Как киновселенная Marvel стала культурным феноменом и задала главные тренды в кино
Даже самый невнимательный зритель сейчас заметит, что фильмы-комиксы захватили кинотеатры. Каждая студия выпускает по две-три картины в год, не считая сериалов на телевидении и потоковых сервисах.
Однако так было не всегда. Конечно, сами комиксы в США и Европе любили с давних времён, и на большие и малые экраны их начали переносить ещё в 1940-х. Но повальная массовая популярность началась чуть более 10 лет назад с появлением киновселенной Marvel. И получилось так, что компания, находившаяся на грани разорения, задала самый массовый и значительный тренд в кино на годы вперёд.
Как Marvel добилась такой популярности
Зацепила зрителя сразу на несколько фильмов
В конце 1990-х дела у студии Marvel шли настолько плохо, что им пришлось продать разным компаниям права на экранизацию комиксов о многих популярных персонажах. Среди них были Человек-паук, Фантастическая четвёрка и Люди Икс. Так вскоре появилась трилогия Сэма Рейми о Пауке и фильмы Брайана Сингера о Росомахе и прочих мутантах.
Все эти картины стали популярны и собирали отличную кассу. Но они строились по принципу простой франшизы: трилогия о Пауке, трилогия о Людях Икс, дилогия о Фантастической Четвёрке.
И тогда компания Marvel решила снимать свои фильмы. Но чтобы как-то выделиться на фоне остальных, ей пришлось создать нечто намного более масштабное — целый мир супергероев, где каждая картина рассказывает об отдельных персонажах, но все они сосуществуют в одной вселенной.
По сути, студия шла ва-банк. В разработку первого фильма вложили буквально все возможные средства, провал обернулся бы крахом компании. Сегодня кажется, что «Железный Человек», с которого и началась история, изначально был обречён на успех. Но на самом деле это был огромный риск.
Исполнитель главной роли Роберт Дауни — младший лишь незадолго до этого снова стал набирать популярность после курса лечения от наркомании. Режиссёрское кресло занял Джон Фавро, снявший на тот момент лишь пару не самых популярных фильмов.
Но затея удалась: зрители приняли «Железного Человека» с восторгом. Сработал и харизматичный главный герой, идеально повторивший образ из комиксов, и множество отсылок к оригинальным произведениям Marvel, порадовавших фанатов. Но главное, в финале авторы оставили намёк на то, что дальше все фильмы Marvel будут связаны друг с другом: в сцене после титров Тони Старк встретился с директором организации Щ.И.Т. Ником Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), который рассказал ему об идее команды «Мстители».
Фанаты отлично понимали, что это означает. В оригинальных комиксах авторы часто устраивали кроссоверы — сюжеты, где встречались разные самостоятельные супергерои. Но на экранах это происходило разве что в мультфильмах. Здесь же зрителям сразу намекнули, что дальнейшие картины Marvel пропускать нельзя.
Поэтому все последующие работы студии сразу оказались в центре внимания. Вряд ли «Невероятный Халк» самостоятельно мог заинтересовать зрителей: в 2003-м уже выходил фильм об этом герое, и его приняли прохладно. Но все знали, что после него появится второй «Железный Человек» и «Тор», и уже шли слухи о картине про Капитана Америку.
Таким образом, компании сразу удалось зацепить зрителя. Первые картины не были связаны напрямую, но постоянные намёки и упоминания героев плавно подводили к появлению новых персонажей и всё больше сближали их друг с другом.
После первых пяти фильмов все знакомые зрителям супергерои объединились в масштабном кроссовере «Мстители». Такого на больших экранах ещё не было. Конечно, уже существовали фильмы о Людях Икс, но там персонажи изначально фигурировали в одной франшизе.
А здесь на экране встретились герои собственных историй. Зрители их уже знали, но теперь их собрали вместе, а потому в кинозалы пошли фанаты каждого из персонажей. Так «Мстители» в 2012 году устроили настоящую революцию в кинематографе, после чего все студии кинулись создавать собственные вселенные.
Построила целый мир на экране
Всё это не сработало бы так хорошо, если бы не чёткая организация. Ведь нужно не просто связать между собой главных героев. Необходимо выстроить целый мир, в котором не будет логических противоречий.
Поэтому у киновселенной Marvel появился руководитель Кевин Файги. Он сам не снимает фильмы, но командует процессом в целом. Хотя поначалу нестыковки всё же случались.
По задумке, одного персонажа должен играть один и тот же актёр во всех фильмах. Но после первого «Железного Человека» франшизу покинул Терренс Ховард, сыгравший Джеймса Роудса, будущего супергероя Воителя. Его заменил Дон Чидл. А потом студия уволила Эдварда Нортона, который исполнил роль Брюса Бэннера в «Невероятном Халке». В следующих фильмах эта роль досталась Марку Руффало.
Но это произошло на самом старте. В дальнейшем такое случалось редко. Либо замены касались эпизодических персонажей, либо героев гримировали так, что разницу могли заметить только самые внимательные фанаты.
Кроме того, один актёр не мог играть в фильмах киновселенной разные роли, что также создавало ощущение реалистичности. Зрителям не приходилось привыкать к тому, что знакомый артист уже не герой, а злодей. Нестыковки были, но они касались лишь мелких второстепенных героев, которых большинство просто не запоминает.
Это позволило зрителям видеть старых знакомых даже во второстепенных персонажах. Если на экране мелькает Джон Фавро, то все знают, что это Хэппи — помощник Тони Старка. Если появляется Джейми Александер — это Леди Сиф, соратница Тора.
Именно поэтому «Мстители» воспринимались зрителями очень легко. Если бы они вышли не в рамках киновселенной, режиссёру Джоссу Уидону пришлось бы как-то представлять и раскрывать на экране сразу десяток героев и объяснять, как работает их мир. Но поклонники киновселенной уже знали всё это заранее. Поэтому достаточно просто собрать персонажей вместе, показать знакомого злодея и устроить экшен на два часа. Предыстория из сольных фильмов позволила не тратить время на вводные данные.
Вовремя изменила подход, чтобы избежать провала
После оглушительного успеха «Мстителей» в киновселенной начался небольшой спад. Конечно, продолжения «Железного Человека», «Тора» и «Первого мстителя» собирали отличную кассу и даже критики их хвалили.
Но Marvel столкнулась с ожидаемой проблемой самоповторов. Новые истории хоть и развивали мир, но продолжали примерно ту же атмосферу и рассказывали похожие сюжеты. В обычном кинематографе это называют проклятием сиквелов. В киновселенной Marvel это можно условно обозначить, как проклятие второй фазы.
И здесь можно выделить два основных события, которые наиболее сильно повлияли на развитие мира «Мстителей». Во-первых, студия лишилась сразу двух отличных режиссёров. После фильма «Мстители: эра Альтрона» ушёл Джосс Уидон. А Эдгар Райт не стал снимать «Человека-муравья», оставшись только сценаристом. Оба покинули проект, заявив, что студия пытается слишком сильно контролировать процесс и приходится согласовывать буквально каждую шутку. Именно поэтому фильмы стали получаться однообразными.
Во-вторых, в это же время настоящим хитом стали «Стражи Галактики». Эта картина разительно отличается от всех остальных, поскольку режиссёру Джеймсу Ганну дали полную свободу творчества.
Возможно, киновселенная Marvel могла бы и дальше существовать, выпуская однотипные проверенные фильмы: наверняка терпения фанатов хватило бы ещё на несколько лет. Но опыт со «Стражами Галактики» показал, что подход можно сменить, при этом авторские проекты вовсе не нарушат целостность вселенной, а только добавят ей яркости.
Сделала разнообразное кино в общей киновселенной
Третья фаза ознаменовалась значительно большей свободой для режиссёров и неожиданными поворотами. В комиксах герои нередко сталкивались между собой. Но в рамках киновселенной всё казалось предсказуемым: хорошие всегда побеждают, а плохие проигрывают.
Однако первый же фильм третьей фазы «Первый мститель: противостояние», который сняли братья Руссо, перевернул представление о супергероях на экране. Большую часть времени они дрались между собой, а финал получился очень неоднозначным. По сути, злодей добился своей цели.
А далее Кевин Файги и руководство Marvel позволили авторам всё больше воплощать на экране именно свои задумки и сохранять авторскую стилистику. Более того, в киновселенной чаще стали появляться не слишком известные широким массам режиссёры со своим видением процесса.
Так, новозеландец Тайка Вайтити, которого знали лишь по малобюджетной комедии «Реальные упыри», снял фильм «Тор: Рагнарёк». Причём его почерк в картине заметен очень чётко: много смешных моментов, импровизаций и просто хулиганских поступков героев. Вряд ли кто-то ещё решился бы показать, как сам бог грома пугается, когда его стригут.
Мистического «Доктора Стрэнджа» поставил мастер хоррора Скотт Дерриксон. «Чёрную Пантеру» доверили снимать Райану Куглеру — автору «Станции „Фрутвейл“» и «Крида», что добавило картине национального колорита. А «Капитана Марвел» поставила малоизвестная пара инди-режиссёров Анна Боден и Райан Флек.
Почерк каждого из авторов невозможно спутать с другими, и вторая часть «Стражей Галактики» снова держится исключительно на стиле Джеймса Ганна. Именно поэтому Marvel пришлось вернуть его в качестве режиссёра будущей третьей части даже после скандала и увольнения.
Среди негативно настроенных людей бытует мнение, что все фильмы Marvel похожи друг на друга. Но если человек может спутать шпионский триллер «Первый мститель: другая война» с комедийным экшеном в «Стражах Галактики», значит, он просто не смотрел эти картины.
Объединила кино и телевидение
И ещё один уникальный смелый ход Marvel — объединение кино и сериалов. После первой части «Мстителей» история Фила Колсона и его команды продолжилась в сериале «Агенты Щ.И.Т.». О жизни Пегги Картер — первой любви Капитана Америки — рассказали в сериале «Агент Картер».
Связь с популярными фильмами сразу же привлекла внимание зрителей. А в дальнейшем «Агенты Щ.И.Т.» неплохо расширяли сюжеты киновселенной. Например, предпосылки краха организации Щ.И.Т. в «Другой войне» становятся намного яснее, если знать события сериала.
А ровно после обвинений в однообразии сюжетов и атмосферы компания совместно с потоковым сервисом Netflix запустила сериал «Сорвиголова» и ещё несколько проектов, которые потом объединились в свой кроссовер «Защитники». Они радикально отличаются от всего, что показывали в киновселенной раньше. Это взрослые и мрачные истории героев, большинство из которых даже не носит костюм.
В дальнейшем на разных площадках появились и другие проекты, каждый из которых рассчитан на свою аудиторию. Вроде бы они напрямую не связаны с событиями основных фильмов, но всё же не противоречат основному миру и дополняют его.
Сделала фильм главным событием года
Уже второй год подряд глобальные кроссоверы киновселенной становятся одним из самых значимых событий года. Всё дело в том, что в фильмах «Война бесконечности» и «Финал» Marvel подводит итог десятилетней истории. Все предыдущие картины готовили к глобальному противостоянию героев и Таноса. И в общих фильмах им всем приходится объединиться, чтобы победить злодея.
Это значит, что фильмы смотрят все поклонники «Железного Человека», «Доктора Стрэнджа», «Тора», «Стражей Галактики», нового «Человека-паука», которого компания уже смогла выкупить, и всех прочих героев.
К тому же авторы до премьеры держат в строжайшем секрете все детали сюжета, заставляя зрителей гадать, что же произойдёт. Такие фильмы даже трудно с чем-то сравнивать, поскольку подобного в истории кинематографа просто не было: на экране собираются десятки персонажей в самых неожиданных комбинациях. В некоторых сценах «Войны бесконечности» даже чувствуется разный режиссёрский стиль авторов сольных историй о героях.
Разумеется, все заранее знают, что часть героев, которые погибли в предыдущей части, вернутся в «Финале». Но как это произойдёт, что случится с другими любимыми персонажами, и, главное, как будет развиваться киновселенная дальше, неизвестно. И потому миллионы зрителей заранее покупают билеты на премьеру, чтобы первыми узнать о судьбе любимых героев.
Как другие студии проваливают попытки скопировать киновселенную
Успех Marvel, разумеется, задал главный тренд в развитии массового кинематографа на годы. Но ни у одной компании пока не получилось создать настолько глобальную киновселеленную. Всё дело в том, что каждая из них упускает какие-то важные моменты.
Наиболее близкий пример — «Расширенная вселенная DC». В арсенале у Warner Bros. есть не менее популярный мир комиксов со знакомыми всем Бэтменом, Суперменом и прочими героями. Но после успешного старта с фильмом «Человек из стали» Зак Снайдер и руководитель киновселенной Джефф Джонс начали слишком торопиться.
В фильме «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости» зрителей познакомили сразу с тремя новыми персонажами. В «Лиге справедливости» ещё с тремя. При этом сольные истории к тому времени сняли лишь о Супермене и Чудо-женщине. И поэтому раскрыть героев авторам не удалось (чего избежали «Мстители» за счёт предысторий).
В это же время на телеканале The CW развивалась собственная киновселенная с теми же героями. Во вселенной Стрелы есть свой Флэш, Супермен, Отряд самоубийц, которые никак не связаны с персонажами фильмов. Кроме того, DC сейчас запустила собственный потоковый сервис, где выходят сериалы по комиксам, и там снова появились новые Киборг, Бэтмен и другие герои.
Всё это не даёт ощутить целостности мира. Зрителю каждый раз приходится заново знакомиться с персонажем и путаться в его предыстории.
Компания Fox, владеющая франшизой «Люди Икс», вроде бы пошла по стопам Marvel, тем более что первые успешные фильмы у них вышли раньше. Но здесь авторы забыли о нестыковках в актёрском составе. Хью Джекман продолжал играть Росомаху, а тем временем большинство других актёров сменилось, а Райан Рейнольдс и вовсе сыграл две версии Дэдпула, у каждого из которых своя предыстория.
Но тренд на создание киновселенных коснулся не только комиксов. С фильма «Мумия» должна была стартовать «тёмная вселенная», которая объединит доктора Джекила, монстра Франкенштейна, Человека-невидимку и других классических героев. Но провал первого фильма поставил под вопрос развитие истории.
А вот «вселенная монстров» развивается успешно. Пока что есть только отдельные фильмы «Годзилла» и «Конг: остров Черепа». Но в обеих картинах фигурирует организация «Монарх», связывающая сюжеты. После второй части «Годзиллы» авторы планируют столкнуть героев друг с другом. Проблема здесь в том, что гигантских монстров, которых знают зрители, не так уж и много и из этого удастся создать лишь несколько кроссоверов. Вряд ли этот мир сможет просуществовать слишком долго.
Почему киновселенная Marvel — феномен, а не развлечение для гиков
В первую очередь потому, что студия сделала то, на что не решался раньше никто. Под руководством Кевина Файги авторы фильмов и сериалов построили огромный мир, населённый десятками героев.
Marvel чётко следит за тенденциями. Как только популярность начала падать, студия сразу сменила направление и снова зацепила зрителей новыми жанрами и историями. При этом сериалы расширили аудиторию за счёт разных стилей и платформ.
К тому же многие проекты Marvel можно смотреть отдельно от других. «Стражи Галактики» понравятся даже тем, кто не слышал про остальную киновселенную. Сериал «Агент Картер» заинтересует поклонников шпионских фильмов в ретростиле. «Джессика Джонс» порадует любителей нуарных детективов, а «Каратель» — поклонников классических боевиков. Это самостоятельные сюжеты. Но если посмотреть их все вместе, восприятие сильно изменится.
И главное, Marvel не боится отступать от правил и удивлять зрителя. Это может касаться как неожиданных поворотов сюжета, так и жанровых экспериментов. Даже спустя 20 фильмов поклонники не знают, чего ждать дальше. Здесь достаточно драмы, социальных тем, комедии и, конечно, экшена. И потому почти каждый новый проект студии Marvel снова собирает множество зрителей.