3 неожиданных факта о самооценке, которые вы могли не знать
Самооценка — это чувство собственной ценности и значимости. Это то, как мы воспринимаем себя: считаем ли себя достойными и компетентными, нравимся ли самим себе, вписываемся ли, по нашему мнению, в общество.
Повышением самооценки сегодня занимается целая индустрия, но её представители часто ошибаются. Повторяя перед зеркалом фразу «Я прекрасен» или «Я прекрасна», вы, скорее всего, не станете лучше к себе относиться. Потому что самооценка может быть явной и скрытой, и ваше сознательное представление о себе может не совпадать с подсознательным.
Людям свойственно искать быстрые решения, но, к сожалению, построить здоровую, реалистичную и стабильную самооценку не так просто.
1. Самооценка бывает не только высокой или низкой
Обычно её описывают именно так: либо мы нравимся себе и уверены в своих возможностях (высокая самооценка), либо нет (низкая). Уровень самооценки — важный показатель. Низкую самооценку связывают с депрессией и расстройствами пищевого поведения, высокую — с защитной реакцией, агрессией и нарциссизмом.
Кроме того, существует связь между самооценкой и счастьем. Но требуются ещё исследования, чтобы разобраться: высокая самооценка ведёт к счастью, или наоборот, или они просто могут возникать одновременно.
Однако уровень самооценки может оказаться менее важным, чем её стабильность. Часто у людей нестабильная самооценка, потому что они ставят собственную ценность в зависимость от чего‑либо. Это называют условной самооценкой. Она не отличается устойчивостью, потому что любые ошибки и неудачи становятся угрозой для самооценки, а не возможностью для обучения и развития.
Люди могут привязывать свою самооценку к таким вещам, как продуктивность, соответствие религиозной морали, интеллектуальные способности, отношения или физическая форма. Но что будет, если поступить аморально, провалить экзамен или набрать лишний вес? Каждая сфера требует от нас усилий на протяжении всей жизни. Это значит, что самооценка, основанная на успехе в той или иной области, будет постоянно находиться под угрозой — то есть будет нестабильной. Неудивительно, что условная самооценка плохо влияет на ментальное здоровье.
2. Стабильность самооценки важнее всего
Результаты многолетних исследований в США показали, что за 20 лет самооценка школьников и студентов значительно улучшилась. Например, среди детей 11–13 лет показатели выросли с 28 до 32 баллов из 40 возможных по шкале самооценки Розенберга, а среди подростков 14–17 лет — с 29 до 31 балла. Среди студентов наиболее распространённой со временем стала оценка 40 баллов, при этом почти у каждого пятого самооценка была идеальной. Однако высокая самооценка совсем не обязательно стабильная.
Исследования также показывают, что благие намерения повысить самооценку учеников за счёт похвалы на самом деле ухудшают успеваемость. Когда их хвалят за умственные способности, они начинают фокусироваться на успеваемости, а не на обучении, исходят из внешней мотивации к оценкам, а не из внутренней к знаниям и считают интеллект неизменной чертой, а не качеством, которое можно улучшить. Всё это вредит учебному процессу.
Упор на успеваемость ведёт не к успеху, а к стрессу, тревоге и проблемам в учёбе. Когда мы теряем внутреннюю мотивации, мы перестаём контролировать ситуацию и становимся более обидчивыми. Кроме того, если мы привязываем самооценку к интеллекту и считаем его при этом чем‑то фиксированным, то неудачи, ошибки или трудный материал превращаются в угрозу для нашего самовосприятия.
В подобной ситуации люди с нестабильной самооценкой могут чувствовать себя бесполезными и сдаваться раньше времени, чтобы защититься от поражения. Или, наоборот, упорно стараются сохранить самооценку, пытаясь изо всех сил достичь успеха, даже если их подход не работает, отнимает больше времени или требует больше усилий. Обе стратегии непродуктивны. Более эффективно было бы переосмыслить проблему и подойти к ней с другой стороны.
Короче говоря, высокая самооценка не обеспечивает хорошую успеваемость, хорошая успеваемость повышают самооценку. Точно так же высокая самооценка не делает кого‑то более успешным лидером, лучшим романтическим партнёром или более привлекательным человеком в целом.
Люди с высокой самооценкой могут думать, что они более популярные и любимые. Люди с условно высокой самооценкой обычно считаются неприятными и не располагают к себе. Это логично, если учесть, что они используют отношения для повышения самооценки. Как и в случае с успеваемостью, социальное признание, похоже, поднимает самооценку, а не наоборот.
Другими словами, самооценка — это не решение всех проблем. Даже самые уверенные в себе, привлекательные и умные люди переживают расставания, потерю работы и тревогу.
3. Здоровая самооценка зависит от усилий, а не от результата
Люди не могут быть одинаково выдающимися и во всём опережать друг друга. Предполагая это, мы подставляем свою самооценку под непрерывные удары. Вместо этого мы можем постараться укоренить нашу самооценку в том, что мы делаем лучше, а не в том, насколько хороши мы сами. Если мы будем вести себя в соответствии с нашими целями и находить поводы гордиться собой, это позволит выстроить самооценку, которая не зависит от результатов или мнения окружающих.
Например, если ваша самооценка зависит от отношений, попробуйте сфокусироваться на том, насколько ваши поступки добрые и полезные, а не на том, насколько вы кому‑то нравитесь. Если ваша самооценка зависит от продуктивности, постарайтесь обращать меньше внимания на то, как много вы делаете, и больше — на то, к каким последствиям приводят ваши действия.
Чтобы повысить самооценку другого человека, надо хвалить его усилия, а не результаты. Например, вместо «Ты такой умный!» сказать ребёнку «Ты так усердно над этим работаешь!» или «Ты узнаёшь так много нового!». Дети не могут контролировать, насколько они умны, и никогда не будут показывать блестящие результаты по всем предметам без исключения, поэтому подобные вещи не должны определять их самооценку.
Когда мы поощряем детей усердно работать, проявлять любопытство и ценить результаты своих усилий, мы помогаем укрепить их самооценку и даём им почувствовать, что их принимают. Это формирует у них реалистичное представление о своих способностях и механизмах отношений с окружающими. То же самое касается и взрослых.
Станьте первым, кто оставит комментарий