Как режиссёры фильма «По наклонной» портят отличную роль Тома Холланда
12 марта на стриминговом сервисе Apple TV+ выйдет новая масштабная работа братьев Руссо. Эти режиссёры когда‑то начинали с сериалов и комедий, но популярность обрели благодаря фильмам киновселенной Marvel. Им даже доверили снимать две части самого масштабного кроссовера «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал».
После этого Руссо продюсировали боевик «Тайлер Рейк» и детектив «21 мост». Но к режиссуре они вернулись только теперь. Прихватив Тома Холланда, который тоже раскрутился в Marvel, братья экранизировали автобиографическую книгу американского военного медика Нико Уокера.
По визуальному ряду картины сразу видно, что режиссёры сильно поднаторели в уровне съёмок. А сама мрачная социальная история явно нацелена на всяческие премии и номинации. Вот только в сумме все составляющие создают очень разрозненную картину, в которой подача мешает и игре актёров, и восприятию зрителей.
Три фильма в одном
В синопсисе и трейлерах рассказывают, что фильм посвящён бывшему военному медику по прозвищу Черри (Том Холланд), страдающему посттравматическим расстройством. После службы он подсаживается на опиаты и, чтобы достать деньги на лекарства, начинает грабить банки.
Уже в этом кроется некий обман. Описание соответствует только последней трети фильма, длящегося два с половиной часа. Но сначала будет долгая предыстория. В первой части Черри знакомится с милой Эмили (Сиэра Браво). У юных героев завязывается роман, но постепенно всё разваливается.
И это подводит ко второй части картины: Черри идёт служить в армию, проходит длительную унизительную подготовку, а затем отправляется медиком в зону боевых действий. И только после подробного рассказа об ужасах, которые он повидал на войне, герой возвращается домой, снова встречается с девушкой и погружается в пучину наркомании и преступлений.
Вероятно, снять масштабное биографическое полотно — неважно, основанное на реальных событиях или вымышленное — мечта многих режиссёров, состоявшихся в более лёгких жанрах. Провести персонажа через взросление и падение, показать перемены в герое — сложная и интересная задача.
Вот только Руссо явно замахнулись на то, что им не по силам. Причём каждая из глав могла бы быть интересной. Но они просто не стыкуются между собой. Может показаться, будто телевизор просто переключился на другой фильм с теми же актёрами: от части к части меняется стиль съёмок, подача истории, атмосфера, монтаж и саундтрек.
Это создаёт ощущение разрозненности сюжета и не позволяет воспринимать действие как нечто целостное. Ведь до глубокого рассказа о жизни «По наклонной» всё равно не дотягивает.
Слишком сложные съёмки
Но братья Руссо перегнули не только с желанием разделить действие на главы сюжетно и визуально. Они слишком перегрузили каждую отдельную историю вычурностью съёмок. Если исключить забегающий вперёд пролог, первая часть кажется самой простой: тёплые тона, атмосфера подростковой романтики, которая постепенно сменяется картиной рушащегося мира. Утомляет только необоснованное использование слоу‑мо. Оно выглядит желанием искусственно нагнать атмосферы.
Но настоящие проблемы начинаются дальше. Черри попадает в армию, и тут меняются даже пропорции кадра. Рассказывая о подготовке к службе, Руссо решают скопировать визуальный стиль Стэнли Кубрика из «Цельнометаллической оболочки». Те же кричащие сержанты, ряды солдат, отвечающих хором, даже цветовая гамма сделана очень похоже.
Вот только у Кубрика всё выстроено с его фирменным перфекционизмом. А «По наклонной» выглядит простой игрушечной стилизацией. Не хватает идеальной перспективы, а слишком широкий угол съёмки, компенсирующий узость кадра, искажает картинку.
Но главное, непонятно, какую роль играет подобный подход в раскрытии героев и сюжета. Просто отсылка ради отсылки.
Когда действие перемещается в Ирак, визуальный ряд снова перегружают слоу‑мо. Только теперь к этому ещё и добавляется желание показать войну максимально мрачной и одновременно зрелищной. Отдельные сцены действительно впечатляют: часть действия снята длинными кадрами, которые показывают медленное течение времени в моменты опасности.
Но всё это ради того, чтобы потом снова вернуть героя к мирной жизни и начать копировать криминальные драмы в духе Мартина Скорсезе. Как ни странно, визуальная избыточность больше всего чувствуется здесь, а не в сценах боевых действий.
Картинку нередко заливают красным или синим, чтобы передать внутреннее состояние героев, добавляют фантасмагории: например, нецензурные названия у банков. Тут же затяжные сцены могут смениться слишком быстрым монтажом. И, конечно, снова играют с замедленной съёмкой. Теперь — чтобы показать наркотический приход у героев.
Учитывая немалый хронометраж, смотреть «По наклонной» может быть просто утомительно. Режиссёры нарочито пытаются доказать, что умеют снимать красиво и необычно. Но этим лишь мешают воспринимать историю.
Обилие клише даже в удачных образах
Главная победа авторов картины — выбор актёра на главную роль. Холланд, хоть и продолжает играть Человека‑паука, параллельно старательно выбирается из роли вечного школьника. В 2020 году он уже отлично показал себя в «Дьявол всегда здесь» от Netflix. Но именно в «По наклонной» его талант раскрывается по полной.
Актёр кажется убедительным в каждой из ипостасей: от наивного подростка до бывшего военного с ПТСР. Причём нельзя сказать, что он сильно меняется внешне. Это просто иное выражение лица и взгляд.
Но ещё удивительнее, что его экранная напарница Сиэра Браво выглядит ничуть не хуже. Раньше актрису знали в основном по бодрому сериалу «Уэйн». Но теперь у неё появилась возможность показать себя в полной мере.
Отношения экранных персонажей — лучшее, что есть в фильме. Герои почти расстаются, но потом сближаются на почве наркомании и из‑за этого чуть не губят друг друга. Это может показаться слишком уж драматичным, но всё равно цепляет.
Увы, создатели фильма будто специально пытаются им помешать. В первую очередь снова излишне вычурными визуальными вставками. Во вторую — клишированными высказываниями. Персонажи слишком часто будто зачитывают слоганы из социальной рекламы или плохих мелодраматических романов. Трудно поверить, что люди в их состоянии действительно могут так общаться.
Поэтому вытянуть действие на должный уровень эмоций удаётся не всегда. Хотя у актёров есть все задатки к этому.
Похоже, братья Руссо задумывали «По наклонной» как доказательство, что они могут снимать не только супергероику. Но, к сожалению, показали обратное. Нет сомнений, что режиссёры умеют ставить кадр красиво и очень необычно. Но они просто забыли, что в центре подобной драмы должны оставаться живые герои.
Несмотря на все старания Тома Холланда и Сиэры Браво, фильм остаётся хаотичным и перегруженным набором сцен. И это вряд ли понравится хоть кому‑то.
Станьте первым, кто оставит комментарий