Как «Не дыши — 2» совмещает кровавый драйв и типичные ошибки сиквелов
12 августа на российские экраны вышло продолжение картины «Не дыши». В 2016 году первая часть наделала много шума: фильм не слишком известного режиссёра Федерико Альвареса с мизерным бюджетом в 10 миллионов долларов стал хитом проката, окупив расходы примерно в 15 раз. В итоге «Не дыши» даже помог Sony Pictures справиться с финансовыми проблемами после провала «Охотников за привидениями».
Причины успеха картины очевидны. Камерный фильм о трёх молодых ворах, которые забираются в дом слепого старика, но встречают неожиданный отпор, иронично обошёлся со стереотипами хорроров и триллеров. В сюжете про маньяка, который охотится на людей в запертом доме, делали злодеями самих подростков. А потом история переворачивалась ещё раз, когда открывалась жуткая тайна хозяина, одержимого местью после смерти дочери.
Сиквел точно так же берёт набор стереотипных ходов и в определённый момент выворачивает их наизнанку. Но продолжение иногда заигрывается с формой, и в итоге сюжет кажется слишком притянутым. А компенсировать недоработки пытаются обилием крови и жестокости.
Обычный сиквел с типичными недостатками
С момента событий, показанных в «Не дыши», прошло больше восьми лет. Слепой Норман (Стивен Лэнг) живёт вместе со своей дочерью Феникс (Мэделин Грейс) в уединённом доме где‑то на окраине. Он строго воспитывает девочку и буквально одержим её безопасностью. Феникс учится дома, а помимо обычных уроков Норман натаскивает её по всевозможным правилам выживания.
Вскоре выясняется, что для опасений были причины. Однажды ночью в их дом заявляется группа преступников, которые хотят украсть девочку. Как и Норман, они прошли войну, и поэтому с ними старику будет намного труднее справиться, чем со случайными ворами.
При этом сами бандиты утверждают, что у них есть серьёзные причины для нападения. Но хозяин приложит все усилия, чтобы разобраться даже с такими опасными врагами.
Возможно, главный недостаток «Не дыши — 2» в том, что оригинальной истории попросту не нужно продолжение. Камерный авторский фильм не выходил за рамки жанрового эксперимента. Но по законам шоу‑бизнеса сиквел к настолько прибыльному релизу — вопрос времени. Удивительно лишь, что он вышел спустя пять лет, а не по горячим следам.
Режиссировать продолжение взялся сосценарист первой части Родо Сайягес, Альварес же помог с сюжетом. Поэтому вторая часть, к счастью, сохраняет общий дух истории. Но это не позволило избавиться от обычных проблем сиквелов. Сюжет ожидаемо подхватывает самые полюбившиеся темы оригинала: старика делают главным героем, развивают тему дочери, увеличивают масштаб событий и вводят более опасных врагов.
В этом есть несколько плюсов. Второй раз показывать историю с точки зрения врагов (или жертв) Нормана бессмысленно, теперь авторы логично раскрывают именно этого героя. И, как выясняется, он не так однозначен.
Изначально слепой старик казался буквально непобедимым. Но на самом деле он просто противостоял испуганным юнцам, которые не умели пользоваться оружием. А когда герой сталкивается с подготовленными врагами, ему приходится намного тяжелее. Хотя, конечно, его победа не вызывает сомнений.
Параллельно раскрывают и личную жизнь Нормана. Тут наверняка возникнет мысль, что и для погибшей дочери он не был образцовым отцом. Хотя параллельно проявляются и неплохие его черты. Как ни удивительно, главный контраст между героем и злодеями проявляется в отношении к животным.
Но при этом действие всё равно будто топчется на месте, сиквел попросту не предлагает зрителю ничего принципиально нового. Первый из двух главных сюжетных поворотов будет очевиден всем, кто видел первый фильм, мелкие детали не слишком повлияют на восприятие. А в основе сюжета остаётся ровно та же схема: слепой герой всё в той же окровавленной майке использует свои навыки, чтобы разобраться со злодеями.
Новые стереотипы и повороты сюжета
Первый «Не дыши» необычно обыгрывал стандартные ходы фильмов ужасов. Продолжение точно так же берёт несколько стереотипов массового кино и собирает из них собственный сюжет.
Сама завязка, где взрослый мужчина обучает девочку технике выживания, напомнит, например, «Ханну — совершенное оружие». Далее у зрителей наверняка возникнут ассоциации с «Джоном Уиком». Но, возможно, больше всего параллелей у фильма с «Логаном»: от частичного совпадения сюжета до грязной майки на накачанном теле старого, но крутого персонажа.
Но всё же первая часть обходилась с цитатами и жанровыми элементами скорее необычно: жертвам было трудно сопереживать, поскольку они сами злодеи. А старик, защищающий свой дом, в какой‑то момент превращался в монстра. «Не дыши — 2» иногда пытается делать то же самое, но не выдерживает баланс.
Попытка шокировать зрителя вторым поворотом выглядит надуманно: слишком много деталей совпадает случайно. При этом в плане цитирования упомянутых выше фильмов к финалу будет трудно удержаться от шутки «только не списывай точь‑в‑точь».
Того же баланса не хватает и в настроении фильма. Действие завязывается быстро, но дальше мешает не только неровный темп, но и слишком комичные персонажи. Нелепое поведение якобы крутых бандитов ещё укладывается в жанр. Но с середины фильма появляется героиня, которая настолько неадекватна, что будто пришла из чёрной комедии.
Словом, «Не дыши — 2» собирает все типичные ошибки сиквелов: уходит в цитирование и самоцитирование, берёт слишком стандартные ходы и подкидывает новые сюрпризы, которые выглядят уже не так органично.
Ультранасилие и красивая постановка
Все недостатки фильма компенсируют чрезмерной жестокостью. И здесь уже каждый зритель решит, хорошо это или плохо: одних пугает слишком гротескное и реалистичное насилие, для других это отличное развлечение.
Как ни удивительно, первый фильм не был слишком кровавым: сказывалось небольшое количество персонажей. Сиквел же открывает кран с искусственной кровью на полную. Поскольку врагов у Нормана теперь намного больше, в сюжет добавляют немало «пушечного мяса» — злодеев, которые нужны только для того, чтобы их как‑нибудь неожиданно убили.
В ход идут все возможные и невозможные средства: молоток, газ и короткое замыкание, мачете, клей. Иногда это даже вызывает ассоциации с «Пунктом назначения»: можно гадать, какой из опасных предметов пустят в ход.
К финалу с нарочитой жестокостью явно перегибают. Хотя в большинстве сцен спасает великолепный Стивен Лэнг. Актёр, которому в следующем году исполнится 70 лет, в отличной физической форме и играет буквально «на разрыв». Резкие движения героя и его немногочисленные реплики иногда пугают больше, чем очередная пробитая молотком голова.
Поскольку у сиквела другой режиссёр, да ещё и дебютант в постановке, картинка стала не настолько вычурной. Но здесь помогает разнообразие локаций. Когда герои не заперты в одном доме, у авторов есть возможность показать больше красивых кадров и интересно поиграть с цветофильтрами: холодные голубые тона подвала в финале сменяются тёплыми лучами рассвета. Простой, но очень подходящий художественный приём.
Как и большинство сиквелов в истории кинематографа, «Не дыши — 2» проигрывает первой части. Идея кажется не такой свежей, а сюжетные повороты слегка надуманными. Но поклонники наверняка останутся довольны более подробным раскрытием любимого героя и гротескной жестокостью, сопровождающей все действие.
Станьте первым, кто оставит комментарий