В драме «Спенсер» принцесса Диана глотает жемчуг и говорит с призраком. И это стоит увидеть
9 декабря в России выходит биографическая драма «Спенсер» — в нашем прокате лаконичный заголовок обрёл не слишком уместное дополнение «Тайна принцессы Дианы». Принцессу Уэльскую сыграла кардинально преобразившаяся Кристен Стюарт, а поставил ленту чилийский режиссёр Пабло Ларраин.
Его последние работы («История Лизи», «Джеки», «Эма: Танец страсти») так или иначе посвящены женщинам — их внутренним проблемам, самоопределению, отношениям с окружающими людьми.
Титром «Это сказка о реальной трагедии» постановщик словно предупреждает зрителей, что речь в фильме пойдёт не о реальной Диане Спенсер. Кино скорее о собирательном образе, который легко сможет примерить на себя каждый смотрящий.
Необычайно глубокий образ принцессы и искренняя игра Стюарт
Сюжет охватывает всего несколько дней из жизни принцессы Уэльской. Королевская семья решает провести Рождество в особняке в Норфолке — родном для Дианы графстве. Между тем брак принцессы с её мужем Чарльзом трещит по швам. Принц практически в открытую изменяет супруге с Камиллой Паркер‑Боулз, а родственники предпочитают не замечать страдания молодой женщины.
На фоне происходящего Диана начинает медленно сходить с ума от паранойи и одиночества. Но именно эти дни в поместье станут поворотным моментом в её короткой и яркой биографии.
Образ леди Ди много раз воспроизводили на экране, в том числе и при её жизни. Не так давно Netflix стал катализатором новых дискуссий о ней: четвёртый сезон сериала «Корона» затронул брак Дианы и Чарльза. Причём авторы показали личную жизнь пары столь откровенно, что министр культуры Великобритании даже призвал стриминг предупреждать людей о вымысле в шоу.
Роль принцессы Уэльской в сериале прекрасно исполнила британская актриса Эмма Коррин. Но Кристен Стюарт не хочется с ней сравнивать. Ведь бывшая звезда «Сумерек» как будто и не ставит целью создать биографически точный портрет. Однако вместе с тем черты Дианы безошибочно узнаются в ней: характерный наклон головы, изломанные позы и даже голос.
К сожалению, в глазах массового зрителя Кристен Стюарт часто ассоциируется с «деревянным» стилем игры — тем, кто всё ещё так думает, обязательно нужно посмотреть драмы с участием актрисы «Персональный покупатель» и «Всё ещё Элис». Только вот она уже давно переросла «Сумерки», как и её партнёр по съёмкам Роберт Паттинсон. Наверное, в том числе поэтому Стюарт так хорошо удалось вжиться в образ неформатной героини, не вписывающейся в окружающую действительность.
Честный рассказ о депрессии и токсичных родственниках
В своём самом большом интервью каналу BBC Диана рассказывала, как долгие годы боролась с булимией и депрессией. Она прибегала к самоповреждениям: самым известным случаем подобного селфхарма стало намеренное падение с лестницы, и в фильме даже есть намёк на этот инцидент. Вдобавок некоторые из её биографов высказывали мысль, будто бы принцесса страдала от пограничного расстройства личности.
Как бы то ни было, Ларраину удалось великолепно передать пошатнувшееся душевное состояние леди Ди. Бедная принцесса тонет в отчаянии и мучается галлюцинациями, жалуется на жизнь фазану и разговаривает с призраком Анны Болейн.
Но при всём этом героиня вовсе не кажется сумасшедшей. А редкие эпизоды общения с супругом и королевской роднёй объясняют её поведение: ведь от такой пассивной агрессии кто угодно начнёт вести себя странно.
Даже блёклая визуальная гамма и отсутствие чёткого фокуса подчёркивают субъективное ощущение печали и отрешённости. Порой можно на физическом уровне почувствовать, как холодно Диане в золочёном особняке, продуваемом сквозняками. Моменты, когда героиня проводит время со своими сыновьями Уильямом и Гарри, единственные островки уюта в этом царстве духоты и обмана.
Завершающий штрих в эту зловещую атмосферу внёс Джонни Гринвуд из Radiohead — автор саундтрека. Он объединил в нём мотивы джаза и классической музыки. И такой эклектичный коктейль идеально передаёт спутанность сознания Дианы.
Мрачный символизм и эстетика боди‑хоррора
Пабло Ларраин рассказывает историю Дианы на универсальном языке, понятном каждому зрителю. Например, жемчужное колье принцессы служит аллегорией несвободы и неспроста напоминает ошейник. Зашитые занавески обретают то же значение.
«Они убьют меня?» — в самом начале фильма в шутку спрашивает принцесса, имея в виду, достанется ли ей за опоздание к ужину. Но для зрителя эта фраза звучит одновременно пророчески и угрожающе: как тут не вспомнить популярную теорию заговора о том, что смерть Дианы якобы была подстроена королевской семьёй.
Преднамеренно или нет, но в моментах с самоистязанием лента заходит на территорию боди‑хоррора. Глядя, как Диана через силу ест упавшие в суп жемчужины, хочется вспомнить экстравагантный триллер «Глотай», героиня которого поглощала несъедобные предметы. Эпизод же, в котором Диана ранит себя кусачками, точно шокирует зрителей, ожидающих увидеть обычный байопик.
«Спенсер» — это противоречивый, но безусловно талантливый фильм, который вызывает целое море эмоций. Его точно должен посмотреть каждый, кому интересна история жизни и смерти леди Ди. Но кино также превосходно работает как психологическая драма об одиночестве и очарует любителей по‑настоящему глубоких лент, бросающих вызов чувствам.
Лучшие предложения
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения