28 сентября состоится российская премьера фильма «Луна». Картина посвящена покорению космоса, точнее — полёту на Луну. Корейский институт аэрокосмических исследований действительно имеет лунную программу — она была запущена в 2016 году совместно с NASA. Этот факт, с одной стороны, превращает события фильма в смелое предсказание, с другой — упрекает партнёров (но об этом ниже). Бюджет фильма небольшой — 22 миллиона долларов, и иногда это заметно.
Режиссёр и сценарист картины — Ким Ён‑хва (франшиза «С Богами). В главных ролях снялись музыкант группы EXO Гён Гу Соль («Желание») и Кён‑су До («Бегущий человек»).
2029 год. После неудачной лунной экспедиции Южная Корея запускает ещё одну. Космический корабль терпит крушение, выживает лишь один космонавт Хван. Чтобы вернуть его на Землю, руководство космической программы просит помощи у Джи‑Гука — одного из командующих прошлой, неудачной экспедиции. Учёный пытается спасти Хвана в ситуации, когда NASA отказывается идти навстречу.
Вынужденная простота
Несмотря на свой космический размах, «Луна» построена на простых драматических приёмах. Хорошие и плохие герои известны с самого начала, сюжет предсказуем. Есть и несколько клише — герой, пытающийся продолжить дело отца, мужчина, отошедший от дел и возвращённый к ним в духе старых боевиков, тупой министр, беспокоящийся только о репутации.
Большая часть простых приёмов создают эмоциональный фон картины и в принципе не раздражают. Но несколько раз они напрямую влияют на сюжет и тогда бесят. Объяснить действия руководителей NASA, которые будто желают смерти корейскому космонавту, довольно трудно, разве что сценарист решил ввести в историю злодеев.
Кадр из фильма «Луна»
Довольно просто для космического фильма выглядит и визуальный ряд. В целом это симпатичная и шумная картина, которая не замахивается на то, что ей не по силам, — всё-таки 22‑миллионный бюджет служит серьёзным ограничителем. Да, Луна получилась достаточно серой (может, она такая и есть, но в «Марсианине» было повеселее), а ближе к финалу припасли очень плохо нарисованную сцену. Однако и космический корабль, и пункт управления выглядят бодро — просто, но со вкусом.
Гиперэмоциональная драма
«Луна» — картина, которая требует от зрителя максимальной эмоциональной вовлечённости, ведь отсутствие невероятных спецэффектов выдвигает на первый план драму. Примерно раз в 20 минут возникает ситуация, когда все замолкают и ждут трагедии. Затем радуются, что она не произошла, и так до очередного катарсиса.
Иногда эти эмоциональные качели выглядят слишком манипулятивно, поэтому далеко не все «трогательные» моменты действительно трогают. Но хорошая музыка и экспрессивная актёрская игра сглаживают подобные эпизоды. Финальный спич одного из героев настолько слащавый и нарочито вдохновляющий, что способен вызвать и смех, и слёзы — зависит от степени сочувствия, вызванного предыдущими сценами.
Кадр из фильма «Луна»
Ну а для того, чтобы зритель ещё сильнее сопереживал происходящему, Ким Ён‑хва добавляет в историю сложные семейные отношения, флешбэки и бюрократические препятствия. Это тот фильм, в котором чиновники всегда плохие и думают только о своей репутации, из‑за чего жизнь космонавта оказывается под ещё большей угрозой.
Пожалуй, вся эта драма на разрыв в принципе работает лишь потому, что у «Луны» есть своё скромное обаяние. Предсказуемо, понятно, иногда дёшево, но ругать не хочется — получилась слишком добрая история, почти сказочная.
Неожиданное политическое высказывание
Пожалуй, единственная оригинальная идея фильма — рассуждения о политической составляющей космических исследований. Если в первые полчаса зрителю лишь намекают, что Южную Корею не пускают на Луну и не берут в элитный клуб космических держав, то уже ближе к концу сыпятся прямые обвинения в сторону NASA. Возможно, это слишком субъективный взгляд, но выглядит он интересно — буквально как политический манифест.
Кадр из фильма «Луна»
На протяжении 130 минут зрителю по‑разному намекают, что все должны дружить и исследовать мир вместе. В этом, кстати, отличие «Луны» от «Марсианина» или того же «Вызова», которые упиваются национальными космическими программами. Корейские кинематографисты ведут себя куда скромнее.
Необязательный космос
Сравнения, которые напрашиваются сами собой, не всегда работают на «Луну». Тот же «Марсианин», у которого «Луна» нагло подрезала одну из сцен, просто богаче выглядит, не говоря о безумном картофельном огороде.
Но если сравнивать с недавним «Вызовом», то история про корейских космонавтов получилась более эмоциональной и трогательной. А ещё авторы «Луны» не летали в космос, чтобы снять кино (хозяйке на заметку: для съёмок фильма про МКС можно сделать декорации, в этом суть кинопроизводства).
При этом после финала становится понятно, что фильм в целом не про космос. Главного героя можно запихнуть в другое место (например, в обрушившуюся шахту или Тихий океан) — и концепция не изменится, а интернациональный призыв будет звучать так же убедительно. Из‑за этого и сравнения с другими космическими фильмами становятся неактуальными.
Кадр из фильма «Луна»
В общем, корейская драма о космосе получилась сказочной, немного манипулятивной, но всё же увлекательной. Этот добрый и вдохновляющий фильм не претендует на сложные сюжетные линии или невероятный визуальный ряд. Но если к происходящему на экране относится слишком серьёзно, то «Луна» может утомить.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Как рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
Как улучшить родной город: 5 проектов, которые помогут преобразить окружающее пространство своими силами
Как усыновить ребёнка: пошаговый план
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии