«Освобождение». Почему триллер о рабе с Уиллом Смитом оказался скучным
9 декабря Apple TV+ презентовал фильм «Освобождение». Режиссёром фильма выступил Антуан Фукуа («Тренировочный день», «Левша»). Сценарий написал Билл Колладж («Исход: Царь и Боги», «Кредо убийцы», «Дивергент, Глава 3: За стеной»). В главных ролях снялись Уилл Смит («Люди в чёрном», «Я —Легенда»), Бен Фостер («Поезд на Юму», «Механик»), Чармэйн Бингва («Хорошая борьба»).
Фильм рассказывает о последних годах рабства в США. Раб Питер подслушивает беседу надсмотрщиков и узнаёт, что армия Союза создаёт «цветные полки» и пытается освободить чернокожих. После этого он организовывает побег. Пробираясь через болота Луизианы, он пытается добраться до армии, чтобы с ней вернуться к бывшим хозяевам и освободить свою семью.
Интересно, что картина основана на реальных событиях. В 1863 году афроамериканец Гордон сбежал из рабства, преодолев 129 миль за 10 дней. Фотография его спины, изувеченной плетью, стала одним из символов рабства.
Отсутствие напряжения
С первых кадров показано, что надсмотрщики убивают рабов за любую ошибку и неповиновение. Это относится ко всем героям, кроме главного. На персонажа Уилла Смита наводят пистолет как минимум трижды за фильм, но каждый раз что‑то мешает казни. Классическая формула «он не умрёт, ведь это главный герой» и так сильно сбивает напряжение, а бесконечные спасения лишь усугубляют эффект.
Как только главный герой сбегает, появляется ощущение преследования. Лающая вдалеке собака, тяжёлое дыхание Уилла Смита, кадры скачущих лошадей — кажется, что опасность близко. Но уже примерно к 40‑й минуте фильма это чувство пропадает. Удерживать напряжение на протяжении целой картины — сложная задача, но Фукуа провалил её слишком быстро. В итоге половину фильма происходят предсказуемые события, которые не вызывают никаких эмоций.
Слишком плановое развитие событий пытаются заполнить дополнительными проблемами героя, но получается плохо. Например, в самом начале погони Питер ранит ногу. Несмотря на то, что он её постоянно пытается перевязать, нет ощущения, что с ней случилось что‑то серьёзное, — он спокойно бегает. Ближе к концу фильма Уиллу Смиту напоминают про рану, но к тому моменту можно забыть, что с героем вообще что‑то произошло.
Навязчивая эпичность
Некоторые фильмы получаются эпичными, а некоторые стараются ими быть. «Освобождение» — ярчайший пример второй категории.
Попытки рассказать про ужасы рабства тут же вызывают ассоциации с фильмом «12 лет рабства» Стива МакКуина, и сравнение работает далеко не в пользу «Освобождения». То, что у МакКуина вызывало ужас и ненависть, в «Освобождении» выглядит как краткий пересказ или комиксы.
В отдельных сценах «Освобождение» напоминает «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту — особенно когда герою угрожает опасность не только от людей, но и от природы. Но если в «Выжившем» этому посвящено несколько ярких и оригинальных сцен (вроде ночёвки в лошади и нападения медведя), то «Освобождение» показывает нелепую битву с аллигатором.
Пустые герои
Фильм поражает не только вялым экшеном, но и диалогами о высоком. Религия, смерть, свобода — раб Питер готов обсудить что угодно. Проблема в том, что абсолютно каждая тема затрагивается настолько поверхностно и уходит так быстро, что получается калейдоскоп из тегов. В таком же духе в редких диалогах обсуждаются и другие вопросы, но разговоры никак не характеризуют героев. Получается пустая болтовня, не раскрывающая персонажей.
Кадр из фильма «Освобождение»
С задачей не справляется даже монолог рабовладельца, в котором он демонстрирует свою чёрствую и мерзкую натуру. Антагонист такой же пластмассовый, как и рабы.
Невыразительный визуальный ряд
У «Освобождение» скучный видеоряд. Крупные планы, которых в фильме очень много, работают против «Освобождения» из‑за пустоты героев. Если не получается им сопереживать, то стоит ли вглядываться в грустное лицо Уилла Смита?
Если в «Выжившем» оператор Эммануэль Любецки ловил естественный свет и красивые пейзажи, то работавший над «Освобождением» Роберт Ричардсон показывает одни и те же деревья. А потом их ещё и обесцветили на пост‑продакшене, словно специально делая фильм ещё более тусклым.
Решение обесцветить изображение кажется проигрышным — вместо монолитности получилась серая картинка.
Пожалуй, лишь грим и одежда не вызывают вопросов — художники поработали отлично.
Плохая экранизация
Фукуа взял сильную историю и умудрился сделать её менее интересной и яркой. Так, прототип Питера — раб по имени Гордон — сбежав от хозяев, преодолел 129 миль за 10 дней. А вот герой «Освобождения» за фильм будто проходит не больше 3 километров — даже немалый хронометраж не создаёт ощущения долгого пути.
Титры в начале и конце картины, рассказывающие о реальной истории, несут в себе куда больше энергии, чем сам фильм. Исторический персонаж ярче, чем его изображение в фильме. А там, где авторы пытаются раскрыть героя (по сути, выдумывая его внутренний мир), они просто упоминают банальные вещи.
Кадр из фильма «Освобождение»
«Освобождение» начинается как драма, продолжается как триллер и заканчивается как поверхностное высказывание на серьёзную тему. Пафос фильма намекает на то, что ему срочно нужен «Оскар». При этом внутреннее наполнение картины настолько банальное, что за её полный просмотр нужно давать премию зрителю.
Лучшие предложения
10 тёплых платьев, чтобы выглядеть стильно даже зимой
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов