Проверка на враньё: 7 советов, как не вестись на фейковые новости
1. Читайте новость целиком, а не только её заголовок
Несколько лет назад на сайте The Science Post появилась новость о том, что 70% пользователей Facebook* знакомятся лишь с заголовками научных статей, прежде чем делиться подобными материалами и оставлять комментарии. Эти данные не были подтверждены исследованиями, а сама статья состояла из текста‑заполнителя Lorem ipsum, который обычно используют в макетах страниц. Тем не менее читатели охотно расшаривали шуточную новость: на момент, когда необычную публикацию заметило издание The Washington Post, ей поделились 46 тысяч раз, а сейчас количество репостов приближается к 200 тысячам. Впрочем, вскоре догадки авторов нашли подтверждение. Например, учёные из Колумбийского университета и Французского национального института выяснили, что 59% ссылок, которыми люди делились в Twitter, на самом деле никогда не открывались.
Авторы статей могут пользоваться этой человеческой особенностью и придумывать провокационные заголовки к статьям, чтобы увеличить число кликов и репостов. Как правило, в таких новостях обещают рассказать о сенсации, катастрофе, скандале с участием знаменитостей. Но при внимательном чтении может оказаться, что заголовок искажает смысл информации или даже противоречит ей.
2. Изучите источник новости
Важно проверить, кто опубликовал эти данные. Если вы видите новость в личном блоге или на недавно созданном сайте, безоговорочно доверять такой информации не стоит. Проверьте данные о портале — регистрацию, состав редакции, адрес URL. Фейковые источники могут копировать дизайн сайта и логотип крупного СМИ, но при этом изменить в адресе всего одну букву.
В социальных сетях вы тоже не застрахованы от подделок. Например, фейковый Telegram‑канал способен выдавать себя за официальный аккаунт авторитетного издания. Такой источник может не только распространять ложные новости, но и заниматься мошенничеством — например, объявить сбор средств. Как правило, СМИ размещают на сайтах ссылки на свои аккаунты в соцсетях: проверьте, совпадают ли они с данными источника, где вы обнаружили новость. В Instagram* рядом с названием страницы может стоять синий значок верификации — это значит, что аккаунт подлинный.
3. Уточните первоисточник
Перейдите на первоисточник новости и посмотрите, кто её сообщил: официальные органы (например, городская администрация), авторитетный эксперт или анонимный свидетель. Если ссылок в статье нет, а автор использует выражения типа «учёные говорят» или «всем известно, что», но не ссылается на конкретных специалистов или исследования, то он либо осознанно искажает факты, либо выдаёт свои фантазии за действительность.
Будьте внимательны к дате — иногда медиа публикуют шуточные статьи 1 апреля. К тому же в Сети есть сайты, которые специализируются именно на абсурдных новостях. Обычно они не пытаются выдавать публикации за чистую монету, но в огромном потоке новостей читатель может не отличить правду от художественного вымысла. Порой даже серьёзные СМИ могут из‑за невнимательности перепечатать шутку, приняв её за истину.
4. Обратите внимание на язык публикации
Фейковые новости прежде всего обращаются к вашим эмоциям. Чем больший эмоциональный отклик вызывает у человека информация, тем выше вероятность, что он не будет её анализировать. В грамотном журналистском материале должен соблюдаться баланс мнений. Если же в тексте представлена точка зрения одной стороны, а автор ей явно симпатизирует, то лучше поискать другой источник.
Факты в новости должны преподноситься максимально нейтрально, без эмоциональных призывов и оценочных высказываний автора. Если чувствуете, что прочитанное вызывает ненависть, панику или страх, не исключено, что вами пытаются манипулировать.
5. Не доверяйте фото и видео
Их тоже могут подделывать. Если фотографию кто‑то выкладывал раньше, проверить это можно через поиск по картинкам в Google или «Яндексе». Не исключено, что события на снимке произошли не там, где заявлено в статье, а вовсе в другом месте и в другое время.
Присмотритесь к изображению: что происходит с перспективой и тенями от объектов, нет ли разницы в яркости и контрастности на разных участках. Можно увеличить фото в графическом редакторе. Часто фотошоперы соединяют два изображения разного размера — тогда при увеличении одна картинка будет более зернистой, чем другая.
С видео сложнее: дипфейки, которые появляются благодаря искусственному интеллекту, крайне непросто отличить от оригинала. Если вы видите, что известный человек говорит что‑то сенсационное и провокационное, стоит насторожиться. Это видео может оказаться фейком или ловким монтажом, искажающим смысл высказывания. Некоторые ролики можно найти по ключевым словам на YouTube — есть шанс, что получится обнаружить оригинал записи и выяснить, что же на самом деле сообщал герой видео.
6. Поищите информацию в других источниках
Нередко авторы фейков, пытаясь сделать материал более правдоподобным, ссылаются на крупные СМИ, в том числе и зарубежные. Попробуйте поискать оригинал публикации и выяснить (при необходимости — с помощью онлайн‑переводчика), не искажена ли информация. Если в статье упоминается эксперт, его тоже можно погуглить: не исключено, что автор просто выдумал этого человека.
Если новость вас заинтересовала, поищите источники, которые будут освещать это событие с разных ракурсов. Так у вас больше шансов увидеть объективную картину.
7. Будьте внимательны в социальных сетях
Источниками новостей могут служить поддельные страницы. Чтобы вычислить фейк, обратите внимание, когда был создан аккаунт, загружал ли пользователь фото и видео, есть ли у него друзья и подписчики. Отсутствие информации о себе, фотография котят на аватарке и пустой список друзей — всё это может говорить о том, что аккаунт поддельный. Доверять такому источнику не стоит.
Но даже если вы прочитали новость у известного блогера, её нужно перепроверить. Ведь автор может не обладать экспертными знаниями по какому‑то вопросу и вводить подписчиков в заблуждение. Иногда случайно, а иногда и намеренно.
Новости с громкими заголовками и шокирующие слухи способны разлетаться очень быстро — даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Чтобы остановить распространение недостоверных данных, российские IT‑компании и СМИ подписали меморандум о борьбе с фейками.
Среди участников договора — РБК, «Яндекс», Mail.ru, Rambler&Co, Rutube, «Ведомости», «Известия», The Bell, URA.RU. Компании и издания, присоединившиеся к меморандуму, планируют обмениваться опытом по борьбе с фейковыми новостями и разработать единые правила поиска, проверки и маркировки недостоверной информации.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.