Скрытый смысл фильма «мама!» Даррена Аронофски: трактовки сюжета и неочевидные отсылки
Практически все работы Даррена Аронофски наполнены символизмом и подразумевают несколько трактовок. «мама!» не исключение. Автор показал камерную историю, которая, однако, охватывает множество актуальных и вечных тем.
Критики и зрители находят немало скрытых смыслов и версий сюжета. Некоторые из них подтверждает и сам Аронофски. Но это не мешает каждому определять значение фильма и его финала самостоятельно.
Что происходит в фильме
Картина начинается с «очищения» сгоревшего дома. Чья-то рука ставит на полку кристалл, после чего просыпается главная героиня. Всё действие фильма происходит в одном доме, стоящем где-то на отшибе. В нём живут Мать и Он (имена героев не называют).
Он (Хавьер Бардем) — известный поэт, страдающий от творческого кризиса и пытающийся написать новую книгу. Его главная ценность и источник вдохновения — кристалл, стоящий в кабинете.
Мать (Дженнифер Лоуренс) следит за домом, делает в нём ремонт и создаёт в нём свой мир по подобию рая или идеальной природной системы. При этом она постоянно прислушивается к сердцебиению в стенах жилища и находит кровоточащие дыры в полу.
Однажды в их дом приходит неизвестный, который представляется поклонником творчества поэта. Хозяин разрешает гостю остаться, несмотря на возражения Матери. При этом у странного мужчины есть шрам на спине, будто от извлечения ребра.
Следом за гостем приходит его жена, потом в дом врываются их дети. Они устраивают драку, и один брат убивает другого. Далее в доме на поминках скапливается всё больше непрошеных гостей, что приводит к затоплению.
Спустя несколько месяцев Мать готовится к рождению ребёнка, а поэт заканчивает своё новое произведение. Вскоре в дом врывается толпа его фанатов, которые крушат всё на своём пути. В это же время у Матери начинаются роды, но вскоре ребёнка утаскивает толпа поклонников. Они передают младенца из рук в руки, как религиозный символ, но потом случайно убивают его.
Взбешённая Мать взрывает дом, а Он относит её обугленное тело в кабинет и извлекает из сердца женщины кристалл, возвращая действие к самому началу.
Что лежит в основе сюжета
Уничтожение планеты человеком
Одно из самых очевидных объяснений сюжета фильма — грубое отношение человечества к природе. В этой трактовке дом — это Земля, а Мать — та самая «мать-природа», которая сама восстанавливает флору на планете (делает ремонт) и даёт новую жизнь (рожает ребёнка).
Люди поначалу приходят вежливо, но сразу же нарушают правила — первый же гость курит в помещении. А потом они начинают вести себя всё наглее, сначала используя дом как туалет, а потом ломая всё, что создала природа.
Она же «отвечает» им различными катаклизмами (потопы и пожары). А после уничтожения незваных гостей природа сама восстанавливает дом и возвращается к началу истории.
Эту версию подтвердил и сам режиссёр в интервью Variety. По его словам, люди относятся к Земле без уважения, грабят и насилуют её. Это Аронофски и попытался показать в фильме.
Жестокий Бог и библейские сюжеты
В том же интервью режиссёр рассказал, что Хавьер Бардем сыграл в этом фильме Бога, причём в самом жестоком его проявлении — каким он представал в Ветхом Завете — эгоистичным и требующим поклонения. Бог создаёт дом, после чего Мать (природа) ухаживает за ним.
Этот дом — наш личный рай. И я люблю творить.
Мать
Далее в сюжете есть много очевидных библейских отсылок. Первые люди, которые приходят в гости к главным героям, — Адам и Ева (их имён тоже не называют). Именно поэтому мужчина появляется раньше женщины, а у него на спине есть шрам, будто от извлечённого ребра.
Их дети, очевидно, Каин и Авель, поэтому один брат убивает другого из-за завещания. Что интересно, сыграли их настоящие братья: Донал и Брин Глисоны.
Затопление дома после первого нашествия гостей — аналог Всемирного потопа. Потом Мать (Богородица) рожает ребёнка, в котором очевиден намёк на Иисуса, поскольку фанатики его убивают и съедают его плоть. Ну а финал, похоже, подводит к мысли об апокалипсисе, который уничтожит всех людей, если они продолжат вести себя подобным образом.
Муза, отдающая себя творцу
Персонажа Бардема можно считать творцом не только в божественном смысле, но и в чисто поэтическом. Он создаёт произведения, а Мать служит ему музой. Пока он пытается написать хоть что-нибудь, она занимается будничными делами, готовит и ремонтирует дом. И при этом её обязанность — вдохновлять поэта на новое творчество.
Дело в тебе. Дело всегда в тебе и в твоей работе. Думаешь, они помогут тебе писать? Да никогда! Я весь дом построила одна от и до, а ты ни слова не написал.
Мать
Став снова популярным, Он купается в славе и поклонниках, даже забывая про приготовленный ужин. А Мать должна разбираться с последствиями и снова приводить в порядок дом после нашествия фанатов. Но главное происходит в финале, когда выясняется, что кристалл, который так оберегал поэт, — это на самом деле сердце его музы.
Она полностью отдаёт Ему себя, чтобы он мог творить дальше. А последние кадры, которые повторяют вступление, но уже с другой актрисой, показывают, что у поэта тут же появляется новая муза.
Токсичные отношения в семье и обществе
Если спускаться от творчества и религии к человеческим будням, то «мама!» также раскрывает многие важные темы. Во-первых, идея патриархата. Мать всегда находится в тени мужа. Он не спрашивает её мнения, когда приглашает гостей в дом, а она постоянно выступает в роли прислуги. При этом Он даже не понимает, что её не устраивает, и продолжает делать только то, что хочет сам.
— Почему ты не посоветовался со мной, приглашая их остаться?
— Знаешь, я не думал, что это важно.
Мать и Он
Во-вторых, в фильме есть несколько намёков на боязнь материнства. Пришедшая женщина беззастенчиво намекает, что Матери уже пора рожать, выступая здесь в качестве давящего на человека общества с традиционным «часики тикают».
Ты уж поверь мне, молодость проходит. Заведите детей. Так вы создадите что-то вместе, и это укрепит ваш брак.
Женщина (Мишель Пфайффер)
Если воспринимать дом как аналог тела героини, то происходящие в нём изменения можно считать отражением страха перемен в организме во время беременности — кровоточащее отверстие в полу, стук сердца, который Мать слышит в стенах, потоп и последующая смерть ребёнка на это намекают совершенно явно.
В-третьих, даже если не касаться именно семейных отношений, в «маме!» прослеживаются намёки на вторжение общества в жизнь интроверта. Причём Он выступает в роли яркого экстраверта: приглашает гостей в дом и не может понять, почему Мать это не устраивает.
Для неё же присутствие посторонних в доме и в личной жизни и их поведение совершенно неприемлемо. Но общество начинает диктовать свои порядки, что приводит к катастрофе.
Чем заканчивается фильм
Финал картины полностью повторяет вступление, которое многие не замечают, так как ещё не в курсе будущего действия. В самом начале фильма Он ставит на полку кристалл, после чего сгоревший дом очищается, а Мать просыпается в своей кровати. После всех событий фильма в конце происходит ровно то же самое.
Только в кровати на этот раз уже просыпается другая Мать (её играет Лоранс Лебёф). В различных вариантах трактовки это означает либо следующий виток природы после разрушения её человеком, либо новое сотворение мира Богом, либо же очередную музу для творца.
В любом случае сюжет цикличен и намекает, что дальше действие полностью повторится и дом снова разрушат.
Как поняли картину зрители
Несмотря на мнение самого автора и множество уже известных трактовок, фильм «мама!» допускает и другие версии. Его отчасти можно считать психологическим тестом, где каждый увидит что-то своё, наиболее близкое или, наоборот, страшное.
Об этом автор сам прямо говорит устами поэта. Пообщавшись с фанатами, Он произносит: «Они всё поняли. Но каждый понял совершенно по-своему». Это подтверждают и отзывы критиков, и просто мнения зрителей.
Образы [...] напоминают Абу-Грейб, войну в Ираке, кризис европейских мигрантов и многое другое.
Зак Шарф
IndieWire
На протяжении большей части фильма она (Лоуренс) — ангел, и её ближайший аналог — Люцифер. Как и ангел, она — слуга (готовит, убирает, ухаживает за домом, пока Бог «творит»). Подвал — подземный мир — это её владения, и он становится источником огня. Мишель Пфайффер — Ева — осталась одна, чтобы поговорить с Люцифером, пока Бог и Адам уходят на прогулку. Лоуренс даёт указания, но никто не слушает. Как будто она выявляет худшее в людях и соблазняет их не повиноваться.
MountainDewsRealGood
В течение всего фильма в моменты кризиса героиня Дженнифер Лоуренс уходит в ванную комнату и в одиночестве пьёт какой-то желтый порошок, растворённый в воде. Он её успокаивает. [...] Возможно, Аронофски в этих сценах отсылался к рассказу «Жёлтые обои» американской феминистки и писательницы Шарлотты Перкинс Гилман. Жёлтый цвет символизирует безумие, а новелла Гилман повествует о женщине, которая сходит с ума от послеродового психоза.
Вадим Елистратов
DTF
https://twitter.com/banderas_spb/status/946824093537587202
https://twitter.com/lebedeva_valery/status/1003122267386273797
У многих зрителей фильм отзывается как-то по-своему. Поэтому личное восприятие может не совпадать ни с одной из перечисленных выше теорий. «мама!» специально снята неоднозначно, чтобы провоцировать на эмоции и размышления.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаКак покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Внутренние убеждения и карьера: как справиться с мыслями, которые мешают достигать успехов