11 фактов о театре, которыми вы сможете блеснуть в разговоре
1. Уронить пьесу — плохая примета, особенно если это «Макбет»
Избегать чёрных кошек, не рассыпать соль, устраивать прятки невестам — это для широких масс, в театре же свои суеверия. Одно из самых значимых — не ронять листки пьесы во время репетиции. Такая неосторожность может обернуться провалом спектакля — по крайней мере, в это верят театралы. К счастью, ситуацию можно исправить: достаточно посидеть на упавшем тексте.
Другая опасность для сцены и её обитателей — «Макбет». Пьесу окружают слухи о проклятии. Говорят, во время первой же постановки мальчишка, который должен был играть жену главного героя, умер за кулисами. Тогда роль леди Макбет пришлось исполнять самому Шекспиру. После этого инцидента за несчастной пьесой потянулся целый шлейф трагедий. В разное время во время показов происходили беспорядки и обвалы декораций, на сцене случайно оказывались настоящие кинжалы и мечи вместо бутафорских, актёры падали в зрительный зал. «Проклятье» мелькает в новостях даже сегодня — недавно бродвейскую версию «Макбета» отменили за пару минут до поднятия занавеса. И причиной главного скандала на последней церемонии вручения премии «Оскар» с Крисом Роком и Уиллом Смитом особо впечатлительные театралы тоже называют шекспировское произведение: комик произнёс название проклятой пьесы незадолго до знаменитой пощёчины.
2. Английский театр «Доминион» находится на месте пивного наводнения
Пока суеверные актёры и постановщики отсиживаются на листочках, лондонский театр «Доминион» бесстрашно стоит на месте катастрофы — пивного наводнения. Раньше Тоттенхэм‑Корт‑Роуд, на которой и расположен «Доминион» сегодня, была обыкновенной улицей в трущобах. Люди жили в подвалах и едва ли пробовали хорошее пиво, хотя и соседствовали с пивоваренным заводом. Нахлебаться вдоволь пенного удалось 17 октября 1814 года, когда цистерны предприятия лопнули и залили всё вокруг хмельным напитком. Кажется, случай скорее забавный, чем катастрофический, но на деле всё обернулось трагедией. Погибло 9 человек. Люди не успевали выбраться из подвалов и тонули, а некоторые умирали в результате алкогольного отравления.
Произошедшее списали на непреодолимые силы, и в 1922 году завод снесли. «Доминиону» неудача предыдущего предприятия не досталась: несмотря на несколько закрытий, театр пользуется успехом и регулярно показывает представления.
3. В Японии театр не ставился на паузу даже в антрактах
Нет, это не ещё один круглосуточный спектакль. Речь о кегёне — иммерсивных народных представлениях в перерывах пьесы. Классический японский театр — но — подразумевал тяжёлые драматические сюжеты в нескольких актах. Чтобы отвлечь публику от мрачных раздумий о природе добра и зла, между действиями актёры без традиционных костюмов, грима и реквизита развлекали зрителей комическими зарисовками. Сочетание этих двух перформансов называется «нокагу» и входит в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
4. Театр был местом публичных казней
Театр, в отличие от русского бунта, никогда не был бессмысленным, а вот в беспощадности эти действа могут и посоревноваться. В древнем римском театре, например, нередко случались публичные казни. Некоторые исследователи выделяют их в самостоятельный вид представлений. Иногда осуждённых на смерть преступников заставляли разыгрывать известные мифы с неизбежным не‑хеппи‑эндом. В других постановках сценарий прорабатывался меньше и приговорённым к смерти доверяли импровизации в компании голодных диких зверей.
5. Шут гороховый — театрал
Горох в народе уважением не пользуются: им и об стенку бросали, чтобы обзывать бестолковых и упрямых, и детские колени испытывали. Ещё и шут в языке оказался гороховый. По одной из версий, это выражение своим появлением обязано придворному русскому театру. Шуты набивали бычьи пузыри сухим горохом и использовали как колотушки для коллег по сцене. А ещё эти устройства издавали характерный звук, по которому публика понимала, кто вот‑вот появится на сцене.
6. В Лондоне есть театр с местами для призраков
Даже солд‑аут не заставил лондонский театр «Палас» продать зрителям два места на балконе. Это расточительное суеверие объясняется просто — места заняты театральными призраками. Один из них, по легендам, — дух неизвестной балерины, второй — призрак Айвора Новелло, известного валлийского актёра, певца и композитора начала прошлого века.
7. В театре можно было шуметь и даже есть
Сейчас в театре принято сидеть тихо и аплодировать строго в конце сцены, но прежний этикет не был столь аскетичным. Театр был местом встреч светского общества, рассадником сплетен и инструментом демонстрации нарядов. Сами спектакли часто уходили на второй план — люди приходили пообщаться и обсудить своих соседей по высшему обществу. А ещё — вкусно перекусить. Поэтому в середине XVIII века оперные композиторы отдавали менее талантливым певцам первую арию второго акта — «сорбетную арию». Дело в том, что именно в этот момент представления было принято подавать зрителям десерт. Ждать антракта никому не хотелось, и звон ложек заглушал музыку.
8. Во Вьетнаме ещё в XI веке существовал водный театр
Спецэффекты родились не вчера — вьетнамский театр демонстрировал чудеса подводного театра ещё десять столетий назад. Тогда рисовые поля, на которых массово трудился народ, часто затапливались дождями, и жители деревень развлекались, устраивая кукольные представления над водной гладью. Игрушечных «актёров» устанавливали на длинные палки и шесты, и, стоя по пояс в воде, рабочие разыгрывали сценки из своей жизни. Иногда достаточно было присесть, чтобы казалось, будто куклы ходят по воде. В современных шоу сюжеты остались прежние, но теперь актёры управляют яркими марионетками в специальном бассейне.
9. Театр теней родился из‑за трагической любви
Театр теней, согласно легенде, начался со светлой истории любви. Китайский император Хань Уди потерял любимую наложницу, а вместе с ней и всякое желание жить. Чтобы как‑то развеселить властителя, придворный советник задумал «воскресить» образ девушки. Помогли ему в этом дети: солнечным днём малыши играли с тенями от зонтиков. Красота момента впечатлила советника: мастер нарисовал фигуру наложницы императора на бумаге, вырезал и поместил за полупрозрачной тканью. Так и родился театр теней — механика не изменилась сквозь века, как и любовь зрителей к этим полумистическим представлениям.
10. В театре буквально умирали со смеху
Одной из жертв убийственной комедии в 1782 году стала вдова священника — миссис Фитцгерберт. Женщина смотрела спектакль Джона Гея «Нищий», когда с ней случился приступ истерического смеха. Причиной убийственного гэга стал актёр Чарльз Баннистер в образе кокетливой девушки Поли. Сама балладная опера рассказывает о буднях воров, мошенников и обитателей бедных районов — странный выбор для вдовы священника.
11. Театр — это полезно
Если смеяться осторожно, то ходить в театр действительно полезно. Это подтверждают многие исследования. Например, потенциальную пользу показали форумные театры в Африке и Северной Америке. Зрители в таких спектаклях смотрят на ситуацию‑зарисовку, а затем предлагают свои варианты продолжения через взаимодействие с актёрами и ведущим. В 1989 году акушерки из Мали, придерживавшиеся традиций народной медицины, в интерактивной форме такого театра получили актуальные знания о менопаузе. Затем опыт повторили в Квебеке для людей с психическими расстройствами. Пьесу «Не так безумен, как всё это», которую создали в ходе этого форума, записали на видео и использовали как учебное пособие о нормах общения с людьми с ментальными нарушениями.
А ещё исследования выявили возможную пользу театра для детей с расстройствами аутистического спектра, пожилых людей и для тех, кто столкнулся с болезнью Паркинсона и другими психическими расстройствами.
Для кого‑то театр — это инструмент борьбы со стрессом и одиночеством, кто‑то просто любит внимание и выступает ради его лучей. Другим важно быть услышанными и закрепить свои идеи в словах и мыслях зрителей. Школьники и студенты, какими бы ни были причины их симпатии к сцене, могут поучаствовать в конкурсе‑фестивале «Знание. Театр» от Российского общества «Знание». Уже сейчас по всей стране работают более 12 000 школьных театров, и фестиваль поможет приобщить к искусству ещё больше юных талантов. Успеть подать заявку нужно до 15 мая: принимаются оригинальные пьесы и синопсисы будущих работ на русском языке. Можно выбрать одно из тематических направлений — история, социология и психология, наука, экология, культура и искусство — или создать произведение по любой актуальной для молодой аудитории идее. Показ спектакля‑победителя откроет фестиваль в сентябре. В программе также намечены читки лучших пьес, мастер‑классы, лекции и круглый стол с известными театральными деятелями страны.
Станьте первым, кто оставит комментарий