Неожиданнее «Джентльменов», круче обычных боевиков. «Гнев человеческий» от Гая Ричи просто не может разочаровать
22 апреля в российский кинопрокат выходит новый экшен‑триллер Гая Ричи «Гнев человеческий». Главную роль в фильме исполнил Джейсон Стэйтем, без которого когда‑то не обходилась ни одна знаковая работа режиссёра («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и «Револьвер»).
Гай Ричи пользуется в России особенным уважением, его фильмы очень любят и ждут. Возможно, потому, что их герои всегда сочетали магнетическое обаяние с брутальностью. Этим они и покорили целое поколение зрителей.
Но в какой‑то момент карьерная дорожка повела режиссёра не туда: после фильмов о Шерлоке Холмсе в 2017 году на свет появился неоднозначный «Меч короля Артура». Причём Гай Ричи снял картину в нетипичном для себя жанре средневекового фэнтези. Затем его позвали снимать «Аладдина» — очередной игровой ремейк диснеевской классики. Только вот продюсеры вытравили оттуда любой намёк на авторский взгляд, которым Ричи как раз и славится.
Зато в 2020 году Гай Ричи вернулся с задорными «Джентльменами». Очень похожее кино он снимал в конце 1990‑х и начале нулевых. Фанаты встретили картину восторженно: она не только вернула им веру в любимого режиссёра, но и заставила с нетерпением ждать следующего релиза.
Арсенал проверенных приёмов
По сюжету, в инкассаторскую фирму Fortico нанимается загадочный парень по имени Эйч. Когда один из броневиков с деньгами пытаются ограбить, новенький неожиданно проявляет себя как опытный боец с железной выдержкой. Коллегам тут же становится ясно, что простой работяга так метко стрелять просто не может. И Эйч действительно внедрился в фирму не просто так: он ищет того, кто причинил ему сильную боль в прошлом.
По сути, это всё, что допустимо рассказать о сценарии, чтобы избежать критических спойлеров. В данном случае сохранить интригу, говоря о фильме, действительно важно, поскольку лишние подробности могут испортить всё удовольствие. Но это не мешает объяснить, отчего поклонников самобытного стиля Гая Ричи новая картина очень порадует.
Режиссёр опять щедро отсыпал приёмов, за которыми на его картины идут в кино. В ход пошли параллельный монтаж, энергичное повествование, частая смена кадров и уникальные открывающие титры, отсылающие к классическим боевикам 1990‑х. Вдобавок зрителям, как и в старых работах Гая, придётся запоминать поимённо с десяток самых разных героев, иначе в перевёрнутом с ног на голову сюжете легко запутаться.
Благо, все персонажи обладают ярко выраженной харизмой, а кто‑то ещё и запредельно крут. Всё-таки Гай Ричи один из тех режиссёров, кто умеет так показать парня, щёлкающего затвором оружия, что от этого сразу перехватывает дух. Порадовал и герой Скотта Иствуда (сына легендарного Иствуда‑старшего), выложившегося в этот раз по полной.
Нелинейная структура повествования
Здесь важно заметить, что трейлер фильма всех обманул. Можно было запросто подумать, что следующая работа режиссёра будет обычным бодрым боевиком со звездой в главной роли и минимумом пищи для ума. Да и фирменный стиль Гая Ричи в нём абсолютно не чувствовался.
На самом же деле структура сценария стала ещё более извилистой, чем в «Джентльменах». Создаётся впечатление, что британец решил зайти на территорию своего соотечественника Кристофера Нолана и поиграть в нелинейность. Хотя такой способ повествования имел место и в «Револьвере» — Ричи вообще любит экспериментировать со сценарной конструкцией.
Деление на главы и вовсе роднит фильм с работами Квентина Тарантино — ещё одним виртуозом жанра. Причём с каждой новой частью градус драмы возрастает. Ближе к середине даже вставили сцену с пыткой, делающую сравнение с Тарантино ещё более уместным: всё-таки раньше Гай старался не показывать насилие без купюр.
Кстати, если на минуту расставить события в хронологической последовательности, получится самый обычный боевик, а всё очарование сразу развалится. Вот только то, что в руках заурядного режиссёра не представляло бы интереса, здесь бесповоротно увлекает, заставляя вместе с Эйчем гадать, кто же главный злодей в этой истории.
Тонкая ирония над брутальными героями
На этом моменте допустимо опять вспомнить Тарантино, который тоже умело разбавляет кровавую баню шутками разной степени непотребства. Только в «Гневе» забавные моменты в основном сосредоточены в первой трети ленты.
После этого картина резко выкинет драматический козырь и плавно мутирует в фильм‑ограбление, а там будет уже не до острот.
Но даже в самых напряжённых сценах Гай Ричи всё равно находит минутку, чтобы всласть подурачиться. Например, режиссёр смешно обыгрывает сюжетный троп, часто обставленный так: один из героев заходит в комнату, а там его уже ждёт товарищ, настроенный на серьёзный разговор. Причём ждёт драматично — сидя в кресле при зловещем свете лампы.
Естественно, в данном случае в роли этого товарища выступает Джейсон Стэйтем, непроницаемая суровость которого и без того служит постоянным объектом иронии в фильме. Невозможно не смеяться, глядя, как его персонаж мрачно смотрит в потолок или ставит себе на звонок «Полёт валькирий» — ну а что ещё мог выбрать человек, воплощающий брутальность.
Будь на месте Гая Ричи другой постановщик, такие приёмы могли бы сойти за шутовство. Но автор с нежностью относится к своим героям, да и сделано это всё очень деликатно и тонко.
Сейчас, когда киноиндустрия по понятным причинам переживает кризис, новая работа Гая Ричи точно станет для любителей зрелищного кино глотком чистого воздуха. Эта история при другом подходе могла бы остаться стандартным боевиком.
Но нелинейный сюжет превращает её в шкатулку с сюрпризом, а рельефные во всех смыслах этого слова герои словно созданы, чтобы их обожать.
Станьте первым, кто оставит комментарий