«Вонка» с Тимоти Шаламе — праздничный фильм, который радует песнями и верой в лучшее
История мальчика Чарли, который попал на шоколадную фабрику к эксцентричному Вилли Вонке, известна практически каждому. Кому-то — по оригинальной книге Роальда Даля, кому-то — по первой экранизации с Джином Уайлдером. А если говорить о русскоязычных зрителях — чаще по фильму Тима Бёртона «Чарли и шоколадная фабрика» с Джонни Деппом и совсем юным Фредди Хаймором в главных ролях.
Однако предысторию Вонки рассказывали только в последнем, да и то сильно изменив образ загадочного кондитера. Но теперь есть возможность узнать побольше об этом герое. 21 декабря в мировой прокат вышел «Вонка» — приквел, в котором сыграл Тимоти Шаламе. Фильм получился невероятно милым и очень подходящим по стилю к произведениям Даля. Здесь есть много печальных моментов, но ни на секунду не возникает сомнений, что добро победит, а обаятельные главные герои будут счастливы.
Это добрая сказка для всей семьи
Молодой мечтатель Вилли Вонка (Тимоти Шаламе) приезжает в некий город, где шоколад доступен только богачам. Он планирует открыть магазин сладостей, рассчитывая на своё мастерство, страсть к изобретению новых вкусов и, главное, энтузиазм. Но в первый же день герой лишается своих немногочисленных денег, а потом и вовсе попадает в кабалу к хитрым хозяевам гостиницы. Но Вонка не планирует сдаваться. При поддержке юной сироты Нудл (Кала Лэйн) и других людей, попавших в рабство к мошенникам, он придумывает рецепты и ищет способы начать своё дело. Вот только ему придётся противостоять картелю производителей шоколада, подкупившему даже полицию.
Первое и главное, что нужно знать о «Вонке»: фильм снял режиссёр Пол Кинг, подаривший зрителям, пожалуй, главные сказочные истории последнего десятилетия — две части «Приключений Паддингтона». Строго говоря, новая картина во многом ближе к сюжетам о милом медвежонке, чем к «Чарли и шоколадной фабрике». Это снова история доброго и наивного героя, который пытается прижиться в незнакомом месте, находит близких и восстанавливает справедливость.
Сам Вонка здесь чем-то напоминает Ньюта Саламандера из «Фантастических тварей» — не зря картину продюсирует Дэвид Хейман, работавший над поттерианой. Герой немного странный, суетливый, но безумно увлечён своей деятельностью, заражая энтузиазмом окружающих.
Хотя у него есть и ещё один плюс: он поёт. «Вонка» — классический мюзикл для всех возрастов. Увы, действительно запоминающихся мелодий не слишком много, самыми цепляющими так и остаются Pure Imagination и тема умпа-лумпы из картины 1971 года. Зато можно с удовольствием понаблюдать за поющим и танцующим Тимоти Шаламе — не всё ж ему играть влюблённых романтиков и циничных красавчиков.
Доброта и позитивность главных героев подкупают с первых минут. Авторы сразу показывают, что Вонка готов отдать последние деньги ради помощи нуждающимся. И шоколад он планирует продавать совсем дёшево. Да и вообще Вонка занимается всем этим ради памяти о своей маме — к счастью, от предыстории из фильма Бёртона авторы отказываются. Слишком уж мрачно тот показывал детство героя с абьюзивным отцом, запретом есть сладкое и жутковатыми брекетами.
Дополните это яркой конфетной картинкой и намеренно игрушечными спецэффектами — получите отличную сказку, которая напоминает, что добро всегда победит.
Хотя проблемы у героев вполне реальные
Но даже будучи максимально позитивной историей, «Вонка» сохраняет атмосферу произведений Роальда Даля, любившего и чёрный юмор, и сложные ситуации. Это не делает фильм мрачным, просто помогает больше сопереживать героям. Что, например, не удалось в экранизации «Гринча» 2018 года, где буквально всех персонажей сделали добрыми и милыми.
Здесь же авторы раз за разом подкидывают Вилли Вонке совсем не сказочные проблемы: мелкий шрифт в контракте, сговор производителей, коррупция полицейских. Вплоть до применения физической силы к неугодным властям людям. И это не говоря о семейных трагедиях персонажей — их лучше не спойлерить. Получаются некоторые элементы сурового реализма в сказочном мире.
Нет-нет, «Вонка» не превращается в сюжет о борьбе с коррупцией и мошенниками. По крайней мере, не больше, чем «Приключения Паддингтона — 2» — в криминальный детектив и тюремную драму. Конечно же, все отрицательные персонажи здесь чисто опереточные злодеи.
Троица производителей шоколада так и вовсе неотделима друг от друга (за комика Мэтта Лукаса даже обидно — он и сольно устраивает отличные перформансы). Оскароносная Оливия Колман с невероятным удовольствием отыгрывает мерзкую владелицу гостиницы, а Роуэн Аткинсон в образе подлого священника веселит буквально каждым своим движением.
Строго говоря, не зря создатели «Вонки» позвали на роли антагонистов настолько опытных актёров. Именно злодеи добавляют происходящему жизни и заставляют переживать за положительных героев. Иногда они переигрывают даже Шаламе.
«Вонка» — отличный приквел знакомой истории
В последние годы выходит даже слишком много фильмов, рассказывающих предысторию известных персонажей, в том числе и сказочных. Самое яркое отражение проблем таких историй — «Круэлла». Сам по себе фильм весёлый и драйвовый, но он никак не стыкуется с образом злодейки из «101 далматинца».
С «Вонкой» всё на порядок лучше. Но нужно учитывать: это приквел именно картины Мэла Стюарта 1971 года. Можно ещё сказать, что это предыстория книги. Но если совсем строго, сам Роальд Даль считал Вилли Вонку второстепенным персонажем своего произведения и возмущался, когда в экранизации его выдвинули на первый план.
Русскоязычная публика больше знает и любит фильм Тима Бёртона, с классикой же многие знакомы только по мему «Ну давай, расскажи мне» с Джином Уайлдером.
Однако именно «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» Мэла Стюарта — более удачная сказка (у неё и оценки повыше). Всё-таки Тим Бёртон перегрузил сюжет своей типичной мрачностью, а Джонни Депп играет слишком экспрессивно. И хорошо, что «Вонка» ближе к классике.
Это касается в первую очередь главного героя. Конечно, персонаж Шаламе намного добрее — он ещё молодой мечтатель. Но легко представить, как из него получится герой Уайлдера: вроде бы сохранивший веру в лучшее, но всё же слишком часто сталкивавшийся с жестокостью и обманом, а потому отстранившийся от мира.
Вонка Шаламе точно так же играет словами и путает обороты, хулиганит и обманывает. Именно такой человек может придумать фальшивую хромоту, которая переходит в фирменный кувырок (когда-то Уайлдер согласился на роль только при условии, что ему разрешат это сделать). Даже язык тела у Шаламе напоминает именно движения Вилли Вонки Уайлдера, а не Деппа.
Не менее мило, что создатели связывают эти фильмы и другими персонажами и линиями. Хью Грант появляется в том же образе умпа-лумпы, что был в классике, и даже поёт песню на знакомый мотив, заранее предупреждая, что забыть эту мелодию невозможно (и не врёт же). В качестве одного из злодеев выступает тот самый конкурент, который пытался сделать Чарли шпионом. Остальные мелочи ищите сами.
Не зря Пол Кинг отказался снимать третьего «Паддингтона», променяв его на «Вонку». Франшиза о милом медвежонке будет отлично жить и без него. А вот новая сказка зрителям очень не помешает. Тем более что фильм вышел как раз зимой: с одной стороны, в волшебное предновогоднее время, с другой — в период холода и отсутствия солнца.
Поэтому будет очень полезно и приятно собраться с роднёй или друзьями и посмотреть в кино на милых поющих и танцующих персонажей. Потом прийти домой, в качестве продолжения включить старый фильм «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» и гадать, что же могло приключиться с героем между этими историями.
Станьте первым, кто оставит комментарий