Почему «Неистовый» с Расселом Кроу не идеален, но его всё же стоит смотреть
6 августа в российский прокат вышел триллер «Неистовый» режиссёра Деррика Борте («Звёзды», «Лондон-Таун», «Семейка Джонсов») с лауреатом «Оскара» Расселом Кроу в главной роли. Это один из первых фильмов, показом которых кинотеатры возобновили работу после карантина.
За время изоляции многие зрители соскучились по большим экранам, но студии, не желая рисковать, откладывают крупные премьеры на более поздние даты. Например, выход одной из самых ожидаемых лент 2020 года — «Довода» Кристофера Нолана из-за пандемии переносили уже несколько раз. Так что пока прокат, мягко говоря, не радует разнообразием и уж тем более долгожданными релизами.
Завязка «Неистового» обещает напряжённый сюжет
Рейчел (Карен Писториус) не назовёшь матерью года: она страдает от хронической усталости, переживает тяжёлый развод, при этом постоянно опаздывает, теряет из-за этого клиентов и уже третий раз за месяц не успевает отвезти сына в школу вовремя.
Незначительные разногласия по поводу автомобильного этикета приводят к тому, что мстительный водитель (Рассел Кроу), с которым Рейчел повздорила на дороге, открывает на героиню и её близких настоящую охоту. Самое страшное, что случайный незнакомец не собирается останавливаться и готов зайти как угодно далеко в стремлении преподать обидчице урок.
Фильм вышел на фоне довольно взрывоопасной политической ситуации для США: массовые протесты против расизма и полицейского произвола, обострившиеся проблемы социального и гендерного неравенства.
Герой Рассела Кроу воплощает часть общества, оказавшуюся не вполне готовой принять радикальные изменения, произошедшие в мире. Он ближе по духу тем, кто уверен, что теперь повсюду царит матриархат и дискриминируют вовсе не женщин, а мужчин. И вполне мог бы присоединиться к одному из тех движений, целью которых является борьба за мужские права.
В какой-то мере главным антагонистом фильма становится гнев уставших людей (по большей части мужчин среднего возраста), выкинутых на обочину жизни. Не зря картина начинается с жестокой сцены, в которой герой Кроу убивает свою бывшую жену и её нынешнего партнёра, а оригинальное название Unhinged переводится скорее как «эмоционально неустойчивый», «выбитый из колеи» или даже «разозлённый». Однако дальше, к сожалению, начинаются проблемы.
Невнятный сценарий слабо раскрывает характеры и социальный посыл
Дело в том, что главного злодея пытаются представить как жертву непростых жизненных обстоятельств. Но проникнуться трагедией персонажа и посочувствовать ему попросту не получается, хотя и очень хочется. Ведь нам даже не рассказывают историю взаимоотношений героя с бывшей женой.
В итоге он превращается в обычную машину для убийства без внятной предыстории. Такой подход просто обесценивает все попытки создателей заложить в картину глубокий социальный подтекст.
Иногда по ходу просмотра возникает ощущение, что у авторов не хватило времени, чтобы доработать сценарий. Мы слишком мало знаем не только о мстительном водителе, но и о тех, кого он преследует: о героине, её родных и близких.
Такой ход бывает оправдан. Стивен Спилберг в своей дебютной картине «Дуэль» решил вообще не показывать лицо антагониста: по сюжету коммивояжёра, сидящего за рулём легковушки, преследует огромный бензовоз с размытой фигурой водителя. Режиссёр посчитал, что так будет страшнее, и оказался совершенно прав.
Но в «Неистовом» это всё не работает. Сначала зрителей дразнят, показывая вступительную сцену убийства, обстоятельства которого до конца не понятны, но затем о прошлом героя просто забывают рассказать.
Отличная игра Рассела Кроу всё спасает
Будь на месте Рассела Кроу другой, промахи сценариста вполне могли оказаться фатальными для фильма. Но актёр настолько постарался, что сходить в кино стоит хотя бы ради его игры. Созданный им образ убедительно показывает, как страшен может быть человек, которому нечего терять и который копил обиду на окружающих десятилетиями.
На таком фоне кажутся не такими уж явными даже сюжетные ляпы вроде телефона главной героини, которым злодей завладевает каким-то уж слишком нереалистичным путём.
Персонаж Кроу непредсказуем и спонтанен. В какой-то момент он производит впечатление непобедимого, ведь силы правопорядка оказываются либо бессильными, либо занятыми чем-то другим. Это воспринимается как очередная метафора: в условиях социальной напряжённости (а участники акций протеста в США всё чаще призывают радикально переосмыслить работу американской правоохранительной системы) не стоит рассчитывать, что тебе поможет полиция.
Очень удачно, что фильм в конечном итоге всё же вышел на большом экране: наблюдать за погонями на автомобилях в зале кинотеатра намного интереснее, чем дома. Очевидно, создатели хотели вложить в картину и социальный посыл. Но он потерял силу ещё на стадии написания сценария и не ощущается в итоге таким мощным, как задумано.
Станьте первым, кто оставит комментарий