины случившегося, Дана находит тайную страницу сестры в соцсети Netbook. Оказывается, та втянулась в игру «Синий кит».
Мама отказывается слышать аргументы дочери, полиция утверждает, что всех организаторов «групп смерти» поймали несколько лет назад. Тогда Дана решает сама вступить в игру, чтобы документировать всё происходящее и вывести убийц на чистую воду. Однако постепенно задания становятся всё жёстче, и девушка теряет контроль над ситуацией.
Вскоре становится ясно, что присылающий задания аноним Ада Морт ещё коварнее. Дана не может выйти из игры, иначе пострадают её близкие.
Фильм «Я иду играть» — редкий удачный скринлайф
Будем честны: времена, когда авторы могли снять действительно захватывающее кино в стиле «найденной плёнки» или показывать действие на экране ноутбука и телефона, уже прошли. Как ни старайся, сюрпризов «Ведьмы из Блэр», «Паранормального явления» или «Убрать из друзей» и «Поиска» не повторить. Формат ненадолго напомнил о себе во времена пандемии. Например, вышел удачный «ковидный» хоррор «Астрал. Онлайн», но это скорее исключение, чем правило.
Возможно, в 2021-м фильм «Я иду играть» выглядел бы чуть свежее или, наоборот, показался бы попыткой запрыгнуть в последний вагон популярности. Сейчас же это интересное напоминание о некогда популярном формате. Но большой плюс картины в том, что авторы не стремятся к полной аутентичности, а просто берут подходящую для сюжета форму.
В отличие от псевдодокументальных скринлайфов здесь есть саундтрек и неплохой саунд-дизайн. Да и визуально всё скорее стилизованно, чем реалистично: чётко подобраны фоны, идеально построены кадры. А картинка всегда плавная — если только по сюжету не нужно, чтобы она оборвалась.
Это не разрушает атмосферу, а просто делает фильм более удобным для просмотра. При этом приятно наблюдать, как режиссёр, дизайнеры и другие создатели старались рассказать историю не только словами: фоновые картинки в гаджетах, обои и плакаты в комнатах, названия чатов, имена людей в переписках — всё это даёт нам больше деталей о характере и жизни героев.
Кроме того, «Я иду играть» — один из немногих сюжетов, в которых постоянная съёмка логично обоснована. Ада Морт заставляет участников снимать происходящее, единственный способ общения у них — переписка и звонки. А Дана всё записывает, чтобы передать полиции.
Хотя ближе к финалу, когда начнутся драки и погони, будет уже трудновато поверить, что подросток не бросил телефон, да ещё и пустил трансляцию. Так что придётся принять эту условность. Но всё же картина напоминает, что формат скринлайфа вполне имеет право на существование, если он аргументирован и толково сделан — не как в «Детях против волшебников».
Картина разбирает проблемы подростков на понятном языке
Пик обсуждений «Синего кита» и «групп смерти» пришёлся где-то на 2016 год. Сейчас уже трудно разобраться, сколько в СМИ было правды, а сколько — слухов и преувеличений. Но проблема действительно существовала, родители паниковали, что привело даже к появлению нового закона.
По слухам, задержка релиза в России связана как раз со слишком тревожным сюжетом. Точно известно, что всё в том же 2021-м фильм показывали специалистам. А после этого перемонтировали и заодно пару раз поменяли название. Сначала было «#хочувигру», потом — Blue_Whale. Конечно, всё это немного странно, ведь картина показывает происходящее с максимально негативной стороны.
Да и вообще, работа Зайцевой посвящена не только «группам смерти». Опасные игры — лишь приём, который раскрывает проблемы и травмы подростков. Недаром истинная причина гибели Юли окажется настолько же трагической, насколько прозаичной.
Трудно не заметить, что где-то авторы перегибают: мама у главной героини выглядит совсем уж глухой к просьбам дочери, а окружающие никогда не поддерживают и только травят людей, совершивших что-то необычное. Хотя, возможно, старшеклассники поспорят с этими тезисами.
И всё же в основе этой истории очень реалистичная тема: потерянность подростков и поиск опоры. А ещё печальный факт, что, используя сочетание заботы и давления, некоторых людей очень легко подчинить себе.
При этом «Я иду играть» ни в одном моменте не склоняется к самой банальной и глупой морали, что подросткам нельзя пользоваться соцсетями или их нужно как-то ограничивать. Скорее напоминает взрослым, что они многого не знают о своих детях. А желание пресекать все проблемы грубостью и ограничениями деструктивно и приводит к новым тайнам.
Триллер иногда перерастает в хоррор
Не будет спойлером сказать, что «Я иду играть» — чистейший триллер без какой-либо мистики. Но в отдельных сценах он построен как вполне толковый хоррор — это делает просмотр ещё более интересным. В скринлайфах вообще редко бывают удачные скримеры (если не брать «Найденные плёнки» из 2007 года). А здесь пару раз отлично срабатывают даже самые банальные громкие звуки и лицо в жуткой маске.
Да и в целом картина неоднократно играет на нервах именно отдельными напряжёнными сценами: то героиня бежит через скоростное шоссе, то копается в мерзкой грязи. А в один момент зрителю дадут себя почувствовать на месте злодея, показывая его руки с ножом (неужели кто-то вернулся к приёмам из джалло 1970-х?). В сочетании с актуальной темой это приближает «Я иду играть» к так любимым сейчас постхоррорам — сюжетам, в которых под видом ужасов рассказывают семейные или социальные драмы.
Конечно, интригу не стоит переоценивать. Догадаться, кто окажется главным злодеем, не так трудно. И даже хитрые ходы главной героини зрителю понятны заранее. Но, кажется, именно на детективную часть авторы не слишком рассчитывали — просто без неё история работала бы намного хуже.
В итоге фильм «Я иду играть» нельзя назвать прорывом или возрождением скринлайфа. В нём много условностей, сюжет предсказуемый, а съёмки слишком хорошие. Но всё же это кино поднимает важную тему проблем подростков — не только в рамках «групп смерти», а вообще в контакте с родителями. А заодно иногда ещё и пугает.
Станьте первым, кто оставит комментарий